Внешнеэкономическая деятельность фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основании изучения современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»
сформулировать основные предложения по эффективной интеграции экономики республики в мирохозяйственные связи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- разработки категориального аппарата внешнеэкономической деятельности;
- анализ социально-экономического потенциала и современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»;
- формирование предложений разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности
1.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности
1.2 Развитие внешнеэкономической деятельности
1.3 Формы и методы международной торговли
2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»
2.1 Характеристика ОАО «НЛМК»
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности
3. Рекомендации по совершенствованию внешнеэкономической деятельности «НЛМК»
3.1 Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью «НЛМК»
3.2 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности «НЛМК»
3.3 Внешнеэкономическая деятельность «НЛМК» во время международного кризиса
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

2) организации,  фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские  конторы, сбытовые, торговые фирмы  и другие торгово-посреднические  структуры;

3) организации,  фирмы, которые обслуживают, обеспечивают  внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

К этой группе организаций, фирм относятся:

- инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся  на предоставлении инженерно-консультационных  услуг на внутреннем и международном  рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;

- консалтинговые  фирмы предоставляют услуги по  исследованию и прогнозированию  рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых  товарных рынков, по оценке торгово-политических  условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;

- инаудит - организация  по оказанию помощи и консультированию  предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

Проведение экспортно-импортных  операций осуществляется в несколько  этапов:

1. Маркетинговые  исследования рынка.

2. Изучение системы  государственного регулирования  ВЭД.

3. Технико-экономическое  обоснование.

4. Заключение  внешнеторгового контракта.

5. Исполнение  контрактных обязательств.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяет необходимость выполнения определённых управленческих и маркетинговых функций. [9, с. 10]

1.2 Развитие внешнеэкономической  деятельности

Первый этап (1986-1988 гг.) характеризуются изменением принципов организации управления внешней торговлей и её децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.

- Расширение  прав отраслевых министерств  и ведомств, предприятий, объединений  и организаций по выходу на  внешний рынок, установление прямых  связей и осуществление производственной  и научно-технической кооперации  с зарубежными партнёрами, предоставляются предприятиям производственные права самостоятельно участвовать в ВЭД.

- Расширение  числа участников ВЭД за счёт  создания совместных предприятий,  международных объединений и  организаций, ассоциаций внешнеэкономических  сотрудничеств с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.

Второй этап (1989-1991 гг.) характеризуются дальнейшим развитием ВЭД и формированием  системы государственного регулирования  данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. Получили все производители товаров и услуг.

На третьем  этапе, начинается с 1992 г. Усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и её либерализации.

Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное  место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкции в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран - членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли. [15, с. 88]

Правительством  России были впервые определены стратегические цели и приоритетные направления  дальнейшего развития ВЭД России.

- Развитие экспортного  потенциала России, включая совершенствование  его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоёмкой продукции

- Создание механизма  государственного стимулирования  экспорта и импорта замещения,  как на микроуровне, посредством  налоговых льгот экспортёрам  и долгосрочных льгот кредитов  на развитие экспортного производства, так и на макроуровне.

- Путём использования  части доходов от экспортных  пошлин и соответствующего механизма  распределения иностранных кредитов  и государственных инвестиций.

- Формирование  современной производственной и  финансово-экономичной инфраструктуры ВЭД.

- Устранение  сохраняющейся дискриминации иностранных  инвесторов и формирование институтов  страхования от политического  и экономического риска.

- Рационализация  импорта в целях изменения  структуры экономики и обеспечить процесс модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)

Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагало так же изменение  действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствие с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка. [19, с. 181]

1.3 Формы и  методы международной торговли

Формы и методы международной торговли разнообразны, но главная их цель - обмен товарами на взаимовыгодных условиях. Самым давним видом международной торговли является встречная торговля. К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при свершении которых в едином контракте фиксируются твёрдые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Таким образом, суть встречной торговли заключается  в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной из особенностей такой торговли является расширение практики встречных закупок экспортёрами тех товаров, которые используются не для своей страны, а заранее предназначаются для продажи в других странах. Большое распространение получила практика препоручения сбыта закупаемых экспортёром встречных товаров специальным торговым компаниям. Встречная торговля может осуществляться на основе клиринга.

Клиринг - это  система безналичных расчётов за товары, ценные бумаги и услуги, основанная на зачёте взаимных требований и обязательств на базе какой-либо валюты, с помощью которой оценивается стоимость товаров с учётом курсов валют.

