Сущность и значение анализа прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является углубление и закрепление теоретических основ по прибыли предприятия с использованием современных методов экономических исследований, методик анализа, а также выявлению различных экономических факторов, повлиявших на результаты деятельности ОАО «Астраханьагропромтехника».
Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:
1. оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;
2. изучение состава и структуры прибыли;
3. выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;
4. изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
5. выявление резервов роста прибыли;
6. разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы анализа формирования и использования прибыли предприятия………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и значение анализа прибыли …………………………………...5
1.2.Составные элементы формирования балансовой прибыли………….…...9
1.3. Резервы увеличения прибыли ……………………………..……………...16
Глава 2.Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Астраханьаг-ропромтехника»…………………………………………………….................22
2.1.Краткая характеристика предприятия…………………………………….22
2.2.Технико-экономические показатели деятельности ОАО «Астраханьагро-промтехника»……………………………………………………………….…..23
2.3.Анализ прибыли ОАО «Астраханьагропромтехника»…………..……...25
Глава 3.Мероприятия по увеличению суммы прибыли......…………………31
Заключение……………………………………………………………….……..33
Список использованной литературы……………………………………….…35
Приложения………………………………………………………………….….37

Файлы: 1 файл

фетисова экономический анализ.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

- увеличение  объема производства и реализации выпускаемой продукции;

- снижение себестоимости  выпускаемой продукции;

- повышение  качества выпускаемой продукции.

Для максимизации прибыли рекомендуется осуществлять следующие конкретные мероприятия:

- строгое соблюдение  заключенных договоров на выполнение работ. Для предприятия особо важно найти заказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ;

- проведение  масштабной и эффективной политики  в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала;

- повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю;

- улучшать качество  выполняемых работ, что приведет  к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками работ;

- увеличение  объема производства выполняемых  работ за счет более полного  использования производственных мощностей предприятия;

- сокращение  затрат на производство за  счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования;

- сокращение  непроизводственных расходов и производственного брака;

- применение  самых современных механизированных  и автоматизированных средств для выполнения работ;

- рассмотреть  и устранить причины возникновения  перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;

- повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции;

- совершенствовать  рекламную деятельность, повышать  эффективность отдельных рекламных мероприятий;

- улучшение материального  климата в коллективе, что в  конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;

- осуществлять постоянный  контроль за условиями хранения  и транспортировки сырья и готовой продукции.

Необходимо также, чтобы  предприятие гораздо больше времени  уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре. Максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия. Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:

- обладать большой гибкостью,  способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство;

- технология производства  осложнилась на столько, что  требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда;

- требования к качеству  не просто возросли, а совершенно  изменили характер. Мало выполнять хорошо работы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг;

- резко изменилась структура  издержек производства. Одновременно  все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью;

- особой проблемой является  и повышение эффективности деятельности  предприятия по поиску заказчика.  Прежде всего, необходимо больше  внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого выполнения работ. Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов предлагаемых работ и доходов.







 

 

Рис.1. Резервы  увеличения прибыли от реализации продукции

Таким образом, на величину прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и независящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами  роста прибыли, зависящими от деятельности организаций, являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных условиях и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ финансовых результатов деятельности

ОАО «Астраханьагропромтехника»

2.1.Краткая  характеристика предприятия

Полное наименование предприятия: Открытое акционерное  общество «Астраханьагропромтехника».

Юридический и  фактический адрес: 414000, г.Астрахань, ул.Бабушкина, 68.

Дата государственной  регистрации: 03 февраля 1993 года, основной регистрационный номер № 1023000834636.

Уставный капитал  предприятия составляет 2525 рублей. Состав акционеров: Комитет госимущества по Астраханской области – 26,7%, юридические лица – 2,0%, физические лица – 71,3%.

Дочерних и  зависимых обществ организация  не имеет. Имеется четыре обособленных подразделения в районах Астраханской области.

Предприятие не относится к субъектам малого предпринимательства, так как в  составе акционеров имеется доля государственной собственности.

Организация подлежит обязательному аудиту, так как  подпадает под критерии, установленные  Федеральным законом «Об аудиторской  деятельности».

ОАО «Астраханьагропромтехника» занимается обеспечением сельскохозяйственных предприятий Астраханской области минеральными удобрениями, сельскохозяйственной техникой, автотранспортными средствами, реализацией запасных частей к ним, оптом и в розницу, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов.

Предприятие имеет  четыре обособленных подразделения  – магазины розничной торговли товарами производственно-технического назначения, расположенные в районах области: город Харабали, село Черный Яр, село Икряное, село Енотаевка.

На основании  главы 26.3. НК РФ и Закона Астраханской области, розничная торговля предприятия через магазины в городе Харабали, селе Икряное, селе Черный Яр, селе Енотаевка и городе Астрахани переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что является положительным фактором, влияющим на деятельность и финансовое состояние предприятия, по другим видам деятельности применяется традиционная система налогообложения.

2.2.Технико-экономические  показатели деятельности ОАО «Астраханьагропромтехника»

Анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия всегда имел большое значение. Результаты анализа представляют интерес для различных категорий аналитиков: управленческого персонала, представителей финансовых органов, представителей налоговых органов, кредиторов и т.д.

Изменения в  деятельности ОАО «Астраханьагропромтехника » можно охарактеризовать следующими показателями (табл.1).

Таблица 1.

Технико-экономические  показатели ОАО «Астраханьагропромтехника» за 2009-2010гг.

 

Наименование

показателей

Ед.

изм.

