Совершенствование структуры управления государственного (муниципального) учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка методических рекомендаций, либо предложений, связанных и направленных на повышение и совершенствование качества предоставляемых ФССП услуг, соответственно это и изучение структуры управления данного учреждения в настоящее время.
Задачи исследования:
1) изучить особенности пространства государственных учреждений, провести структурно-функциональный анализ, выявить перспективные субъекты управления, раскрыть содержание государственных учреждений как объекта управления, проанализировать формы и методы организации профессиональной структуры управления;

Оглавление

Введение
1. Практико-методологические основы управления государственным учреждением
1.1 Формы и методы государственно-общественного управления учреждениями
1.2 Специфика стратегического управления государственным учреждением
1.3 Автономное учреждение как инновационная модель государственно-общественного управления
2. Совершенствование системы управления государственным учреждением на примере федеральной службы судебных приставов
2.1 Инновационная модель системы управления и организации деятельности службы приставов на региональном уровне
2.2 Методы повышения эффективности деятельности службы судебных приставов
2.3 Применение нестандартных методов работы ФССП
2.4 Практика государственно-частного партнерства в России
Заключение
Список использованных источников литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Управление ФССП.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

Необходимо остановиться еще на одной проблеме. У нас  фактически провалена работа по реализации арестованного и конфискованного  имущества. Мало того, что не все  арестованное имущество передается на реализацию (зачастую это всего  лишь недопустимые игры с должниками), но и реализуется лишь несколько процентов от того, что передано в Российский фонд федерального имущества (РФФИ).

Наше воздействие на работу подразделений РФФИ весьма слабое. Между тем Минюст России и РФФИ подписали соглашение, согласно которому взаимодействие территориальных органов Министерства и территориальных отделений РФФИ осуществляется на основании заключенных между ними соглашений. Но в некоторых областях такие соглашения все еще не заключены.

Настоящая анархия сопровождает в ряде областей процесс заключения договоров с подразделениями РФФИ. Так, в Костромской области все договоры были заключены главным судебным приставом без доверенности начальника управления юстиции, т.е. с нарушением требований приказа Минюста от 9 августа 2000 г. N 239. При этом в договорах, заключенных главным судебным приставом, содержались положения, грубо ущемлявшие права взыскателей и должников. В них, в частности, предусматривалось, что если комиссионер (т.е. РФФИ) совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые указаны судебным приставом, то дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером (т.е. между управлением юстиции и подразделением РФФИ). Однако по закону ни управление юстиции, ни подразделение РФФИ не должны извлекать прибыли из процесса исполнительного производства (кроме вознаграждения, предусмотренного договором).

С подразделениями РФФИ заключались договоры, кабальные  для взыскателей. В качестве вознаграждения комиссионеру без каких-либо обоснований  выплачивались 15% от стоимости реализованного имущества. Кроме того, вопреки Федеральному закону "Об исполнительном производстве", комиссионеру было предоставлено право самостоятельно производить уценку арестованного имущества и получать дополнительную выгоду в случае продажи имущества по цене выше установленной договором. Такие правила действовали почти год, пока не вмешалась областная прокуратура.

Больной вопрос в службе судебных приставов - работа с обращениями  граждан и юридических лиц. Частично такое положение сложилось из-за отсутствия четкого порядка работы и незнания действующего законодательства (в основном еще советского периода). Просвет появился с утверждением 28 июня 2001 г. Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации, в которой в общих чертах регламентирован порядок данной работы в Министерстве. Эта Инструкция объявлена типовой. Руководителям территориальных органов Минюста следовало разработать по этому вопросу свои инструктивные материалы с учетом специфики работы с жалобами в регионах. К сожалению, данный процесс неоправданно затянулся, что в ряде территориальных органов повлекло еще большую неразбериху.

На примере столичной  службы судебных приставов можно  сделать вывод об отсутствии системы  в работе с обращениями граждан  и юридических лиц. Этот участок незаслуженно отодвинут на второй план. Между тем отношение к этой работе - показатель уровня как общей, так и правовой культуры в аппаратах главных судебных приставов. Особенно удручает низкий уровень работы по устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы взыскателей и должников, хотя только судами ежегодно удовлетворяется каждая четвертая жалоба на действия (бездействие) судебных приставов. К тому же и прокуратура повсеместно вскрывает сотни и даже тысячи случаев вопиющей волокиты при исполнении юрисдикционных актов.

Лишь в единичных  случаях появляются объективные, доброжелательные статьи о судебных приставах.

