Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 04:13, курсовая работа
Во всем мире финансовое управление в конечном счете описывается в формате двух основных точек отсчета, которые определяют собой систему координат для оценки финансовых результатов деятельности предприятия. Первая точка характеризует текущее состояние предприятия, а вторая - целевое желаемое состояние в конце планового периода. Бюджетирование, собственно, и представляет собой метод проектирования будущих значений финансовых отчетов, при котором каждая их статья находит ответственное лицо за достижение запланированного результата. Переход из одной точки в другую означает изменения прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала предприятия. Поэтому оно должно четко позиционировать и «видеть себя» в этих финансовых координатах, планируя свои перемещения в будущем и их последствия, находя приемлемые соотношения.
Введение
1. Теоретические основы бюджетирования на предприятиях
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетирования
1.2 Виды и содержание бюджетов
1.3 Роль бюджетирования в управлении организацией
2. Организация системы бюджетирования на примере ООО «Дальфинансгруп»
2.1 Краткая характеристика ООО «Дальфинансгруп»
2.2 Анализ системы бюджетирования в ООО «Дальфинансгруп»
2.3 Организация контроля за исполнением бюджетов в ООО «Дальфинансгруп»
3. Рекомендации по совершенствованию системы бюджетирования в ООО «Дальфинансгруп»
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
- оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
- позволяет координировать работу предприятия в целом;
- позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
- позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
- позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
- служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых показателей;
К недостаткам бюджетирования относятся [8, стр. 164]:
- сложность и дороговизна системы бюджетирования;
- бюджеты, не доведенные до сведения каждого сотрудника, не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
- в бюджетировании заложено противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком быстро, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности, если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей;
- малейшие изменения требований к системе бюджетирования в части детализации плановых и отчетных данных или организационные изменения в компаниях приводят к необходимости начинать работу по внедрению заново.
В процессе бюджетирования выполняются следующие задачи (рисунок 1.1):
- оценка эффективности работы предприятия за счет сравнения достигнутых результатов с плановыми;
- установление перспективных целей и их выполнение в текущих планах развития предприятия на основе долгосрочного прогнозирования;
- контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения
- контроль и анализ деятельности всего предприятия в целом на основе общефирменных целевых показателей;
-
планирований и контроль денежных потоков
предприятия.
Рисунок
1.1 - Задачи бюджетирования
Итак, кроме указанных общих задач бюджетирование может преследовать и ряд индивидуальных задач для каждого конкретного предприятия.
Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе управления предприятием любой отрасли. Внедрение бюджетирования на предприятии позволяет планировать и контролировать финансы предприятия, упрощает систему координации и контроля за деятельностью отдельных подразделений и предприятия в целом.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованного отчета и прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, каков размер организации и степень интеграции процесса составления бюджета в финансовую структуру предприятия, какова квалификация и опыт разработчиков [14, стр. 152].
В зависимости от периода на который составляется бюджет различают оперативные, текущие и перспективные (или стратегические) бюджеты. Очень широко применяются непрерывные бюджеты. Их сущность заключается в том, что по мере окончания месяца или квартала планируется бюджет на новый месяц, что обеспечивает постоянное годовое планирование. Кроме того, часто используется так называемый скользящий вариант, когда бюджет, составленный, например, на год или квартал, корректируется каждый месяц.
По широте номенклатуры затрат бюджеты бывают функциональными и комплексными. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.
По методам разработки различают фиксированный и гибкий бюджеты. Фиксированный не изменяется в зависимости от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия [26, стр. 251].
Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:
- бюджеты «от достигнутого» - составляются на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют приростными);
- бюджеты с проработкой дополнительных вариантов - отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5, 10, 20%, Этот подход является промежуточным между бюджетом «от достигнутого» и бюджетом «с нуля».
- бюджеты «с нуля» - разрабатываются исходя из предположений о том, что данного центра ответственности бюджет составляется впервые.
