Управление изменениями в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования выступает предприятия ООО «Фибропласт» и ООО «Звезда» а предметом – организационные изменения, возникающие в процессе развития предприятий и их усовершенствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты организационных изменений……………….4
1.1 Понятие и сущность организационных изменений…………………..4
1.2 Стратегии, модели и принципы осуществления организационных изменений…………………………………………………………………11
1.3 Методы организационных изменений………………………………21
2. Практические аспекты управления организационными изменениями……………………………………………………………………….33
2.1 Практическое применение методов изменений на примере ООО «Фибро-пласт»…………………………………………………………….33
2.2 Практическое применение методов изменений на примере ООО «Звез-да»…………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

       Навязанные изменения. В организациях значительная доля перемен навязывается руководством. Часто это вызывает недовольство и возмущение, особенно если люди, которых они затрагивают, считают, что с ними должны были посоветоваться или, по крайней мере, проинформировать заранее. Если перемены исходят от лица, обладающего властью, и навязываются, они могут быть внутренне неустойчивыми и исчезать с устранением источника власти или при отсутствии соответствующих мер наказания и санкций.

       Однако  нельзя утверждать, что любая навязанная перестройка плоха. Существуют неотложные ситуации, когда дискуссии невозможны, а откладывать решения равносильно самоубийству, Некоторые административные и регулярные меры воздействуют на многих людей, но имеют небольшое значение и не требуют длительных дискуссий и консультаций. А если работать не с независимыми, а с зависимыми людьми, навязываемые изменения считаются более эффективными. В целом на отношение к навязываемым переменам очень сильно влияют уровень культуры, образования, доступ к информации, наличие альтернатив и другие факторы. Руководитель должен дважды подумать, прежде чем решить навязать какое-либо действие.

     Изменения с участием. В различной национальной и общественной среде люди по-разному относятся к переменам, которые доводятся до них как свершившийся факт и навязываются без предварительного обсуждения или консультации. Однако во все большем числе стран предпочитают «изменения с участием», т.е. с привлечением к процессу подготовки и осуществления изменений тех людей, которых эти изменения затрагивают. Люди хотят знать, что готовится, и иметь возможность влиять на то, что их затрагивает. Это касается как глобальных решений на государственном уровне, так и стратегических перемен на уровне компаний. Менеджеры и администраторы все больше осознают это фундаментальное требование и реагируют на него, привлекая других к участию в разработке изменений.

     Изменения с использованием переговоров. Во многих случаях для осуществления перестройки требуются переговоры между руководством и профсоюзами, представляющими сотрудников. Такого рода изменения могут определяться законом, коллективным договором или же иным соглашением, официальным или неофициальным5.

     Очень важно то, что руководители и консультанты должны быть всегда готовы к диалогу с рабочими и иными представителями сотрудников не только в случаях, ясно предусмотренных законом или официальными соглашениями, но также, если перемены могут повлиять на интересы людей в организации или нужна поддержка со стороны трудового коллектива. 
 

     
    1. Стратегии, модели и принципы осуществления организационных изменений
 
 

     Выделяются  две полярные концепции организационного развития, каждая из которых определяет соответствующую стратегию перемен. Авторами этих концепций, названных соответственно Теория Е и Теория О, являются известные исследователи, Майкл Бир и Нитин Нориа. Теория Е исходит из финансовых целей и ориентируется на их эффективное достижение, учитывая постоянное давление акционеров компании. Теория О рассматривает организацию как саморазвивающуюся систему и в большей степени ориентирована на корпоративную культуру, цели и мотивы сотрудников организации.

     Сторонники  Теории Е считают, что лидерство  сверху вниз является разумным подходом к управлению изменениями, когда фирма сталкивается с проблемами, способными привести к краху. Лишь президент компании может принять правильное стратегическое решение относительно изменений, внедрения новых технологий и совершенствования, то есть всех инициатив, необходимых для выживания в изменяющейся внешней среде. Эти инициативы требуют слишком глубоких знаний. Более того, во многих ситуациях у лидеров просто нет времени для принятия партисипативных решений. Скорость является существенным фактором, и лидер сам может быстрее всего принять решение, чтобы другие его воплотили в жизнь.