Необходимо использовать все имеющиеся у нас рычаги воздействия для повышения уровня работы в службах судебных приставов. Очень важно поднять авторитет и ответственность старших судебных приставов, прежде всего руководителей районного звена. Они в управлении делами службы на передней линии, от их умения работать с людьми зависит успех дела.

Необходимо скрупулезно  работать над формированием полноценного корпуса старших судебных приставов. В целом по системе только немногим более 70% из них имеют высшее юридическое образование. Это является серьезным нарушением федерального законодательства, определившего строгие условия для занятия названных должностей.

Нужно сделать так, чтобы  при проверках в подразделениях обязательно выявлялась роль старших  судебных приставов в управлении подчиненными им судебными приставами. В справках по результатам проверок чаще встречается перечисление чуть ли не массовых ошибок в работе рядовых судебных приставов и почти не просматривается оценок деятельности старших судебных приставов как руководителей подразделений. Получается, что они вроде бы ни при чем, даже при наличии грубейших нарушений законодательства об исполнительном производстве. Между тем, старшие судебные приставы обязаны осуществлять ведомственный контроль за работой подчиненных, формы контроля с их стороны должны определить главные приставы регионов, хотя бы в виде периодических (не реже одного раза в квартал) сплошных проверок исполнительных производств, находящихся в работе у судебных приставов - исполнителей.

Уровень руководства  подчиненными со стороны руководителей  районных подразделений - старших судебных приставов еще весьма низок. Многие из них не знают даже азов управленческой деятельности, поэтому ограничиваются лишь процессуальными отношениями с судебными приставами - исполнителями. Настало время подумать над тем, чтобы собрать старших судебных приставов на общероссийское совещание по проблемам совершенствования управления. Возможно, первоначально имеет смысл собрать передовиков, чтобы сообща обсудить вопрос о том, как нам следует исправлять создавшееся положение.

Что касается Департамента судебных приставов, то он должен опираться  в работе по совершенствованию управленческой деятельности на федеральные управления Минюста. Тем более что им предоставлены определенные контрольные полномочия. Но сфера контрольных полномочий федеральных управлений - это оценка работы руководителей территориальных органов Министерства, в том числе по вопросам исполнения Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Эти управления не должны заниматься заслушиванием отчетов судебных приставов о работе по конкретным исполнительным производствам. Во-первых, это не их компетенция, во-вторых, законом запрещено вмешательство в процессуальную деятельность судебных приставов - исполнителей.

Вопрос о правомерных  способах вмешательства в процессуальную деятельность судебных приставов - исполнителей недостаточно урегулирован в законодательстве, что является серьезным пробелом. По этому вопросу подготовлены законопроекты, предусматривающие право главного судебного пристава России и главных судебных приставов субъектов Российской Федерации отменять незаконные процессуальные решения судебных приставов - исполнителей.

 

2.2 Пути повышения  эффективности деятельности службы  судебных приставов

 

Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным  фактором укрепления российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

Конечно, необходимо совершенствовать законы, повышать статус судебных приставов, но опять же, каждое изменение закона требует всестороннего изучения ситуации, подкрепления статистикой и другими аргументами и обязательно должно тщательно прорабатываться.

Подразделения судебных приставов сегодня - необходимый  атрибут государственной власти в городах и районах (наряду с  судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами). По имеющимся данным, в прошлом году в подразделения судебных приставов обратился каждый десятый гражданин России.

На первом этапе из-за ограниченности штатов пришлось сконцентрировать основные усилия на организации исполнения решений судов и иных исполнительных документов. Вообще по своему характеру исполнительные документы, поступающие к судебным приставам, весьма разнообразны. Ведь по закону судебные приставы обеспечивают не только интересы судов, но и многих контролирующих органов, а также органов, обладающих правом налагать административные взыскания (в стране их насчитывается свыше 50) (штрафы). С 1 января 2000 г. в службу судебных приставов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации был передан дополнительный объем работы — исполнение постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества должников. Таким образом, органы юстиции теперь напрямую участвуют в пополнении доходной части государственных бюджетов. От результатов их работы в значительной мере зависит благополучие населения, выполнение оборонных и социальных программ.

Дальнейшее развитие службы судебных приставов и, в частности, перспективы повышения эффективности  ее деятельности связываем с рядом  обстоятельств.

