Согласование данных в итоговую оценку стоимости предприятия (бизнеса)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:49, лекция

Краткое описание

Вывод итоговой величины стоимости.
Согласование результатов оценки.

Файлы: 1 файл

20 вопрос.docx

— 58.87 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Лекция 12. Итоговое заключение об оценке стоимости предприятия (бизнеса)

Согласование результатов оценки. Преимущества и недостатки методов оценки. Способы расчета итоговой величины в стоимости предприятия (бизнеса).

Итоговая стоимость бизнеса предприятия определяется на основе полученных тремя подходами величин с помощью неформальных процедур, учитывающих цели потенциальных покупателей и особенности предприятия.

Следует сказать, что у каждого подхода есть свои типы компаний, для которых результаты оценки высокопрофессиональным оценщиком наиболее достоверны по сравнению с результатами других подходов, и наоборот.

Например, затратный подход имеет наибольший среди трех подходов вес при оценке бизнеса, когда оцениваемая компания владеет значительными материальными активами, только что образована или находится в стадии банкротства. Рекомендуется применять затратный подход в качестве основного для оценки холдинговых компаний. Это подход является наиболее приемлемым при расчете стоимости имущества, которое предназначено для специального использования (без получения дохода), — это школы, больницы, здания почты, культурные сооружения, вокзалы и т.п.; для целей залога; при оценке в целях налогообложения; для страхования и др.

Доходный подход (в подавляющем большинстве случаев это метод дисконтированных денежных потоков — метод ДДП) для многих предприятий использовать фактически нельзя (особенно при больших постоянных издержках и высокой доле себестоимости продукции в выручке) из-за большой его чувствительности к труднопрогнозируемым параметрам расчета (цене и объему реализации, темпу роста при расчете терминальной стоимости и др.) и, следовательно, низкой достоверности оценки стоимости. То есть решение может оказаться неустойчивым — малое изменение прогнозируемых данных может вызвать сильное изменение решения, что бывает, например, при оценке предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, на которых обычно велики постоянные издержки и доля себестоимости в выручке. Оценщики в своих отчетах должны давать анализ реальной чувствительности метода ДДП, а не скрывать от читателей некоторые принципиальные трудности теории оценки, максимально открыто излагать свое мнение о стоимости предприятий. Принципиальным недостатком метода ДДП является и, как правило, высокая доля так называемой постпрогнозной стоимости в итоговой стоимости предприятий, которая вычисляется с высокой степенью недостоверности. О том, какова допустима максимальная доля этой постпрогнозной стоимости – об этом ни в теоретических статьях, ни в Федеральных стандартах оценки не говорится ни слова. Эти и другие принципиальные недостатки метода ДДП позволяют недобросовестным оценщикам получать практически любые заказанные стоимости.

 

 

 

 

Недостатки сравнительного подхода:

Во-первых, базой для расчета являютсядостигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия.

Во-вторых,сравнительный подход возможен только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов — сложный и дорогостоящий процесс.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования при определении итоговой величины стоимости.

Сложности при применении затратного подхода. Трудоёмкость, высокие требования к квалификации оценщика, его технической компетенции, терминологическая и методическая проблема при определении восстановительной стоимости по старому имуществу.

Отчет об оценке. Задачи и структура отчета, требования, предъявляемые к отчету об оценке. Этапы основных работ по подготовке отчета об оценке. Характеристика основных разделов отчета. Составление отчета об оценке. Анализ практических отчетов об оценке. Требования, предъявляемые уполномоченными органами к отчету об оценке, в том числе объектов, являющихся федеральной собственностью. Экспертиза отчетов и ответственность оценщиков.

Одним из наиболее важных этапов работы по оценке предприятия является оформление отчета. От того, что войдет в данный документ, в каких форме и последовательности, во многом зависит успех или неудача проделанной работы.

При написании отчета об оценке перед оценщиком стоят следующие основные задачи.

Во-первых, нужно изложить логику анализа.

Во-вторых, в отчете следует зафиксировать все важные моменты оценки.

В-третьих, отчет должен привести читателя к заключению, которое сделал оценщик.

Решение данных задач возможно при выполнении ряда требований.