По своей экономической  сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии - экспортная операция. На второй - встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многооперативность встречной торговли ведёт к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров - через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что ведёт к росту расходов на обращение. И тем не менее встречная торговля в последние годы интенсивно развивается.

1. Бартерные  сделки являются наиболее традиционной  разновидностью встречной торговли. Это безвалютный, но оценённый,  сбалансированный обмен товарами. Гарантией эквивалентности могут  быть мировые цены, рассчитанные  на основе доказательных конкурентных материалов.

Бартерный контракт - это два контракта купли-продажи. Условия обоих контрактов должны быть полностью идентичны. При бартерных  операциях взаимные претензии удовлетворяются  дополнительными поставками или  удержанием товаров. Например, если основной экспортёр опоздал с поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить дополнительное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими именно товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как товары различны как по стоимости, так и по дефицитности.

2. Встречные  закупки являются частным случаем  бартерных сделок, когда одна  из сторон, пользуясь дефицитностью  предлагаемого товара, навязывает  своему контрагенту частично  другой товар.

3. Операции с  давальческим сырьём имеют признаки встречной торговли, являясь сбалансированными, безвалютными и заранее оценёнными.

По заключённым  контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырьё и импортирует  продукты переработки или готовую  продукцию, другая - перерабатывает это сырьё (называемое давальческим) своими средствами. За переработку экспортёры сырья осуществляют дополнительную поставку. Для соблюдения общегосударственных интересов расчет экономической целесообразности этих операций должен осуществляться на базе мировых цен с привлечением доказательных конкурентных материалов с мирового рынка.

4. Выкуп устаревшей  продукции является одним из  эффективных способов увеличения  продаж в условиях жесткой  конкуренции на рынках сбыта.  При поставке новых товаров  экспортёр выкупает устаревшие модели, а их остаточная стоимость засчитывается в стоимости новых товаров. Наиболее широко применяется этот способ торговли при сбыте легковых автомобилей, сельхозмашин, ЭВМ и др. В Западной Европе в конце 80_х годов более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей.

При выкупе товаров  длительного пользования фирмы-изготовители обновляют эти товары и реализуют  их на том же рынке более бедным слоям населения («second hand»). Много  такой продукции приобретают  развивающиеся страны. Это позволяет получить прибыли даже при затратах на выкуп, реновацию и новый сбыт.

Торги (англ. tenders) - метод заключения договоров купли-продажи  или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для  продавцов (поставщиков) на товар с заранее определёнными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях. В современных условиях торги являются распространённым способом размещения заказов на поставки машин оборудования, выполнение научных, проектных и изыскательских работ, сооружение промышленных и социальных проектов. При этом законодательства большинства стран разрешают организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги.

Тендерное предложение (оферта) - письменное предложение, представленные оферентом (участником торгов) в адрес  тендерного комитета с описанием  предлагаемых товаров и услуг. Оферта может содержать и альтернативные предложения, содержащие несколько отличающиеся условия от основного предложения, что повышает конкурентоспособность оферента на торгах.

Биржи - это постоянно  действующие рынки, на которых осуществляется торговля большими массами однородных товаров. Наибольшего расцвета они достигли в XVIII и XIX веках, когда на биржах обращалось до 240 видов товаров. Сейчас биржевая торговля теряет свое значение, количество видов товаров, реализуемых на биржах, - менее 60, причем большая часть торговли носит спекулятивный характер.

Биржи могут  быть публичными и частными. По существу биржи являются коммерческими посредниками, которые сами не участвуют в сделках, но содействуют их заключению. На биржах совершается около 20% торговых операций с сырьем. Во внебиржевой торговле цены на товары устанавливают с учетом биржевых цен. Сделки на бирже осуществляются на стандартные партии товара, обладающие определенным качеством для каждого сорта. Это дает возможность совершать операции не только без осмотра товара, но и вообще на несуществующий товар.

На товарных биржах совершаются два вида сделок: «спот» (от англ. spot - пятнать) - на реальный товар и фьючерсные (future - будущий) - на будущий товар. Сделки «спот» совершаются, когда продавцы или покупатели намерены продать или приобрести реально существующий товар. При этом продавцы должны доставить товар на склад биржи в установленные сроки, обычно в течение двух недель. На сданный товар продавец получает свидетельство (варрант), которое передается на бирже покупателю против платежа.

Если товар  поставляется через более длительный период после заключения сделки, например, через три месяца (что оговаривается  в контракте), то такие сделки называют «форвард» (forward - вперед). Поскольку  за длительный срок поставки цены на товар могут измениться, в контрактах типа «форвард» это учитывается с помощью поправок.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность фирмы