Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:26, курсовая работа
Главной целью данной тематике является обоснование правильности выбора организационных форм управления персоналом», благодаря которым обеспечивается, и в перспективе будет осуществляться, высокая эффективность его работы на региональном рынке мебельной продукции в условиях рыночных отношений.
Социологические опросы топ-менеджеров компании ООО «Дубль - Дон» показали, что по их мнению главные качества успешного руководителя-лидера скорее личностного, «гуманитарного» свойства - -безупречная репутация, видение перспективы, умение подбирать команду, брать ответственность.
Затем, как правило, начинается непосредственно процесс адаптации, то есть приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде. Выделяют три вида адаптации: профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности, способов принятия решений, для начала в стандартных ситуациях. Профессиональная адаптация начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Поскольку обычно достаточный запас теоретических знаний получен в учебном заведении, второй вариант часто оказывается более предпочтительным. Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и прочим особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций. Социально-психологическая адаптация, напротив, может быть связана с немалыми трудностями, и особенно трудна она бывает для руководителей. Прежде всего, может иметь место несоответствие уровней руководителя и новых подчиненных. Если менеджер оказывается на голову выше коллектива, последний не будет воспринимать его требования. Руководитель, в сущности, окажется в положении генерала без войска. В противном случае коллектив будет на положении «стада без пастуха». Другой проблемой является нахождение общего языка, ибо поначалу у обеих сторон отношение друг к другу может быть настороженным. Новые сотрудники охотно демонстрируют положительные качества и тщательно скрывают отрицательные, поэтому должно пройти немало времени, прежде чем удастся составить о них правильное представление. Качества уже работавших на данном предприятии хорошо известны, но выдвижение таких сотрудников на руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть бывших коллег, что порой бывает очень трудно преодолеть. Итак, многообразность и сложность стоящих перед организацией проблем, их комплексный характер, растущие объемы новой информации в различных областях делают невозможным единоличное принятие управленческих решений. Менеджер должен призвать в помощь мнения коллег, отвечающих за различные направления деятельности в организации.
Заключение
Принятие решений составляет основу управления организацией и, в частности, управления ее персоналом. С этих позиций управление персоналом можно определить как систему разработки и организации взаимосвязанных, тщательно продуманных решений по регулированию отношений труда и занятости на уровне организации. Качество принимаемых в этой области решений оказывает непосредственное влияние на способность каждого работника и организации в целом достигать поставленные цели и задачи. При принятии принципиальных кадровых решений необходимо проанализировать большое количество факторов: экономических, социальных, правовых и др. Возникновение и осуществление управления обусловлены общественным устройством жизнедеятельности людей и его иерархическим характером, разноуровневостью объективного и субъективного сознания, наличием власти в широком и социологическом смысле. Разные виды власти формируют разные виды управления; там, где государственная власть, субъектом которой выступает государство, - государственное управление; где власть олицетворяют жители населенных пунктов и административных территорий, - местное самоуправление; где власть сосредоточена в собственности, принадлежащей тем или иным собственникам (капитала, производственных фондов, других ресурсов), - менеджмент (приращение собственности). [22] Здесь важно подчеркнуть, что во всех субъектах управления, к какому бы виду они ни принадлежали и как бы сами ни были сложно организованы, всегда осуществляется одна и та же по смыслу деятельность - реализация управляющих воздействий, что находит высшее проявление в управленческих решениях и организационных действиях. Управляемые объекты - центр приложения массовых усилий общества, поскольку именно ими создаются все необходимые материальные условия для жизни людей. Россия почти весь ХХ век управлялась авторитарно, а уровень реальной управляемости общественных интересов как был, так и остается предельно низким. Принятие решений составляет особую проблему для российских предприятий и организаций. Положительный опыт в данной области длительное время отсутствовал. Многие аспекты кадровой политики и работы определялись государством централизованно и доводились до предприятий сверху. При разработке кадровых решений необходимо соблюдать ряд требований, которые оказывают непосредственное влияние на качество принимаемых решений: * цели и задачи кадровой работы