Для того чтобы отчет легко воспринимался пользователями информации, он должен быть логичен. Изложение каждой следующей проблемы должно вытекать из предыдущего материала, выводы разных разделов должны дополнять друг друга и «работать» на общее заключение.

Восприятие материала отчета заметно облегчается, если последний хорошо структурирован, достаточно подробен и содержит необходимую информацию, подтверждаемую документами. Вместе с тем нельзя отягощать отчет несущественными данными.

Восприятие отчета во многом определяется стилем, которым он написан, а это зависит от того, кто будет потребителем отчета. Потребителями услуг оценщика являются люди, не знакомые с терминологией оценки, поэтому профессиональные термины должны объясняться.

Отчет составляется так, чтобы его потребитель при желании мог повторить анализ, проведенный оценщиком, и сделать аналогичное заключение.

 

 

В отчете должны содержаться: описание оцениваемого объекта; его название и точный адрес; перечень юридических прав и ограничений, связанных с данной собственностью; описание физического состояния объекта и его стоимостных характеристик.

 

 

Кроме того, в отчете нужночетко сформулировать цель оценки, обосновать использование того или иного вида стоимости, зафиксировать дату произведения оценки.

 

 

Если к выводам отчета применяются какие-либоограничивающие условия,то их необходимо указать. Примерами ограничений может быть написание предварительного или частичного отчета.

 

 

Важный момент отчета —обоснование выбора тех или иных методов оценки.

 

 

Оценку должен проводить независимый оценщик, поэтому в отчете требуется подтверждение отсутствия личной заинтересованности оценщика в оцениваемом объекте и в величине его рыночной стоимости.

Немаловажным моментом отчета является наличие в нем подписей всех лиц, проводивших оценку, текста, свидетельствующего об их согласии с ее результатами. Если же кто-либо из оценщиков, принимавших участие в работе, не согласен с некоторыми или всеми выводами отчета, то он должен включить в него свое личное мнение по тем или иным вопросам оценки.

Отчет об оценке бизнеса, его содержание, объем и стиль изложения во многом зависят от цели оценки, характера оцениваемого объекта и от потребностей заказчиков отчета. Так, отчет для инвестора отличается от отчета для кредитора или для налогового инспектора. Отчет зависит также от сложности и размеров оцениваемого предприятия. Если читателями отчета будут лица, незнакомые с предприятием, то обязательно подробное описание последнего. Если же отчет предназначен для работников фирмы, то ее подробное описание необязательно.

Структура отчета не зависит от целей оценки и единообразна. В ее основу положен принцип «от общего к частному».Основные разделы отчета таковы:

  1. Введение.

  1. Краткая характеристика отрасли.

  1. Краткая характеристика предприятия.

  1. Анализ финансового состояния.

  1. Методы оценки и выводы.

Вместе с тем в зависимости от целей оценки и специфики объекта в структуру отчета могут быть внесены некоторые изменения. Например, в самостоятельный раздел может быть выделен анализ данных по предприятиям-аналогам. Если для оценки предприятия важна общеэкономическая ситуация в стране или регионе, то им можно посвятить специальные разделы. Анализ финансового состояния можно дать в разделе, характеризующем предприятие.

 

 

 

 

Отчет начинается с краткого вступительного раздела — введения, в котором: излагается суть задания (оценки), перечисляются используемые источники информации; дается краткое описание предприятия и его капитала; уточняется вид стоимости, определяемый в процессе оценки; приводятся методы оценки, примененные в данном отчете, и итоговый вывод.

При изложении задания отмечаются оценочная фирма и группа, кем была нанята, дата, на которую действительна оценка, и цель оценки.

После описания оценочного задания целесообразно разместить обобщенный список источников информации. Он может включать: финансовые отчеты предприятия, его контракты и договоры, источники данных по предприятиям- аналогам и т.д. Обязательно указывается, проводилась ли аудиторская проверка, какие объекты предприятия посещались оценщиком. Можно отметить, у кого брались интервью для сбора данных по оцениваемому предприятию.

Во введении желательно описать, что производит оцениваемое предприятие, где оно расположено, каким капиталом располагает и как последний распределяется. Далее сообщается стандарт стоимости, который будет использоваться в оценке исходя из ее цели. Полезно дать определение применяемого вида стоимости.

Во введении также кратко излагается, какие методы оценки были использованы, и приводится вывод о величине стоимости оцениваемого предприятия.

