Управление рентабельностью производства: современные методы и приемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель междисциплинарной курсовой работы – проанализировать методы управления рентабельностью производства применительно к российской компании в текущих условиях рыночной экономики. Так как управление рентабельностью предполагает ее увеличение, следовательно, предметом исследования в данной работе будут приемы, повышающие уровень рентабельности производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ. 5
1.1. Общие понятия и необходимость оценки рентабельности производства. 5
1.2. Показатели рентабельности производства. 7
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА. 12
1.1. Традиционные методы управления рентабельностью производства. 12
1.2. Расчет безубыточности: 15
1.3. Факторный анализ рентабельности. 17
1.4. Модель DuPont. 19
ГЛАВА 3. УПРАВЕЛНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИХВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МИКОЯНОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ». 23
3.1. Характеристика хозяйственной деятельности предприятия. 23
3.2. Расчет и анализ показателей рентабельности. 24
3.3. Пути повышения рентабельности производства для ЗАО «Микояновский мясокомбинат». 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение

Файлы: 1 файл

управление рентабельностью производства.docx

— 123.58 Кб (Скачать)

     Методология факторного анализа показателей  рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать трех- или пятифакторную модель.

     Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практического применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.

     В основе всех используемых моделей лежит  следующее соотношение9:

    

где R - рентабельность активов (капитала);

 Р - прибыль от реализации;

 К - средняя за период стоимость активов;

 F - средняя за период стоимость внеоборотных активов;

 Е — средние остатки оборотных активов;

- затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости;

- зарплатоемкость продукции;

 - материалоемкость продукции;

- амортизациеемкость продукции;

- фондоемкость продукции по внеоборотным активам;

  - фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

     Рентабельность  активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.

     В результате факторного анализа определяется, за счет каких именно факторов изменяется эффективность использования производственных фондов, поэтому факторный анализ играет наиболее важную роль в управлении рентабельностью производства и определении путей ее повышения. 
 

     1.4. Модель DuPont.

     Современный финансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа  финансово-хозяйственной деятельности. Прежде всего, это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятий. В частности, усилилась  зависимость финансового состояния  хозяйствующих субъектов от инфляционных процессов, надежности контрагентов (поставщиков  и покупателей). Новые условия требуют применения новых более эффективных методов управления.

     Одним из наиболее популярных методов факторного анализа является так называемая модель DuPont.10 Данная модель была предложена специалистами компании DuPont (The DuPont System of Analysis) в 1919 году. К этому времени достаточно широкое распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов. В модели DuPont впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA (return on assets). Он является  основным показателем, характеризующим отдачу, получаемую от средств, вложенных в деятельность компании. В основании находятся два факторных показателя – рентабельность продаж (размер прибыли) NPM (Net Profit Margin) и оборачиваемость активов TAT (Total Assets Turnover).

     ROA = NPM *TAT

     

     Рисунок 3. Структура модели DuPont.  
Источник: http://www.iteam.ru/  - портал технологии корпоративного управления, научная публикация Дмитрия Плотникова.

     На  современном этапе эта модель развернута в модифицированную факторную модель. Основное отличие этих моделей заключается в дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя.

     Назначение  модели DuPont – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и  складывающиеся тенденции в их изменении  и значимости. Модель DuPont используется как для сравнительной оценки рисков инвестирования, так и вложения инвестиций в компанию.

     К основным показателям модели DuPont относятся11:

    • ROE - рентабельность собственного капитала;
    • TAT - оборачиваемость активов;
    • NPM - рентабельность продаж;
    • ROA - рентабельность активов;

     Отсюда ROA = (Чистая прибыль / полная себестоимость продукции) * (выручка от продаж / выручка от продаж) = (Чистая прибыль /выручка от продаж)*(выручка от продаж / полная себестоимость продукции) = TAT*NPM

     Таким образом, рентабельность совокупных активов определяется двумя факторами: прибыльностью продаж и оборачиваемостью активов. Оба эти фактора образуют мультипликативную модель. Данная модель четко отражает бухгалтерскую отчетность, первый показатель отражает «отчет о прибылях и убытках”, второй – актив баланса и соответственно третий – пассив баланса.

     Проблема  управления рентабельностью состоит  в том, что чрезмерное увеличение того или иного показателя в конце концов дает отрицательный результат деятельности организации. Так, например, с целью расширения производства компания может привлечь дополнительные заемные средства, что повлечет увеличение прибыли, однако в то же время чем выше доля заемного капитала, тем меньше чистая прибыль, за счет увеличения расходов на выплату процентов. Более того, дополнительно выпущенная продукция может не оправдать ожидания спроса. Поэтому очень важно найти «золотую середину».

     В модели DuPont стабилизатором является финансовый рычаг (leverage) – это соотношение заемного капитала и собственного капитала компании и влияние этого отношения на чистую прибыль. Уровень финансового рычага можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, и с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.

     Leverage = Debt/Equity, где

     Debt – заемные средства;

     Equity – совокупный капитал.

     Дополнительный  капитал следует увеличивать  до тех пор пока эффект финансового (leverage effect (LE)) рычага положителен. Если стоимость заемного капитала превысит рентабельность активов, эффект рычага будет отрицательным. Кроме того, требуется учитывать соображения финансовой устойчивости. Наращивание долгов может поставить предприятие под угрозу банкротства

     LE = (ROA – CDC)*Debt/Equity, где

     (ROA – CDC) – дифференциал финансового рычага;

     CDC – стоимость заемного капитала, рассчитывающаяся как отношение процентных расходов к величине заемного капитала с учетом эффекта налогового щита.

