Система внутрифирменного планирования на предприятии ОАО «ВАМИН Татарстан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является раскрытие системы внутрифирменного планирования на предприятии.
Для раскрытия темы ставится ряд задач:
раскрыть теоретические основы внутрифирменного планирования: содержание основных понятий внутрифирменного планирования;
провести исследование системы внутрифирменного планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан»;

Файлы: 1 файл

планирование.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

Система стратегического планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан» осуществляется Советом директоров, генеральным директором, с привлечением заместителей отделов: отдела экономического анализа и тарифной политики, бухгалтерии организации, отдела маркетинга, финансового отдела. Все планы после проработки утверждаются генеральным директором ОАО «ВАМИН Татарстан».

Основой эффективного планирования ОАО «ВАМИН Татарстан» является непрерывность планирования, т.е. взаимосвязь стратегического, средне- и краткосрочного планирования, анализа и контроля за исполнением запланированного.

Одним из важнейших  аспектов успешного применения планирования является его системность.

Для четкой работы менеджеров ОАО «ВАМИН Татарстан» необходимы и четкие финансовые ориентиры, например: размер чистой прибыли на планируемый период, выручки от реализации, роста капитализации, общих расходов, маржинальной прибыли, накладных расходов, капитальных затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, соотношения между собственными активами и привлеченными, достижение заданного уровня финансовых коэффициентов (ликвидности, платежеспособности, рентабельности активов, рентабельности продаж, оборачиваемости активов и т.д.).

Общее управление уделяет основное внимание росту  и эффективности производства, а  также обнаруживает и элиминирует все то, что мешает минимизации издержек на единицу продукции. Финансовое управление оперирует денежной наличностью и строго выполняет функции контроля. Маркетинг занимается сбытом и его анализом.

Главная функция  в стратегии организации - организация производства Она сосредоточивает усилия на массовом производстве и автоматизации, дающей наибольшие результаты по критерию затраты - производство НИОКР обеспечивает улучшение технологии производственного процесса и постепенное усовершенствование продукции.

Необходимо также отнести совершенствование финансовой службы организации и повышения профессионального уровня финансовых менеджеров, экономистов и бухгалтеров.

Главная задача стратегического управления в данной области состоит в организации  собственного потенциала ОАО «ВАМИН Татарстан» с четкой ориентацией на рыночную ситуацию. Эту общую задачу можно разбить на две отдельные задачи принципиального значения. В краткосрочном плане на первое место выдвигается проблема текущей эффективности, т.е. превращения существующих ресурсов и компетенций в рыночные конкурентные преимущества, тогда как в долгосрочной перспективе проблема заключается в развитии новых ресурсов и компетенций, которые позволили бы использовать рыночные шансы. Следующая проблема состоит в реализации стратегических планов. Неудачи в их осуществлении могут иметь прямые последствия для успеха деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан». 
Таблица 2.2.1 Факторы, влияющие на потенциал ОАО «ВАМИН Татарстан»

Деятельность

Факторы

Общее управление

Финансовое управление Маркетинг Производство НИОКР

Эффективность +рост + нововведения + зрелость + творческий дух + диверсификация + высокая степень  риска + технология + управление проектами + многонациональная корпорация + социальные функции.

Функции контроля + распределение средств + получение кредита + выплата налогов + оперирование денежной наличностью + капиталовложения + воздействие на инфляционные процессы + анализ продаж + продвижение продукции на рынок

Сбыт + реклама + пробный сбыт новой продукции + исследование рынков + массовое производство + производство по индивидуальным заказам + расширение рынка + международный маркетинг. Управление запасами + распределение продукции + материально-техническое снабжение + трудовые отношения + автоматизация + смена модулей продукции + адаптация технологии. Исследования + творческий дух + нововведения + адаптация + постепенное развитие + имитация + модернизация + проектирование промышленных зданий и сооружений + производственная технология.


