Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:48, курсовая работа
Цель междисциплинарной курсовой работы – проанализировать методы управления рентабельностью производства применительно к российской компании в текущих условиях рыночной экономики. Так как управление рентабельностью предполагает ее увеличение, следовательно, предметом исследования в данной работе будут приемы, повышающие уровень рентабельности производства.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ. 5
1.1. Общие понятия и необходимость оценки рентабельности производства. 5
1.2. Показатели рентабельности производства. 7
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА. 12
1.1. Традиционные методы управления рентабельностью производства. 12
1.2. Расчет безубыточности: 15
1.3. Факторный анализ рентабельности. 17
1.4. Модель DuPont. 19
ГЛАВА 3. УПРАВЕЛНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИХВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МИКОЯНОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ». 23
3.1. Характеристика хозяйственной деятельности предприятия. 23
3.2. Расчет и анализ показателей рентабельности. 24
3.3. Пути повышения рентабельности производства для ЗАО «Микояновский мясокомбинат». 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение
Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений, так как в ходе анализа он показывает рентабельность или убыточность производимой продукции. В среднем по России по данным на 2010г рентабельность продаж составила 11,4%. (см. прил.1)
Еще один часто используемый показатель – это рентабельность оборота, которая рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.
, где
где RО – рентабельность оборота, %;
В – выручка от реализации продукции, руб.
Оборачиваемость
активов отражает, сколько раз
за период оборачивается капитал, вложенный
в активы предприятия, т. е. оценивает
интенсивность использования
Существенное влияние на оценку эффективности производства оказывает показатель рентабельности собственного капитала. Он рассчитывается обычно отношением прибыли к средней величине собственного капитала.
, где
где RС.К.– рентабельность собственного капитала, %;
СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.
Собственники
получают рентабельность от своих инвестиций
в виде вкладов в уставный капитал.
С позиции собственников
Рентабельность активов – это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он рассчитывается как отношение чистой прибыли к обшей величине активов.
´100%, где
ROA – рентабельность активов;
П – чистая прибыль;
Аср – средние суммарные активы.
Рентабельность активов является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала. По данным зарубежных институтов экономического анализа в настоящее время норма рентабельности активов составляет примерно 18-20%.6 Средние показатели и динамику рентабельности организаций в РФ можно проследить в таблице 1 приложения 1.
В экономической литературе используется множество и других специфических показателей рентабельности производства. Все они играют в экономике определенную роль. Однако для отраслевой экономики для общего взгляда на экономические процессы, вышеперечисленные показатели вполне достаточны.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности ее, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение организации.
При
нормально функционирующей
ГЛАВА
2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА.
1.1. Традиционные методы управления рентабельностью производства.
Эффективность производственного процесса предполагает превышение прибыли над затраченными средствами. Следовательно, чем выше показатель рентабельности, тем эффективнее производство. Как видно из общей формулы рентабельности производства факторами роста будут7:
1. Величина прибыли.
2.
Стоимость и эффективность
3.
Стоимость и эффективность
Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли.
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и основные пути ее повышения. Пути повышения рентабельности производства с учетом всего вышеизложенного будут следующие:
1) все пути и мероприятия, повышающие сумму прибыли.
2) методы, улучшающие эффективность использования основных фондов.
3) методы, повышающие эффективность использования оборотных средств, ускоряющие их оборачиваемость.
Рассмотрим подробнее способы повышения всех составляющих показателя рентабельности.
Целью производственной деятельности является прибыль. Получение прибыли и ее наращивание является экономическим условием успешного функционирования организации. Функционирование организаций преследует получение наибольшей прибыли путем производства и реализации востребованных рынком товаров (услуг, работ). В связи с этим, пути роста прибыли в самом общем виде будут следующие.
1)
Всемерное увеличение объема
реализации и производства
2) Снижение себестоимости продукции по всем элементам затрат и статьям калькуляции.
3) Проведение грамотной, научно-обоснованной ценовой политики в условиях рынка.
4) Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сторону увеличения доли более рентабельных, прибыльных видов продукции при наличии спроса на них и хорошо поставленном маркетинге.
Пути
повышения эффективности
Для основных фондов:
1) Внедрение достижений современного научно-технического прогресса; замена действующего устаревшего оборудования на новое, более производительное и экономичное.
2) Повышение уровня концентрации производства до оптимальных размеров. Однако чрезмерный рост размеров предприятий, несоразмерный с ресурсными возможностями, может повлечь за собой недогрузку основных фондов со всеми отрицательными последствиями.
3) Диверсификация и межотраслевая концентрация производства позволяет оперативно реагировать на быстро меняющиеся запросы рынка, преодолевать сезонность путем загрузки основных фондов и персонала производством продукции других отраслей.
4) Оптимизация уровня специализации и кооперирования производства. В данном случае действует централизованный эффект. В родственных отраслях данные меры ведут к более эффективному совместному использованию объектов вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств.
5) Рационализация размещения зданий и сооружений, цехов и оборудования.
Для оборотных средств:
1) Сокращение норм расходования в процессе добычи сырья, производства, транспортировки и хранения продукции. Например, вовлечение в производство вторичных, переработанных ресурсов.
2) Снижение остатков товарно-материальных запасов на складах, в том числе путем рационализации связей с поставщиками и потребителями с учетом требований рыночной экономики.
3) Сокращение длительности производственного цикла на основе внедрения прогрессивных технологий, совершенствования действующих, перехода на непрерывные процессы производства, интенсификации производства.
4) Соблюдение своевременных взаиморасчетов между субъектами рынка; ликвидация задолженностей, которые замедляют оборачиваемость оборотных средств.
Все
вышеперечисленные методы способствуют
увеличению прибыли, повышению эффективности
использования основных фондов, экономии
ресурсов, ускорению оборота и снижению
потребности в оборотных средствах,
и как следствие, ведут к повышению рентабельности
производства. Однако, существуя по отдельности,
они не столь эффективны, и даже наоборот,
могут привести к убытку. Поэтому следует
рассматривать их относительно друг друга,
оценивать влияние применения одних приемов
на другие.
1.2. Расчет безубыточности:8
Широко используемым методом определения порога рентабельности предприятия (а точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. В его основе лежит деление затрат на постоянные и переменные. Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.
Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.
При
построении графика по горизонтальной
оси откладывается объем
Рисунок 2 График безубыточности.
Источник:
Учебное издание
Т.И. Юркова, С.В. Юрков,
«Экономика предприятия»,
ГАЦМиЗ. – Красноярск, 2001.
– 109 с.
Точка пересечения линий выручки от реализации (В) и валовых затрат (З∑) представляет собой точку безубыточности (К). Эта точка интересна тем, что при соответствующем ей объеме производства и продаж (Впор) у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, носит название критического. При объеме производства меньше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, предприятие получает прибыль.
Анализ
безубыточности является одним из наиболее
важных направлений финансового анализа
предприятия. Его применение необходимо
при формировании рентабельного ассортимента
продукции на предприятии, установлении
цен и разработке эффективной ценовой
политики. Таким образом, анализ безубыточности
позволяет повысить рентабельность производства.
1.3. Факторный анализ рентабельности.
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.
Информация о работе Управление рентабельностью производства: современные методы и приемы