Стимулирование труда в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе организации материального стимулирования в ОАО ТД «Неман» и оценке ее эффективности в свете современных теоретических основ мотивации труда.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. раскрыть сущность стимулирования труда;
2. показать важность оплаты труда в системе мотивов к труду;
3. проанализировать эффективность труда в ОАО ТД «Неман»;
4. оценить организацию материального стимулирования труда в ОАО ТД «Неман» с точки зрения ее эффективности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА В ТОРГОВЛЕ

1.1 Стимулирование труда: основные концептуальные подходы

1.2 Заработная плата – основной стимул результативности труда

1.3 Премирование, доплаты, надбавки и стимулирование эффективности труда

2 ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА В ОАО ТД «НЕМАН»

2.1 Экономико–организационная характеристика
ОАО ТД «Неман»

2.2 Анализ эффективности труда в ОАО ТД «Неман»

2.3 Организация материального стимулирования труда в ОАО ТД «Неман» и оценка ее эффективности

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ТОРГОВЛЕ

3.1 Тенденции изменения материальной мотивации труда в торговле

3.2 Применение индивидуального стимулирования труда в

ОАО ТД «Неман»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

стимулирование труда в торговле.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

 

Стимулирование повышения качества труда должно проводиться по двум направлениям: стимулирование объекта (предприятия) и стимулирование субъекта (работника). В условиях рыночной экономики  стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли и достигается не в последнюю очередь продуманной и постоянно поддерживаемой стратегией престижа, основанной на разработках менеджмента качества.

 

Стимулирование работника важно  осуществлять через использование  механизма управления качеством его труда.

 

В ОАО ТД «Неман» предлагается использовать механизм управления качеством труда  предложенный Давыденко Л.Н. и Приходько  В.В. Он состоит в следующем: в  штатное расписание отдела кадров необходимо ввести должность менеджера по качеству труда, в компетенции которого входит оценка и учет качества труда работников предприятия (или эти обязанности возложить в порядке совмещения на других работников). Ежемесячно должен проводиться день оценки качества труда по предприятию, на котором могут приниматься как коллективные, так и индивидуальные решения о повышении качества труда работников, объявляться результаты расчета индивидуального коэффициента каждого работника, происходить обмен опытом и обсуждаться размеры премирования за достигнутые результаты.

 

Для ежедневного учета качества труда представитель профсоюза (или  лучше неформальный лидер предприятия) заносит в журнал учета показателей, определяющий индивидуальный коэффициент  качества труда работников (табл. 3.1), все необходимые реквизиты по каждому работнику и устанавливает в конце месяца индивидуальный коэффициент качества труда.

 

 

Таблица 3.1

 

Журнал учета показателей, определяющих индивидуальный коэффициент качества труда работников ТД «Неман» за месяц [16, с. 107].

Работники

 

(ФИО) Коэффициент квалификации (КВ) Коэффициент дисциплины труда (КД) Коэффициент творческой активности (КО) Коэффициент изменения (КИ) Индивидуальный коэффициент качества труда (ИК)

Числа месяца Числа месяца Числа месяца

1 2 … 31 1 2 … 31 1 2 … 31 

 

 

 

 

 

Примечание: собственная разработка

 

При проведении расчетов индивидуального  коэффициента качества труда необходимо по максимуму исключить субъективизм со стороны лица, проводящего учет и расчет. При наличии тенденции  его индивидуальный коэффициент качества должен снижаться.

 

Контроль за достоверностью расчетов, а при возникновении конфликтных  ситуаций – поиск выхода из них, следует возложить на профсоюзный  комитет и руководителя предприятия. Для этих работников время, затраченное на решение проблемных вопросов качества труда на предприятии, следует считать как время, в течение которого работник был занят творческой деятельностью. Тем самым практически увеличится индивидуальный коэффициент качества труда этих работников, что оказывается на их заработной плате.

 

Оценка качества труда должна носить объективный характер, отражать справедливое признание достигнутых работником результатов, побуждать работника  прилагать дополнительные усилия для  выполнения поставленных задач, являться средством для достижения определенной цели. Для ОАО ТД «Неман» такой целью может быть поиск наиболее справедливой системы оплаты труда и резервов развития предприятия. Для конкретного торгового работника оценка качества его труда выступает формой признания его заслуг. Под признанием зачастую имеется в виду положительная оценка труда другими. Конкретной формой признания на практике выступает заработная плата. Однако процесс признания эффективности при выполнении в совокупности следующих шести основных задач:

 

1.  Признание труда сотрудников,  добившихся значительных результатов,  с целью дальнейшего стимулирования  их творческой активности.