должны быть четко определены и не противоречить друг другу; * принимающие кадровые решения, должны как можно более полно определять все возможные варианты решения проблемы и оценивать их достоинства и недостатки; * критерии оценки решений должны быть по возможности количественно измеримы, что облегчает оценку различных вариантов и выбор альтернативного решения; * критерии оценки и их приоритеты должны быть относительно постоянны. Менеджеры всех уровней принимают участие в разработке и реализации кадровых решений. Необходимо сказать об ответственности специалистов по управлению человеческими ресурсами за разработку кадровой политики и стандартов ее осуществления. Представляет интерес в этом плане опыт ряда зарубежных компаний США, Японии и Германии, которые для ознакомления работников с кадровой политикой, с целью получения их поддержки в ее реализации, разрабатывают специальные документы, знакомят с последними сотрудников при приеме на работу и в процессе работы, что повышает эффективность управления персоналом, снижает текучесть кадров организации. Не отрицая опыта внедрения менеджмента и, особенно, персоналом в США, Японии и других странах Европы, который, безусловно, имеет свою специфику, его не следует отвергать, надо изучать и исследовать все полезное, что необходимо в России с учетом наших национальных особенностей. Мы должны выработать свою модель менеджмента персоналом организации, вбирающую все ценное, что есть за рубежом. В своей курсовой работе мы анализируем опыт работы с персоналом на примере ООО «Дубль - Дон». Знакомим с ним читателя, делаем определенные выводы, пытаясь показать эффективность управления персоналом в условиях отдельной организации (предприятия). Анализ показал, что одной из форм регулирования кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики является форма государственного регулирования. С этой целью, например, в Ростовской области разрабатываются пятилетние комплексные региональные (отраслевые) целевые программы кадрового обеспечения в промышленности в условиях переходной экономики. Как правило, их целью являются: * формирование высококвалифицированных кадров руководителей и специалистов различных уровней управления; * формирование высококвалифицированных кадров массовых профессий; * определение потребности в квалифицированных кадрах с учетом восстановления и наращивания объемов производства. Опыт показал, что такой подход к решению проблемы повышения эффективности управления персоналом является перспективным с экономической стороны, а сами целевые региональные (отраслевые) программы стали реальным руководством к действию, они позволяют также: * организовать сотрудничество с наукой по проблеме кадрового обеспечения; * сориентировать молодежь на получение специальностей, востребованных в условиях рыночной экономики; * разработать оптимальный баланс в потребности и подготовке кадров; * организовать профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов; * создать Центры по оценке кадров, позволяющих на научной основе оценить кадры руководителей и специалистов и использовать полезную информацию при подборе и расстановке кадров; * разработать и реализовать механизм продвижения руководящих кадров и многое другое. Проведенный в курсовой работе анализ по совершенствованию системы управления персоналом организации «высветил» слабые стороны в работе ООО «Дубль - Дон» на стадии разработки организационной структуры управления организацией - как формы разделения и кооперации управленческой деятельности, а так же на стадии подготовки перспективной модели руководителей (менеджеров) и работы их в условиях рыночных отношений. В ближайшем будущем менеджерам предстоит столкнуться с решением таких проблем как: * глобализация экономик стран, возрастание сложности и изменение рынков закупок сырья и сбыта; * глобализация конкуренции; * сходство стратегий развития организаций, технологий производства, инновационных процессов; * дальнейшее развитие НТП, развитие быстрыми темпами информационных технологий; * изменение критериев, определяющих квалификацию работ. Основную роль начнут играть работы, требующие, во-первых, применения «прилежных» машин с широкими техническими возможностями, во-вторых, сотрудников, оптимально сочетающих в себе гибкость и способность к творческой деятельности. Наличие более квалифицированной рабочей силы позволит организации лучше выдержать конкуренцию - работа менеджеров в будущем в команде будет способствовать более эффективной работе, а менеджеры (руководители) будут работать как члены и как лидеры команды. Наличие управленческой команды - это признак сильного и решительного стиля управления: * эффективный менеджер-лидер, мотивирует персонал на достижение целей, разделяя с ними свое видение; * обеспечивается постоянное самообучение и саморазвитие, пополнение полученных знаний, развитие навыков и умения по управлению коллективом.