2009 г.

2010 г

Изменение

Абсолютное,

т.р.

Относительное,

%.

1

2

4

5

6

7

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

тыс.

руб.

111679

115762

+4083

103,7

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс.

руб.

83220

89977

+6757

108,1

Валовая прибыль

тыс.

руб.

28459

25785

-2674

90,6

Прибыль

от продаж

тыс.

руб.

7609

4226

-3383

55,5

Прибыль до налогообложения

тыс.

руб.

3111

2384

-727

76,6

Чистая прибыль

тыс.

руб.

2740

1830

-910

66,8

Фонд оплаты труда (годовой)

тыс.

руб.

11110

11935

+825

107,4

Среднесписочная численность работников

чел.

53

50

-3

94,3

Среднемесячная зарплата 1 работника

руб.

17470

19892

+2422

113,9


 

Выручка от реализации продукции, работ, услуг ОАО «Астраханьагропромтехника»  в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 4083 тыс.руб. (на 3,7%).

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг  ОАО «Астраханьагропромтехника»  в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 6757 тыс.руб. (на 8,1%).

Валовая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась  на 2674 тыс. руб. (на 9,4%).

Прибыль от продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 3383 тыс. руб. (на 44,5%).

Прибыль до налогообложения  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  снизилась на 727 тыс. руб. (на 23,4%).

Чистая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась  на 910 тыс. руб. (на 33,2%).

Фонд оплаты труда работников ОАО «Астраханьагропромтехника» в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 825 тыс. руб. (на 7,4%)..

Среднесписочная численность работников ОАО «Астраханьагропромтехника» в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 3 чел. (на 5,7 %).

Среднемесячная  заработная плата одного работника  ОАО «Астраханьагропромтехника» в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на  2422 руб. (на 13,9%).

По приведенным  выше данным можно с уверенностью сказать, что финансовое положение ОАО «Астраханьагропромтехника» в 2010 году по сравнению с 2009 годом значительно ухудшалось.

2.3.Анализ  прибыли ОАО «Астраханьагропромтехника»

Проанализируем  показатели финансовых результатов (прибыли от продаж) ОАО «Астраханьагропромтехника»

Показатели прибыли взяты из отчета о прибылях и убытках ОАО «Астраханьагропромтехника» за 2010г (Приложение 2).

Изменение изучаемых  показателей за анализируемый период представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ прибыли ОАО «Астраханьагропромтехника» за 2010 год

Наименование 

показателя

за 

2009

год

за 2010

год

отклонение

уровень в %

к выручке

отклонение

уровня, %

 

2009 год

2010 год

 

1

2

3

4

5

6

7

Выручка

 от продажи

111679

115762

+4083

100

100

-

Себестоимость

83220

89977

+6757

74,5

77,7

+3,2

Валовая

прибыль

28459

25785

-2674

25,5

22,3

-3,2

Коммерческие

расходы

16260

17426

+1166

14,6

15,1

+0,5

Управленческие  расходы

4590

4133

+457

4,1

3,6

-0,5

Прибыль

(убыток)

 от  продаж

7609

4226

-3383

6,8

3,7

-3,1

Чистая  прибыль

2740

1830

-910

2,5

1,6

-0,9


 

На основании данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

Основную долю в выручке от продаж занимает себестоимость  проданных товаров. В 2009г. она составляла 74,5% выручки, в 2010 году эта доля изменилась, и составила 77,7% (рост на 3,2%).

Удельный вес валовой прибыли в выручке от реализации снизился на 3,2% с 25,5% в 2009 году до 22,3% в 2010 году.

 Коммерческие  расходы фирмы в 2009 году  занимали 14,6 % от выручки, в 2010 году доля коммерческих расходов возросла на 0,5% и составила 15,1%. В абсолютных показателях коммерческие расходы увеличились  на 1166 тыс.руб.

Управленческие расходы ОАО «Астраханьагропромтехника» в 2009 году  занимали 4,1 % от выручки, в 2010 году доля управленческих расходов снизилась на 0,5% и составила 3,6%, но в абсолютных показателях управленческие  расходы увеличились на 457  тыс.руб.

Прибыль от продаж занимает  малую долю в общем объёме выручки. Её уровень к выручке, т.е. рентабельность продаж, меняется в течение анализируемого периода. В 2009 году доля прибыли от реализации составляла 6,8% в структуре выручки, в 2010 году снизилась до 3,7% ( на 3,1%)

Динамика показателей  прибыли представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика показателей прибыли ОАО «Астраханьагропромтехника» за 2009-2010гг.

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. Некоторые из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа.

Методика расчета  факторных влияний на прибыль  от обычной деятельности включает следующие шаги .

1.Расчёт  влияния фактора «Выручка от  продажи».

При проведении факторного анализа необходимо учитывать  влияние инфляции. Цены на продукцию, реализуемую ОАО «Астраханьагропромтехника»  возросли в 2010году  на 11,3%.

Тогда индекс цены

.

 

 

 

Выручка от продажи  в отчетном периоде в сопоставимых ценах рассчитывается по формуле:

                                                          (1)

где - выручка от продажи в сопоставимых ценах

- выручка от продажи  в отчетном периоде

- индекс цены.

Влияние на выручку  изменения цен рассчитывается по формуле:

                                                (2)

Влияние на выручку  изменения количества проданной  продукции рассчитывается по формуле:

                                                 (3)

где - выручка от продаж в предыдущем периоде

Для анализируемой  организации выручка в сопоставимых ценах составит:

Информация о работе Сущность и значение анализа прибыли