 

2.  Демонстрация заинтересованного  отношения ОАО ТД «Неман» к  высоким результатам труда.

 

3.  Извлечение из процесса признания максимального эффекта путем популяризации результатов труда отдельных работников, получивших признание.

 

4.  Применение различных форм  признания задач сотрудников  (материальная компенсация, денежные  вознаграждения личности или  группы, личное признание начальства).

 

5.  Повышение морального удовлетворения  через соответствующую форму  признания.

 

6.  Обеспечение процесса повышения  трудовой активности, является целью  руководства.

 

В качестве показателя оценки качества труда торговых работников, в частности продавцов, предлагается, как говорилось выше, использовать индивидуальный коэффициент качества труда (Ик), сущность которого заключается в отражении роли каждого работника в реализации целей предприятия. Расчет данного показателя может быть проведен следующим образом:

 

(3.1)

 

где КВ – коэффициент квалификации, который определяется отношением требуемого разряда работ к разряду работника;

 

КД - коэффициент дисциплины труда;

 

КА – коэффициент творческой активности;

 

Ки – коэффициент показателей, отражающих необходимость повышения или снижения индивидуального коэффициента качества труда в зависимости от определенных факторов (коэффициент изменения) [19, с. 111].

 

Коэффициент дисциплины труда предполагается определить как разность между единицей и отношением внутренних потерь рабочего времени, вызванных нарушением трудовой дисциплины (ТВП), к продолжительности рабочей силы (Т):

 

КД = 1 – (ТВП / Т).(3.2)

 

Трудовая дисциплина предусматривает  строгое соблюдение работниками  правил установленного распорядка (отсутствие опозданий на работу, своевременное начало смены, обеденного перерыва, перерыва на отдых и личные надобности и т.п.)

 

Коэффициент творческой активности определяется как отношение рабочего времени  работника, в течение которого он был занят творческой деятельностью (ТВ), к продолжительности рабочей смены.

 

КА = ТА / Т.(3.3)

 

Творческая деятельность продавца подразумевает под собой оформление витрин, выставок продаж, участие в  выездных ярмарках, в проведении рекламных  мероприятий и др.

 

Коэффициент показателей, отражающих необходимость повышения ил снижения индивидуального коэффициента качества труда в зависимости от определенных факторов, предлагается рассчитывать следующим образом:

 

КИ = åПП - åПС,(3.4)

 

 

где åПП – сумма относительной  оценки повышающих факторов;

 

åПС – сумма относительной оценки понижающих факторов [19, с. 112].

 

В таблицах 3.2 и 3.3 отражены факторы, регламентирующие основания для повышения или  понижения индивидуального коэффициента качества труда. При их разработке использовался  подход, предусматривающий, что количество повышающих факторов должно быть больше понижающих, чтобы сохранить стимулирующую роль индивидуального коэффициента качества труда.

 

Таблица 3.2

 

Классификатор факторов, влияющих на величину повышения индивидуального  коэффициента качества труда [19, с 111].Показатели Единица измерения Величина повышения

 

1.    Обучение вне рабочего  места, на рабочем месте.

 

2.    Повышенная интенсивность  работы.

 

3.    Применение в работе  передовых приемов и методов  труда.

 

4.    Выполнение работ в условия, отличающихся от условий труда по основной работе.

 

5.    Оказание помощи молодым  работникам.

 

6.    Руководство практикантами.

 

7.    Увеличение нормы (зоны) обслуживания.

 

8.    Проявление инициативы  при решении производственных  вопросов. 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай 

до 0,2

 

до 0,4

 

до 0,2

 

до 0,3

 

до 0,1

 

до 0,5

 

до 0,3

 

до 0,1

 

 

Таблица 3.3

 

Классификатор факторов, влияющих на величину снижения индивидуального коэффициента качества труда [19, с. 112].Показатели Единица измерения Величина повышения

 

1.    Невыполнение распоряжений  бригадира, заведующего отделом,  вышестоящего руководства.

 

2.    Нарушение правил эксплуатации торгово-технологического оборудования, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, противопожарных правил.

 

3.    Наличие претензий со  стороны покупателей.

 

4.    Наличие ошибок в  учете. 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай

 

За каждый случай 

до 0,2

 

до 0,4

 

до 0,5

 

до 0,3

 

 

Величина относительного повышения  и снижения индивидуального коэффициента качества труда определялась с учетом экспертной оценки, проведенной в  рамках семинара при Институте повышения  квалификации и переподготовки кадров при Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации в ноябре 2001г. В качестве экспертов выступили работники планово-экономических служб потребительской кооперации. Величина относительного повышения или снижения каждого показателя определялась ими субъективно, исходя из собственного уровня знаний, опыта и предложений.