     ROE = ROA + LE

     Следовательно, для повышения рентабельности собственного капитала необходимо увеличивать эффект финансового рычага. Самый простой способ определить границу достаточности собственного капитала состоит в том, что собственный капитал должен покрывать величину фиксированных и неликвидных активов. Иначе говоря, заемный капитал не должен превышать величины ликвидных активов компании, за счет которых он может быть погашен.

     В настоящее время модель DuPont является наиболее распространенной и часто используемой моделью факторного анализа. Поэтому рассмотрим ее действие на примере реальной компании.  

     ГЛАВА 3.  УПРАВЕЛНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИХВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МИКОЯНОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ». 
 

     3.1. Характеристика хозяйственной деятельности  предприятия12.

     ЗАО «Микояновский мясокомбинат» является крупнейшим мясоперерабатывающим предприятием России. Располагается по адресу 109316, г. Москва, улица Талалихина, дом 41.

     История «Микояновского Мясокомбината» насчитывает 210 лет. В 1998 году «Микоян» стал частью крупнейшего агропромышленного холдинга Москвы — «Эксима», в результате чего компания серьезно укрепила свои финансовые и кадровые позиции и в 2004 году «Микоян» произвел запуск масштабного и инновационного мясоперерабатывающего комбината «Евро ЭМ» (г. Москва). Предприятие оснащено новейшим технологическим, энергетическим, холодильным оборудованием, средствами контроля безопасности и управления, позволяющими обеспечить выработку продукции высочайшего качества.

     На  сегодняшний день 80 миллионов Россиян  покупают продукцию Микояна. Доля Микояна  на московском рынке составляет 20%, предприятие с каждым годом укрепляет  свои позиции на рынке мясной продукции.

     Мясокомбинат  представляет более 700 наименований продукции. Гарантированное производство составляет 400 тонн высококачественной продукции в сутки. Долгосрочная стратегия комбината представляет собой использование собственного высококачественного сырья. В 2010 году у Микояна появился новый бренд под названием «Охотный ряд». «Охотный Ряд» - это единственная в России торговая марка под которой выпускаются только изысканные, высококачественные деликатесные изделия.

     В 2009 году среднесписочная численность  работников составила 3660 человек. По сей  день на «Микояне» работают представители  более тридцати фамильных династий. 
 

     3.2. Расчет и анализ показателей рентабельности.

     На  основе данных ежеквартального отчета 3 квартала 2010 и 2009 года ЗАО «Микояновский мясокомбинат» рассчитаем основные показатели рентабельности.

     R = П/(ОФ + ОС) = 1 788 580 / (4 101 964 + 2 210 579) * 100 = 28, 33%

     Данный  коэффициент показывает, какую прибыль  получает предприятие на один рубль использованных средств, то есть 0,2306 руб. на 1 руб.

     Rп = Пч/Сп = 166 536 / 2 293 884 * 100 = 7, 26%

     Компания  получила сумму чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции в размере 0,0726 руб. То есть после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов у предприятия остается 7, 26% средств.

     Rо = Пч/В = 166 536 / 6 492 218 * 100 = 2, 56%

     С одной стороны рентабельность оборота  говорит о том, что вложенный в активы предприятия капитал оборачивается 2,5 раз за период. С другой стороны, показывает, что компания получает 0,0256 выручки с вложенных в активы денежных средств. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования.

     Rск = Пч/СК = 166 536 / 1 979 712 * 100 = 8,41%

     Данный  коэффициент позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками. То есть в данном случае, собственники получают 0,0841 руб. с рубля вложенных в предприятие средств.

     ROA = П/Аср = 524 252 / 18 790 390 = 2, 79%

     Рентабельность  активов показывает, что 0,0279 прибыли  приходится на каждый рубль, вложенный в имущество организации. Данный показатель относительно низкий, что говорит о слабой способности активов компании порождать прибыль.

     Аналогично  рассчитаем показатели рентабельности за 2009 год и сравним их с 2010 годом  с целью проследить их динамику, определить слабые места  и разработать  пути улучшения состояния производства.

     
Коэф. рентабельности 2009год, % 2010год, %
     R 26, 75 28, 33
     Rп 6, 51 7, 26
     Rо 2, 14 2, 56
     Rск 8,83 8,41
     ROA 2,76 2, 79

     По  сравнению со средними показателями по России, ЗАО «Микояновский мясокомбинат»  имеет низкие показатели рентабельности. Причиной снижения выручки является незначительное снижение объемов реализации и снижение средней цены реализации, т.к. основной тенденцией развития рынка мясной продукции на текущий момент являлось изменение структуры спроса и как следствие производства, характеризующееся повышением доли продукции премиум класса. Но принимая во внимание такие негативные процессы, как падение курса национальной валюты, рост процентных ставок по кредитным ресурсам, падение реальных доходов населения и рост безработицы, снизился спрос на продукцию и произошли структурные изменения в сторону увеличения потребления продукции средней и низшей ценовой  категории. Но несмотря на падение выручки в 2010, наблюдается положительная динамика роста чистой прибыли, за счет снижения себестоимости и сокращения управленческих расходов, а следовательно увеличение показателей рентабельности активов, продаж и оборота. Анализ общего показателя рентабельности говорит об укреплении финансового положения мясокомбината.

Информация о работе Управление рентабельностью производства: современные методы и приемы