В результате анализа управления персоналом в организации по литературным источникам и опыта работы с персоналом в ООО «Дубль - Дон» выявилось отсутствие должных критериев оценки менеджеров и персонала организации, в которых бы учитывались не только организационно-экономические, но и социально-психологические аспекты оценки их деятельности. Назрела необходимость наличия таких критериев оценки в деятельности организации. Анализ научной литературы по управлению и в частности по управлению персоналом показал, что единого системного подхода к оценке эффективности управления персоналом нет. Данная проблема осложняется еще и традиционной ограниченностью понимания оценки лишь как элемента процесса управления персоналом в форме аттестации. Российские специалисты в области менеджмента предлагают следующие критерии оценки эффективности руководителей в организации: социально-психологические (удовлетворенность трудом, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя в коллективе самооценка коллектива как итог успешности его функционирования), а также экономические (прибыльность, производительность, качество продукции, услуг, нововведения, стабильность существования коллектива (команды)). Сказанное предопределяет новые требования к менеджерам (руководителям), их образованию, навыкам, подготовке. Подготовка высококвалифицированных управленцев (менеджеров), приобретение ими навыков эффективной работы (в т.ч. персоналом), навыков лидерства сегодня необычайно важны. Переподготовка должна осуществляться систематически в различных формах, в том числе и путем самообразования. Нынешние структуры управления персоналом в организациях только складываются, формируются. Необходимо и дальше изучать и внедрять зарубежный и передовой российский опыт развития управления персоналом. Мы все же уверены, что у нас будет выработана своя модель управления персоналом на уровне организации (предприятий), впитывающая все ценное наработанное зарубежной и отечественной наукой и практикой.
Список использованных источников
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин - 4-е изд., доп. и испр. - М.: ООО «Изд-во Элит», 2004. - 560 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия. организация, процесс: Учебник для экономических специальностей ВУЗов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. - 215 с.
3. Воробьев Л.А. Основы управления производством: Учебн. пособие / Л.А. Воробьев. - Мн.: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997. - 200 с.
4. Гринь А.П., Бирман В.Ф., Вороной Н.С. Основы менеджмента в АПК. Учебное пособие. - Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2004. - 130 с.
5. Друкер П.Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 570 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 720 с.
7. Казначеская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 352 с.
8. Комисарова Г.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. - М.: Дело, 2002.
9. Королев Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Г.Н. Менеджмент в АПК. Под ред. Ю.Б. Королева. - М.: Колос С, 2003. - 304 с.
10. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. Академия народного хозяйства при правительстве РФ. Российско-немецкая школа управления. Серия «Основы современной экономики». - М.: Пресс, 2000. - -380 с.
11. Лафта Дж.Х. Менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. - 592 с.
12. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2001.
13. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности. Российская экономическая Академия им. Г.В. Плеханова / Ю.Г. Одегов. - М.: «Экзамен», 2002. - 300 с.
14. Попов Д.Е. Мотивация руководителей как фактор выполнения стратегии предприятия / Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 3.
15. Рыночная стратегия предприятия: Монография / Под ред. доц. Л.Ю. Питерской. - Невинномысск: НИЭУП, 2001. - 160 с.
16. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для лидеров «Управление развитием организации». Модуль 3. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288 с.
17. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
18. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов / Э.А. Уткин. - М.: Эксмо, 2001. - 240 с.
19. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КНОРУС, 2005. - 416 с.
20. Ходеев Ф.П. Менеджмент (Серия «Учебники и учебные пособия») / Ф.П. Ходеев. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 224 с.
21. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Интел-Синтез, 2002.
22.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.П. Грузилова. М.: ЮНИТИ, 1998 535 с.
23.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Куприянова. М.: ЮНИТИ, 1996. 626 с.
24.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 1997. 402 с.
25.Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. М.: Юристь, 2002. 592 с.
26. Яковлев Р. Без реформирования ЗП экономика страны будет топтаться на месте // Человек и труд. 1997. 12. С. 68-69.
27Январев В. Зарплатная реформа: от несправедливого равенства к неравной справедливости // Человек и труд. 2003. 1 С. 64-67.
28. Ярковский А. Стимулирование работников: зарубежный опыт // Человек и труд. 1998. 3. С. 79-81.