 

В системе стратегического управления в ОАО «ВАМИН Татарстан» лежит функция разработки стратегической ориентации организации на базе анализа рынка и внутрифирменных ресурсов. В рамках этой системы определяется стратегический потенциал успеха, который необходимо задействовать в будущем. С учетом долгосрочных целей ОАО «ВАМИН Татарстан» должно решить, надо ли пытаться искать новый потенциал или следовать ранее намеченным курсом, т.е. использовать уже выявленный.

В работах, посвященных  систематизации возможных вариантов  в области создания потенциала успеха, выделяются четыре принципиально важных пути.

Ориентация на существующий внутрифирменный производственный потенциал на освоенных рынках. При  этом основное внимание предприятие  концентрирует на своих сильных  сторонах. Очевидно, что подобная ориентация чревата ослаблением конкурентных позиций, особенно на динамичных рынках. 2.Создание нового производственного потенциала на уже освоенных рынках. Это главное направление в развитии организации в случае, когда обработанные рынки обладают достаточным потенциалом роста или когда у предприятия нет средств для экспансии на других рынках. С включением в работу нового потенциала ОАО «ВАМИН Татарстан» стремится улучшить или сохранить свои конкурентные позиции.

Освоение новых  рынков с помощью существующего производственного потенциала. ОАО «ВАМИН Татарстан» на базе своих ресурсов и компетенций ищет новые возможности или рынки, где они могли бы прибыльно использоваться. Главной проблемой при такой ориентации часто является отсутствие рыночного «ноу-хау», что затрудняет профилирование товаров и услуг у потребителей и формирование эффективной сбытовой сети.

Создание нового стратегического потенциала ОАО  «ВАМИН Татарстан» для освоения новых  рынков. Это наиболее трудный путь, так как ОАО «ВАМИН Татарстан» не знакомо со спецификой нового рынка и к тому же вынуждено развивать компетенции, которые должны обеспечить ему долгосрочные преимущества перед конкурентами.

Из-за больших  рисков подобная ситуация оправдана  в тех случаях, когда рынок  обещает очень высокую прибыль. Это, как правило, типично для зарождающихся рынков, на которых новый поставщик товаров и услуг не испытывает обычного давления со стороны уже обосновавшихся здесь конкурентов.

Подобная ориентация не оправдана, когда рынок не обладает высоким потенциалом роста, чреват большими рисками, а наличные ресурсы предприятия не гарантируют экспансии.

Инструменты построения концептуальной модели стратегического  плана предприятия на основе разработанного алгоритма формирования и исполнения набора альтернативных стратегий.

Эффективность стратегий и планов в целом  оценивается исходя из того, что  ценность формируется по совокупности конечных результатов и эффективности  процессов, являющихся средствами их достижения (рис. 2.2.5).

При этом перенос акцента  на оценку внешних и внутренних результатов (вместо стандартной цепочки ценности Портера) позволяет определить, какие альтернативные процессы направлены на развитие имеющихся и создание новых уникальных ресурсов (способностей, компетенций, КФУ), которые обеспечат предприятию конкурентное преимущество.

Предлагаем акцентировать  внимание на оценке достижения состояния  «идеальное предприятие» и «идеальный продукт» по трем направлениям: между фактическим состоянием и плановыми показателями, фактическим состоянием и показателями идеальной модели, плановыми и идеальными.

Анализ первого  направления производим с целью  оценки качества и эффективности  процесса реализации стратегии или  плана, выявления отклонений результатов  и их причин, что является исходной информацией при разработке корректирующих мероприятий. Анализ двух следующих направлений выполняем с целью оценки качества и эффективности самого процесса планирования.

Что касается создания нового производственного потенциала ОАО «ВАМИН Татарстан», то основная проблема заключается в продолжительности  процесса.

Для своевременного выявления ошибок и успешного осуществления стратегии часто требуется разбивка долгосрочных целей на краткосрочные, т.е. построение своеобразной целевой траектории. При определении основных вех развития надо в каждом случае устанавливать свое положение относительно конкурентов. В качестве аналитического инструмента здесь можно использовать сравнительный анализ цепочки создания благ или метод лучших отраслевых показателей, позволяющий сравнивать собственный производственный потенциал с таковым в других организациях.