Прежде всего, предстоит кардинально решить проблему доведения численного состава службы до полагающихся нормативов труда. Правда, эти нормативы еще предстоит выработать и утвердить. В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации Минюст России вместе с Минтрудом и Минфином интенсивно заняты разработкой научно обоснованных норм нагрузки на одного судебного пристава и общей численности службы судебных приставов.

Второй по значимости задачей на ближайшую перспективу  является усовершенствование процесса организации работ в службе судебных приставов. В этом направлении просматривается несколько направлений практической деятельности.

Предстоит серьезно подумать и о повышении образовательного уровня судебных приставов-исполнителей. К сожалению, абсолютное их большинство не имеют базового юридического образования, хотя применяют ежедневно сложные нормы материального и процессуального права. К тому же уже началась разработка далеко не простого нормативного акта — Исполнительного кодекса РФ, который, естественно, не могут исполнять малообразованные работники. Поэтому сегодня речь идет не только о дальнейшем расширении процессуальных прав и обязанностей судебных приставов-исполнителей, но и о повышении их образовательного уровня.

Возможно, в ближайшем  будущем будут изменены общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебных приставов-исполнителей. Обязательным условием для занятия их будет наличие высшего юридического образования. При этом возможен 5—7-летний переходный период для согласования с Минобразования новой специализации юристов по исполнительному производству с присвоением выпускникам вузов квалификации «Юрист — судебный пристав-исполнитель».

Деятельность судебных приставов-исполнителей при нагрузке от 200 до 500 производств связана с вынесением множества процессуальных документов и направлением большого количества запросов. Поэтому весьма актуально введение должностей помощников судебных приставов-исполнителей.Повышение коэффициента полезного действия судебных приставов-исполнителей предполагает совершенствование работы по розыску должников и их имущества, которое в настоящее время сводится для судебного пристава к направлению различных запросов и получению справок. Доступа к базам данных правоохранительных органов он не имеет. Кроме того, банковские учреждения отказываются постоянно под предлогом наличия банковской тайны предоставить ему необходимую информацию. Положение можно исправить, наделив судебного пристава правом получать необходимую информацию у правоохранительных органов, или предоставив службе судебных приставов статус самостоятельного субъекта оперативно-розыскной деятельности, полномочного проводить дознание по делам о злостном неисполнении решений судов.

Для реализации второго  варианта сейчас имеются серьезные  основания. Принятый во втором чтении государственной думой проект УПК РФ уже предусматривает наделение Главного судебного пристава России, главных судебных приставов субъектов Российской Федерации и старших судебных приставов правом производства дознания.

Первоочередной задачей службы является также дальнейшее усиление сотрудничества с судами, а также органами федеральной исполнительной власти, постановления которых исполняют судебные приставы. С некоторыми федеральными органами в последние годы заключены соглашения о сотрудничестве, которые необходимо наполнить конкретным содержанием. Растет взаимодействие с Министерством по налогам и сборам, хотя все начиналось с острой конфронтации, которая совместными усилиями преодолена.

Для службы судебных приставов  больным остается вопрос об улучшении их материального положения. Решать его нужно как можно скорее с тем, чтобы избежать распространения коррупции в рядах судебных приставов. Недоукомплектованностью штатного состава, что обусловливает высокую загруженность судебных приставов - исполнителей, и необходимость повышения технической оснащенности подразделений судебных приставов. Многие технические факторы влияют на оперативность работы, например такие как скорость работы персональных компьютеров с установленными программами (базами данных), во многих случаях занимающие много времени при оформлении текущих рядовых дел (прием граждан и выдача им справок и т.д.).. Необходимо поднимать престиж работы судебных приставов.

В ближайших планах судебных приставов - организация электронных торгов имуществом должников.

Важно обеспечить широкий  круг участников электронных аукционов, чтобы это была не «горстка избранных». «Если система останется закрытой, то это может породить новый виток  коррупции в стране. При этом недовольными будут и должники, имущество которых будет продаваться за копейки, и кредиторы, не получающие возврат своих денег в полном объеме», – говорит Быков. По его словам, в США и Японии, где имущество должников уже достаточно долгое время реализуется на электронных торгах, в аукционах участвуют специально аккредитованные компании, что снижает коррупционные риски.

Было бы логично, чтобы  в торгах участвовали не судебные приставы, а прошедшие конкурсный отбор аукционисты, каждый из которых  будет специализироваться по конкретной группе товаров – недвижимость, предметы искусства, автомобили и т.д. При этом условии можно будет обеспечить справедливую, близкую к рыночной цену реализуемого на аукционах имущества.

Информация о работе Совершенствование структуры управления государственного (муниципального) учреждения