Для прогнозирования перспектив развития предприятия полезны раздел, в котором приводятся общеэкономические или региональные данные, и раздел, анализирующий ситуацию в отрасли.

В общеэкономическом разделе должны сообщаться лишь те данные по ситуации в стране или регионе, которые непосредственно влияют на развитие предприятия. Эти же данные могут быть приведены в разделе, посвященном методам оценки при прогнозировании доходов и расходов предприятия. В таком случае данный раздел отдельно не выделяется.

Раздел, посвященный характеристике отрасли, должен познакомить потребителя отчета с особенностями отрасли, ее положением в настоящее время и в будущем. Большое внимание уделяется характеристике рынков сбыта и факторам, влияющим на спрос. В разделе также приводится информация о конкуренции в отрасли и положении оцениваемого предприятия по сравнению с положением основных конкурентов.

Главная цель раздела, посвященного характеристике предприятия, — выявление его особенностей и их влияния на рыночную стоимость.

Основные вопросы, рассматриваемые в данном разделе: предыстория предприятия, перечень выпускаемых товаров и услуг, условия сбыта, наличие поставщиков, персонала, менеджмент, прошлые сделки с его акциями.

При знакомстве с предысторией читатель получает информацию о том, когда была создана оцениваемая фирма, какие изменения (например, в названии, месторасположении, направлениях деятельности) произошли. Полезно отразить и то, какое имущество находится в собственности предприятия, а какое арендуется и на каких условиях. Приводятся также данные о площади, занимаемой каждым производственным объектом. Если компания имеет дочерние фирмы, то дается информация об их организационной форме, процентной доле материнской компании в ее капитале и т. д.

В данном разделе раскрывается группа вопросов, касающихся текущей деятельности предприятия.

Во-первых, отмечается, какую продукцию производит данное предприятие и какие услуги оно оказывает; выделяются ведущие виды продукции или услуг и показывается их процентное соотношение.

Во-вторых, для прогнозирования будущих доходов предприятия важна информация о его рынках сбыта и о том, какое место оно там занимает, об основных потребителях его продукции и их финансовом положении.

В-третьих, необходимо дать информацию о системе снабжения и основных поставщиках.

В-четвертых, в этом разделе приводятся данные о численности персонала предприятия, о том, сколько человек занято постоянно, а сколько временно или сезонно. Полезно привести данные о квалификации кадров и их текучести.

В-пятых, обязательно дается информация о состоянии управления на оцениваемом предприятии. Эти данные могут быть представлены в виде списка ведущих руководителей с пояснениями об их образовании и карьере.

Если имели место сделки с акциями оцениваемого предприятия, то в данном разделе приводится их описание. При этом отмечается, насколько переход акций от одного собственника к другому отражал их реальную рыночную стоимость.

Заканчивается раздел обобщением факторов, которые, на взгляд оценщика, оказывают положительное и отрицательное влияние на стоимость предприятия.

Раздел, посвященный анализу финансового состояния предприятия, обеспечивает подготовку информации для всех трех подходов к оценке: доходного, затратного и сравнительного. В разделе анализируются бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах предприятия за ряд предшествующих лет, рассчитываются важнейшие финансовые показатели. Если в бухгалтерскую отчетность вносятся определенные поправки, то это отражается в отчете.

При анализе финансового состояния предприятия и прогнозировании его изменения рассчитывается несколько групп финансовых показателей: показатели ликвидности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности[1].

Сравнения могут проводиться по изменяющимся во времени показателям оцениваемого предприятия (для выявления тенденций в его развитии), между показателями оцениваемого предприятия и среднеотраслевыми показателями, между показателями оцениваемого предприятия и показателями предприятий-аналогов.

В отчете дается анализ этих показателей, сам же расчет может приводиться в приложении к нему. Очень важно в отчете прокомментировать, как влияет уровень тех или иных финансовых показателей оцениваемого предприятия на величину его рыночной стоимости. Данные выводы можно поместить в заключение по данному разделу.

Раздел методов оценки, применяемых для оценки данного предприятия, начинается с обоснования выбора тех или иных методов. После этого излагается последовательность оценки данного предприятия выбранными методами.

Информация о работе Согласование данных в итоговую оценку стоимости предприятия (бизнеса)