Гибкий
бюджет предусматривает установление
планируемых текущих или капитальных
затрат не в твердо фиксируемых суммах,
а виде норматива расходов, «привязанных»
к соответствующим объемным показателям
деятельности. В этом случае расходы в
целом планируются по следующему алгоритму:
(1)
где ОЗо - общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия
Ипост - запланированный объем постоянных статей бюджета
ОР - объем выпуска или реализации продукции
Ипер - установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции [25, стр. 114].
Рассматривая
теоретические основы коммерческого бюджетирования
проанализируем виды и содержание бюджетов.
Применяемые в финансовом планировании
виды бюджетов можно разделить на четыре
основные группы (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Виды
бюджетов
Все указанные бюджеты нужны для составления так называемого сводного производственного или основного бюджета.
При этом мастер-бюджет может быть разработан как для предприятия в целом, так и для отдельной сферы деятельности, выделяемой, например, в центр финансовой ответственности.
Мастер-бюджет (сводный производственный или основной бюджет) - это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.
Если мастер-бюджет составляется для предприятия или компании в целом, то расчет доходов и расходов ведется для всех продуктов (изделий и услуг), всех видов бизнеса для выделения бюджетной (финансовой и инвестиционной) составляющей каждого из них. Мастер-бюджет (по аналогии и по сходной технологии с таким же бюджетом для компании в целом) может быть составлен и для отдельной составляющей компании (структурного подразделения, бизнеса, контракта, группы продуктов) с последующей консолидацией в сводные мастер-бюджеты уже для всей организации. Очевидно, что получаемая в результате составления мастер-бюджета информация во втором случае будет ценнее, чем в первом, сточки зрения выработки и принятия управленческих решений [17, стр. 91].
Основные бюджеты предназначены для управления финансами предприятий, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Поэтому для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.
Операционные и вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для «увязки» натуральных показателей планирования со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента компании), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы [25, стр. 201].
Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
Однако правила и принципы составления тех операционных, вспомогательных и специальных бюджетов, которые выбрали для себя руководители предприятия, должны соответствовать общим положениям теории финансового менеджмента.
Типология внутрифирменных бюджетов приведена в таблице 1.1.
Все эти виды бюджетов необходимы как для составления прогнозов финансового состояния предприятия, отдельного проекта, так и для проведения так называемого «план-факт анализа».
«План-факт анализ» представляет собой периодическое сопоставление запланированных в бюджетах показателей (составленных и утвержденных прогнозов на бюджетный период) с фактическими показателями (данными отчетов об исполнении бюджетов за истекшие периоды), оценку и анализ выявленных отклонений (в абсолютном выражении или процентах).
Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.
Бюджет
продаж. Цель данного бюджета - рассчитать
прогноз объема продаж в целом. Исходя
из стратегии развития предприятия, его
производственных мощностей и, главное,
прогнозов в отношении емкости рынка сбыта
определяется количество потенциально
реализуемой продукции в натуральных
единицах. Прогнозные отпускные цены используются
для оценки объема продаж в стоимостном
выражении. Расчеты ведутся в разрезе
основных видов продукции [36, стр. 142].
Таблица 1.1 - Типология внутрифирменных бюджетов
Составные элемента мастер-бюджета |
Основные
бюджеты:
1.1. бюджет доходов и расходов; бюджет движения денежных средств; расчетный баланс; Операционные бюджеты: 2.1. бюджет продаж; 2.2. бюджет запасов готовой продукции; 2.3. производственный бюджет: 2.3.1. бюджет производства; 2.3.2. бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупки и использования материалов); 2.3.3. бюджет прямых трудовых затрат; 2.3.4. бюджет прямых операционных и производственных затрат; 2.3.5. бюджет накладных (общепроизводственных) расходов; 2.4. бюджет управленческих расходов; 2.5. бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов); Вспомогательные бюджеты: 3.1. план капитальных (первоначальных) затрат; 3.2. кредитный и инвестиционный план. |
Специальные бюджеты |
|
Бюджет
производства. Цель данного бюджета - рассчитать
прогноз объема производства товарной
продукции исходя из результатов расчета
предыдущего бюджета и целевого остатка
произведенной, но нереализованной продукции
(запасов продукции). Формула расчета для
каждого вида продукции выглядит следующим
образом:
Информация о работе Система бюджетирования на примере предприятия ООО «Дальфинансгруп»