     Лидеры, которые выбирают Теорию Е, управляют  изменениями сверху вниз. Обычно они  не вовлекают менеджеров и служащих более низкого уровня в обсуждения по постановке целей и задач, а фокусируются в первую очередь на стратегиях, структурах и системах – «жестких элементах» (hardware) организации. Это те элементы, которые могут быть легко изменены сверху вниз и способны принести быструю финансовую отдачу.

     Теория  Е базируется на точке зрения, что  основная борьба за выживание фирмы невозможна без всестороннего плана, контролируемого сверху. Также эта теория полагается на создание финансовых стимулов для мотивации изменений в компании. Такие финансовые стимулы имеют символическую и мотивационную ценность.

     Для достижения быстрых и решительных  улучшений в финансовом состоянии компании часто нанимают большие консультационные фирмы и платят им многомиллионные гонорары. Руководство компании ждет от консультантов готовых решений и рекомендаций.6

     В 1990-е годы Теория Е стала доминирующей моделью организационных изменений в США. Затем она стала проникать в управленческую практику в Европе. Одна из главных причин подобной популярности – получение быстрых и существенных результатов, направленных на улучшение финансового состояния.

     Цель  изменений согласно Теории О – развитие организационных способностей, особенно способностей сотрудников, для вовлечения их в процесс принятия решений относительно организационных проблем. Целью является создание рабочей системы, в которой сотрудники становятся эмоционально привязанными к задачам развития компании. Фокусируясь на эффективности и производительности, с которой люди работают на каждом уровне, лидеры таких организационных изменений верят, что фирма улучшит свое финансовое положение.

     Сторонники  Теории О считают, что акцент только на финансовом состоянии компании при проведении организационных изменений является ошибкой7. Постановка экономических целей во главу угла может помешать менеджменту обнаружить факторы, являющиеся критическими для экономического здоровья. Финансовые стимулы используются как дополнительный механизм мотивации сотрудников организации. Ведущие механизмы включают реорганизацию работы и изменения в стиле управления. Стремясь сохранить гармонию во взаимоотношениях сотрудников и менеджеров, сторонники Теории О пытаются избегать радикальных изменений и кадровых сокращений, которые характерны при использовании Теории Е.

     В Теории О не существует единой программы  изменений (например, реинжиниринга  бизнес-процессов). Очень трудно определить единого лидера изменений. Локальные лидеры принимают ответственность за изменения, и топ-менеджеры имеют меньшее влияние, чем при использовании Теории Е8.

     В чистом виде Теория О, основанная на мягких методах проведения изменений, меньше распространена, чем Теория Е, основанная на жестких методах, особенно в США. Фирмы, которые применяют Теорию О, очень часто имеют сильные долгосрочные психологические контракты со своими служащими. Можно сказать, что Теория О больше соответствует философии японских компаний. Она позволяет сохранить доверие и приверженность сотрудников компании, что, как правило, разрушается при использовании Теории Е. В таблице 1.представлены краткие характеристики этих теорий. 

     Таблица 1.

     Сравнительная характеристика Теория Е и Теория О9

Характеристики Теория Е Теория О
Цель  изменений Увеличение  прибыли (экономические цели) Развитие организационных  способностей
Лидерство Сверху вниз (автократичное) Участвующее (партисипативное)
Объект  изменений Структура и  системы («жесткие» элементы) Организационная культура («мягкие» элементы)
Планирование  изменений Программируемые и планируемые изменения Спонтанные  изменения (реакция на появляющиеся возможности)
Мотивация изменений Финансовые  стимулы Сочетание разных стимулов
Участие консультантов Консультанты  используют готовые готовые технологии и решения Вовлечение  сотрудников в процесс принятия решений

 
 

       Что касается выбора той или иной теории, то он зависит в первую очередь от:

     - характера и масштаба проблемы, стоящей перед организацией. Если  компания столкнулась с серьезными проблемами, требующими немедленного решения, скорее всего, подойдет подход Теории Е;