В качестве средства повышения эффективности внутрифирменного планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан» ввиду высокого дефицита знания может  быть признана только координация планов в форме общеорганизационного согласования. В пользу согласованной организации говорит также высокий дефицит знания в области отдельных стратегических процессов ОАО «ВАМИН Татарстан».

Таким образом, по исследованию системы стратегического  управления в организации, следующие  выводы:

В ОАО «ВАМИН Татарстан» бизнес-планирование - основополагающая часть всего планирования в организации, начиная от постановки стратегических целей и заканчивая планированием и контролем исполнения квартальных месячных и декадных бюджетов. Данная процедура включает разработку и ежеквартальную корректировку бизнес-плана, который корректирует вариант реализации выбранной стратегии и играет роль инструмента среднесрочного планирования, ежеквартального контроля и оценки результатов достижения целевых установок.

Система стратегического  планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан» осуществляется финансовым отделом организации, с привлечением отделов: отдела экономического анализа и тарифной политики, бухгалтерии организации, отдела маркетинга, отдела кадров под руководством финансового директора предприятии.

Оценка и контроль выполнения стратегий для ОАО «ВАМИН Татарстан» является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целей организации.

Стратегический  контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и приведет ли их реализации достижению поставленных целей Компании.

Корректировка по результатам стратегического  контроля может касаться как стратегий, так и целей ОАО «ВАМИН Татарстан».

В системе планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан» лежит  функция разработки стратегической ориентации организации на базе анализа  рынка и внутрифирменных ресурсов. В рамках этой системы определяется стратегический потенциал успеха, который необходимо задействовать в будущем. Система реализации в рамках системы реализации должны конкретизироваться или подготавливаться к осуществлению все задания и мероприятия, намеченные в системе планирования. Здесь же проверяется их эффективность.

Чтобы рассчитывать на успех, ОАО «ВАМИН Татарстан» должно трансформировать отвечающие рыночным шансам компетенции в рыночные конкурентные преимущества. В свою очередь эти  преимущества приводят к успеху лишь в том случае, если они позитивно влияют на решения о закупках со стороны клиента. В результате образуются стратегические факторы успеха.

 

2.3 Особенности  внутрифирменного планирования в организации

 

Целевая ориентация системы планов осуществляется в  ООО ОАО «ВАМИН Татарстан» при помощи организационно-иерархической соподчиненности и естественно обусловленной кооперации объектов планирования. Основой системы планов является долгосрочная целевая программа, содержащая главные установочные показатели деятельности структурных единиц и предприятия в целом.

Отдаленные долгосрочные цели в ОАО «ВАМИН Татарстан» дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.

Оперативное планирование в ОАО «ВАМИН Татарстан» является развернутым продолжением текущего планирования производства и включает детализацию текущего плана предприятия и доведение его заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час;

В целом долгосрочное, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и представляют собой  систему планирования, которая объединяет в комплекс весь механизм управления ОАО «ВАМИН Татарстан» (табл. 2.3.1).

 

Таблица 2.3.1 Организационно-иерархическая схема соподчиненности и кооперации планирования ОАО «ВАМИН Татарстан»

Периодичность плана

Форма заказа

Структура показателей  планирования

Ответственные исполнители плана

Оперативно –календарный

Заказы потребителей

Подетально-натуральные  нормы и нормативы

Цех №1,2,3

Текущий

Преимущественно заказы потребителей

Натуральные - по видам изделий, стоимостные -подробно, нормы и нормативы, трудовые -подробно

Цех №1,2,3 отделы: технический, финансовый

Среднесрочный

Заказы потребителей, прогнозы

Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы

Цех №1,2,3 отделы: технический, финансовый

Долгосрочный

'

В основном прогнозы, частично заказы

Укрупненная номенклатура изделий, объемы финансирования,

ДОХОД

Участок № 1,2,3 отделы: технический, финансовый

Стратегический

Прогнозы

Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность

Отделы: маркетинга, технический, финансовый

Информация о работе Система внутрифирменного планирования на предприятии ОАО «ВАМИН Татарстан»