Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:48, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов предприятия.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты экономического содержания финансовых результатов.
- проанализировать формирование финансовых результатов на отдельном предприятии.
- разработать предложения по повышению финансовых результатов деятельности на предприятии.
В свою очередь Г.В. Савицкая подчеркивает: «прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции». Она выделяет такие показатели, как балансовая (совокупная) прибыль, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль. «Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций». «Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль». «Чистая Валовой доход
от реализации продукции
(валовой операционный доход)
Чистый доход
от реализации продукции
(чистый операционный
Маржинальная
(маржинальный доход)
Валовая операционная прибыль
Чистая операционная
НДС, акцизный сбор и другие налоги, входящие в цену продукции
Постоянные операционные издержки (текущие затраты)
Переменные операционные издержки (текущие затраты)
Налог на прибыль и другие обязательные платежи за счет прибыли
Совокупные операционные издержки
прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений
благотворительные фонды» . Рисунок 2 - Схема формирования различных видов операционной прибыли предприятия
Анализируя финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, И.А. Бланк характеризует балансовую (совокупную) прибыль как «один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия». Это сумма следующих видов прибыли предприятия: прибыли от реализации продукции (или операционной прибыли), прибыли от реализации имущества и прибыли от внереализационных операций при главной роли операционной прибыли, доля которой в настоящее время составляет примерно «90-95% b обшей суммы прибыли».
Схематически механизм формирования различных видов операционной прибыли представлен на рисунке 2.
Из приведенной схемы Д. В. Лысенко видно, что в процессе осуществления операционной деятельности формируется три вида операционной прибыли :
1) маржинальная операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:g
где МПо — сумма маржинальной операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДо — сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ЧДо — сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде; Ипост — сумма постоянных операционных издержек;
НДС — сумма
налога на добавленную
2) валовая операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:j
Где ВПо — сумма валовой операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДо — сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ЧДо — сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде; МПо — сумма маржинальной операционной прибыли;
Ио — совокупная сумма операционных издержек;t
Ипер — сумма переменных операционных издержек;
НДС — сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции.
3) чистая операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:
где ЧПо — сумма чистой операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДо — сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ЧДо — сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде;
МПо — сумма маржинальной операционной прибыли;z
ВПо — сумма валовой операционной прибыли;
Ио — совокупная сумма операционных издержек;
Ипер — сумма переменных операционных издержек;
НДС — сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции;
НП — сумма налога на прибыль и других обязательных платежей за счет прибыли.
Проводить анализ прибыли и рентабельности продукции (работ, услуг) А.Д. Шеремет предлагает в следующей последовательности :
1. Формируется ряд o показателей , в которых проявляются финансовые результаты организации». При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж» прибыль (убыток от продаж и прочей деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
2. Анализ на предварительном
этапе проводится как по
3. Углубленный анализ
4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.
5. Изучается качество прибыли — обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.
6. Проводится анализ
7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.
Н.П. Любушин o подчеркивает, что определенный смысл для предпринимателя имеет факторный анализ прибыли (убытка) от продаж. В процессе факторного анализа появляется возможность количественно оценить влияние конкретных управленческих решений на конечные финансовые результаты.
И действительно, особое внимание в процессе анализа и динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования – прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли, и зачастую по своему объему превышающую ее.
Ефимова О.В. подчеркивает, что ключевой задачей анализа финансовых результатов является «выделение в составе доходов организации стабильно получаемых доходов для прогнозирования финансовых результатов». Она отмечает необходимость внешнего и внутреннего анализа финансовых результатов.f
Внешний анализ проводится в два этапа: на первом - с помощью изучения комментариев и пояснительной записки к годовой отчетности складывается представление о принципах формирования доходов и расходов на предприятии; на втором — изучается отчет предприятия о прибылях и убытках.
Внешний анализ могут осуществлять аудиторские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть индивидуальные цели.
Внутренний анализ финансовых результатов состоит из трех этапов:
1) изучается влияние действующих
на предприятии учетных
2) раскрываются причины изменения конечного финансового результата, выявляются стабильные и случайные факторы, повлекшие эти изменения;
3) проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. При этом оценивается качество полученного финансового результата, прогнозируются будущие результаты, анализируется доходность (рентабельность) деятельности предприятия.
Внутренний анализ проводится менеджерами
предприятия или его
По периоду проведения анализа прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный анализ связан с изучением условий формирования прибыли, ее распределения или предстоящего использования. Как правило, речь идет о предварительном расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сделкам, финансовым и инвестиционным операциям, планируемых предприятием в будущем.f
Текущий (или операционный) анализ o проводится в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли.
Последующий (или ретроспективный)
анализ прибыли осуществляется обычно
за отчетный период (квартал, год) и
позволяет полнее проанализировать
результаты формирования и использования
прибыли предприятия в
По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности предприятия – операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выделения резервов повышения уровня прибыли предприятия.
Анализ распределения и
По масштабам выделяют анализ прибыли по предприятию в целом, по его структурным подразделениям и по отдельным операциям. Первый исследует формирование, распределение и использование прибыли на предприятии без выделения отдельных его структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным подразделениям. Предметом анализа прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям. Связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным проектам и др. r
Существует и внешние и внутренние экономические факторы, влияющие на величину прибыли и убытков, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия .
Таблица 1 – Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Не зависят, как правило, от организации, ним относятся: - общеэкономические: - экологические: природные условия. - организационные: нарушение - рыночные: неразвитость рыночной
среды существования и |
Зависят от организации и могут ими контролировать. Это факторы, характеризующие результаты деятельности и обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины организации. К ним относятся: - производственные: всевозможные
поломки машин, механизмов, транспортных
средств; вывод из строя - технологические: устранение брака, переделка o недоброкачественно выполненных строительно-монтажных работ вследствие допущения нарушений в технологии; появление непредвиденных работ, и др. - социальные: текучесть кадров
из-за недостаточного уровня - экономические: изменение -организационные: нарушения |
Информация о работе Сущность, структуры и формирования финансовых результатов предприятия