     - личностных характеристик сотрудников  организации. Речь идет об уровне  образования и об отношении  к работе самих сотрудников  компании. Высокообразованные и  творческие сотрудники, по-видимому, предпочтут подход Теории О; сотрудники с невысоким уровнем образования, безынициативные люди не смогут помочь руководству при этом подходе. Тогда более уместным будет подход Теории Е;

     - характера и содержания работы  в организации. При монотонной и рутинной работе трудно развивать творчество и вовлеченность в процесс управления. Необходимо четко выстроить процедуры и регламенты поведения, что характерно для Теории Е. Напротив, там где требуется творчество и нестандартный подход к принятию решений, лучше развивать организационные способности и создавать «обучающуюся организацию», что соответствует Теории О;

     - ценностных ориентаций руководства  и стиля лидерства. Руководитель, ориентирующийся на экономические ценности, будет использовать, скорее всего, Теорию Е, руководитель, социально ориентированный, – Теорию О. Автократичный лидер, несомненно, предпочтет Теорию Е, демократичный – Теории О.

     Что касается комбинирования, двух теорий, то именно комбинирование жестких и мягких методов необходимо для достижения максимального эффекта. Однако умение комбинировать эти методы ввиду глубоких противоречий между теориями, на которых они основаны, остаются уделом наиболее талантливых и подготовленных лидеров. Неудачная и непродуманная комбинация жесткого и мягкого может привести к полному провалу, и лучше использовать жесткий или мягкий подход в «чистом» виде, понимая недостатки и ограничения каждого из них. Синтез организационного развития и реинжиниринга бизнес-процессов, получивший название биореинжиниринга стал последним достижением теории управляемых организационных изменений. Таким образом, концепции организационного развития Теория Е и теория О, определяют соответствующую стратегию перемен.

      Модель  управления организационными изменениями Л. Гейнера10 является одной из наиболее распространенных и удачно применяемых на практике.

      Она состоит из шести этапов:

    • на первом этапе руководство организации должно осознать необходимость изменений и быть готовым к их проведению;
    • на втором – руководство проводит четкий анализ проблем организации, для этого часто привлекаются внешние консультанты. Здесь очень важно тесное сотрудничество руководства и консультантов;
    • на третьем этапе происходит детализация и углубление понимания стоящих перед организацией проблем. Важно эффективно использовать сотрудников организации, обеспечить высокую степень их участия в диагностике и последующем принятии решений; включается процесс делегирования;
    • на четвертом этапе необходимо отыскать новые, не устаревшие решения, и получить поддержку сотрудников. Это важно, поскольку всегда существует искушение применить старое решение к новым проблемам;
    • на пятом этапе необходимо с помощью экспериментов выявить возможные отрицательные последствия изменений и провести соответствующую корректировку. Кроме того, эксперимент может дать определенным подразделениям и лицам дополнительные полномочия, а также подготовку для более эффективного проведения процесса изменений;
    • на шестом этапе необходимо должным образом мотивировать людей, чтобы они приняли проводимые изменения. (См. Приложение1)
 

      Реализацию систематических организационных изменений описывает модель процесса организационных изменений, которая была разработана Куртом Левиным 11. В соответствии с этой моделью организационные изменения происходят в три этапа:

    • «размораживание»;
    • проведение изменения;
    • «замораживание».

      На  первом этапе осуществляются мероприятия, позволяющие создать условия  для успешного проведения изменений  и в то же время ослабить те силы, которые держат организацию в  существующем состоянии. «Размораживание» предполагает отказ от устаревших концепций или приемов и освоение новых. Нередко этот шаг оказывается не менее труден, чем обучение новым методам.

      На  втором этапе происходит собственно переход от существующего состояния  организации к желаемому, осуществляется процесс развития нового поведения, оценок позиций. Процесс изменений – этап, в ходе которого изучаются новые идеи и практика, когда руководство должно оказывать работникам помощь в освоении новых способов мышления и действий. Для некоторых сотрудников – это время смятения, дезориентации, перегрузок и безысходности и одновременно – надежд, открытий, воодушевления.

Информация о работе Управление изменениями в организации