 

В настоящее время для продавцов  розничной торговли выплата надбавок за качество труда не предусмотрена. Следовательно необходимо предусмотреть  установление такой надбавки в зависимости от индивидуального коэффициента качества труда. Этот коэффициент по своей экономической сущности отражает индивидуальные заслуги работника в процессе труда (таблица 3.4).

 

Таблица 3.4

 

Школа знаний для определения надбавки за качество труда в зависимости от индивидуального коэффициента качества труда.Индивидуальный коэффициент качества труда. Значение величины процентов в интервале.

 

От 2 до 3

 

От 3 до 4

 

Свыше 4 

5 – 10

 

15 – 20

 

20 – 25

 

 

 

Для работников прилавка надбавка за качество труда (НК) в сумме может быть определена следующим образом:

 

(3.5)

 

где ИК – индивидуальный коэффициент  качества труда, Р1, Р0 – границы (верхняя  и нижняя) значение величины процентов  в интервале, соответствующим индивидуальному  коэффициенту качества труда; Т – тарифная ставка работника в сумме [16, с. 108].

 

Необходимость использования надбавки обусловлено тем, что современная  практика торговой деятельности требует  учета индивидуального вклада каждого  работника. Выплата надбавок позволит реально стимулировать рост качества труда на предприятии.

 

Введение надбавок за качество труда  должно отражаться соответствующим  образом в статистической отчетности, т.е. выплаты надбавки следует квалифицировать  отдельной строкой в форме  №1-т (торг) «Отчет по труду». Это позволит прочитать целесообразность и эффективность таких выплат по предприятию, в будущем реализовать их величину. Экономический эффект таких мероприятий должен отразиться на росте товарооборота, экономии издержек обращения и, в конечном счете, не роте прибыли.

 

Социальный эффект введения таких  выплат необходимо рассматривать с  точки зрения работника, предприятия  и потребителя. Работник получает удовлетворенность  трудом, рост своей значимости в  коллективе. Для ОАО ТД «Неман»  социальный эффект проявляется в виде определенного имиджа, в повышении престижности труда на предприятии. Потребитель выигрывает в качестве торгового обслуживания и в том, что испытывает положительные эмоции от посещения предприятия. Лояльность потребителей по отношению к ОАО ТД «Неман», их позитивная личная коммуникабельность будет способствовать расширению рынка сбыта.

 

Особое внимание следует обратить на еще одно важнейшее требование, выдвигаемое современной экономической  наукой, - участие работников в организации  стимулирования, которое позволяет привить им чувство хозяина в условиях рынка, создает предпосылки для повышения социальной справедливости распределительных отношений, для улучшения социально-психологического климата в коллективе, способствует удовлетворенности трудом, расширению гласности.

 

Таким образом можно сделать  некоторые теоретические выводы и дать практические рекомендации ОАО  ТД «Неман»:

 

-    В ОАО ТД «Неман»  необходимо использовать разработки  социальной психологии в связи  со значительной психологической  напряженностью труда, связанной не только с умением общаться с покупателями, но и с материальной ответственностью. Следует усилить профессиональную подготовку работников прилавка в части уменьшения психологически работать с покупателями.

 

-    В ОАО ТД «Неман» необходимо либо вве6сти должность штатного психолога, либо пользоваться услугами психологических консультаций с целью разработки программ снятия психологического стресса работников. Должна быть организованна комната психологической разгрузки торгового работника, разработаны методические средства по его психологической защите, коррекции и реабилитации.

 

-    Целесообразно ввести  в практику организации оплаты  труда такой подход, как «беспокойство  об оплате труда работников  со стороны руководителя», что  позволит реально управлять этим процессом. Суть такого подхода заключается в ежемесячном контроле (можно в день оценки качества труда по предприятию) руководителя за суммой выдаваемой зарплаты каждому работнику. Но руководитель рассматривает заработную плату не с точки зрения поиска путей ее экономии, как это принято в современной торговой практике, а с целью определения путей повышения качества труда работников. Так, если за предшествующий период у работника заработная плата была выше, чем в отчетном периоде, то выявляются причины ее снижения и определяются пути ее увеличения. Диалог между руководителем и работником должен вестись в режиме свободного высказывания мнений. Это, во-первых, позволит работнику выразить свое отношение к состоянию текущих дел на предприятиях, во-вторых, снимает такой мотив неудовлетворенности трудом как невнимание руководства к проблемам работников, что позволит последним реально почувствовать себя участниками организации материального стимулирования.

 

-    В управлении качеством  труда особую важность приобретает выделение зоны личной ответственности для каждого продавца.

Информация о работе Стимулирование труда в торговле