Управление рентабельностью производства: современные методы и приемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель междисциплинарной курсовой работы – проанализировать методы управления рентабельностью производства применительно к российской компании в текущих условиях рыночной экономики. Так как управление рентабельностью предполагает ее увеличение, следовательно, предметом исследования в данной работе будут приемы, повышающие уровень рентабельности производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ. 5
1.1. Общие понятия и необходимость оценки рентабельности производства. 5
1.2. Показатели рентабельности производства. 7
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА. 12
1.1. Традиционные методы управления рентабельностью производства. 12
1.2. Расчет безубыточности: 15
1.3. Факторный анализ рентабельности. 17
1.4. Модель DuPont. 19
ГЛАВА 3. УПРАВЕЛНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИХВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МИКОЯНОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ». 23
3.1. Характеристика хозяйственной деятельности предприятия. 23
3.2. Расчет и анализ показателей рентабельности. 24
3.3. Пути повышения рентабельности производства для ЗАО «Микояновский мясокомбинат». 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение

Файлы: 1 файл

управление рентабельностью производства.docx

— 123.58 Кб (Скачать)
 

     кафедра «Финансов и цен»

     кафедра «Экономики и организации промышленного  производства» 
 
 

     Комплексная междисциплинарная  курсовая работа на тему:

     «Управление рентабельностью производства: современные методы и приемы». 
 

 

 

     Содержание 

     ВВЕДЕНИЕ. 3

     ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ. 5

     1.1. Общие понятия и необходимость оценки  рентабельности производства. 5

     1.2.  Показатели рентабельности производства. 7

     ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА. 12

     1.1. Традиционные методы управления рентабельностью производства. 12

     1.2. Расчет безубыточности: 15

     1.3. Факторный анализ рентабельности. 17

     1.4. Модель DuPont. 19

     ГЛАВА 3.  УПРАВЕЛНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИХВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МИКОЯНОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ». 23

     3.1. Характеристика хозяйственной деятельности  предприятия. 23

     3.2. Расчет и анализ показателей рентабельности. 24

     3.3. Пути повышения рентабельности производства для ЗАО «Микояновский мясокомбинат». 26

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

     Приложение 1 32

     Приложение 2 33

     Приложение 3 34 

     ВВЕДЕНИЕ. 
 

     В сложившейся ситуации на мировом  рынке и на нестабильном этапе развития экономики в целом оценка эффективности деятельности компании несоизмерима велика.

     В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства.

     Поэтому для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности, которые являются обобщающими показателями экономической эффективности производства.  Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия.

     Для соизмерения размера прибыли  и величины использованных для ее достижения средств в отраслевой экономике используется показатель рентабельности производства. Данный показатель является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства и функционирования организации. Более того по значению уровня рентабельности производства можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции, а также спрогнозировать будущую доходность компании. В связи с этим, анализ показателя рентабельности производства и эффективные методы управления им являются важным аспектом в общей системе управления производством.

     Цель  междисциплинарной курсовой работы – проанализировать методы управления рентабельностью производства применительно к российской компании в текущих условиях рыночной экономики. Так как управление рентабельностью предполагает ее увеличение, следовательно, предметом исследования в данной работе будут приемы, повышающие уровень рентабельности производства.

     Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

     1) каковы сущность и экономическое  содержание  рентабельности производства;

     2) каким образом проводится анализ  рентабельности производства и  какие показатели для этого  необходимы;

     3) какие методы и приемы управления рентабельностью используются в организациях в настоящее время;

     4) каковы пути повышения уровня рентабельности производства. 

     ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ. 
 

     1.1. Общие понятия  и необходимость оценки рентабельности производства.

     Проблема  эффективности деятельности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед руководителями компаний. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества реализуемой продукции. Наиболее общую оценку дает показатель рентабельности.

     В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности.1

     Так, одно из определений звучит следующим  образом:

     рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) – это показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

     По  мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы  используемого для организации  своей деятельности.

     Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным  капиталом, рентабельность позволяет  сравнить уровень доходности компании с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.

     Рентабельность  является показателем, комплексно характеризующим  эффективность деятельности организации.

     Значение уровня рентабельности служит индикатором для долгосрочных кредиторов и инвесторов, так как он позволяет оценить долгосрочное благополучие компании, ее способность получать достаточную прибыль на вложенные инвестиции.

     С помощью показателя рентабельности можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

     Сопоставляя сумму прибыли и величину вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли.2 Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

     Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия  и ее результатов.3

     Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. 
 

     1.2.  Показатели рентабельности производства.

     Для соизмерения размера прибыли  и величины затрат в отраслевой экономике используется показатель рентабельности производства.4

     Рентабельность  производства является наиболее общей оценкой эффективности деятельности организации. Данный показатель как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами использованных средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Данные средства, использованные в производстве для получения прибыли можно рассматривать как цену прибыли. И чем ниже эта цена, то есть чем меньше затрат при той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство.

     Рентабельность  производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

      , где

     R - рентабельность производства, %

     П - сумма прибыли, млн. руб.

     ОФ - стоимость основных фондов, млн. руб.

     ОС - стоимость оборотных средств, млн. руб.

     Период  функционирования организации может быть разным -месяц, квартал, год,  поэтому стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал, а чаще за год.

     Под производством понимается весь процесс изготовления, создания, выпуска конечного продукта или услуги. Поэтому на эффективность производства влияет множество факторов (капитал, труд, земля, технология и сырье)5. В связи с этим, помимо общего показателя рентабельности производства существуют специфические виды оценочных показателей эффективности производства. Рассмотрим подробнее наиболее основные показатели рентабельности (см. рис. 1).

     

     Рисунок 1 График показателей рентабельности.

       Одним из наиболее важных является показатель рентабельности продукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции. Он так же известен как показатель рентабельности продаж.

     , где

     Rп - рентабельность конкретного изделия, %;

     Пч - прибыль от изделия, руб.;

     Сп - полная себестоимость продукции, руб.

     Если  изделие одно, то формула принимает  вид:

      , где

     Ц - цена единицы изделия;

      - полная себестоимость единицы  данного изделия.

     А рентабельность всей реализованной  продукции исчисляется как отношение всей полученной прибыли от реализации продукции к полной себестоимости всей реализованной продукции.

     Коэффициент рентабельности продаж используется в качестве основного индикатора для оценки финансовой эффективности компаний, которые имеют относительно небольшие величины основных средств и собственного капитала. Он показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

Информация о работе Управление рентабельностью производства: современные методы и приемы