Модель Портера –
Лоулера – комплексная процессуальная
теория мотивации, включающая элементы
теории ожидания и теории справедливости.
Она сост. из 5переменных (факторов):
затраченные усилия; восприятие; полученные
рез-ты; вознаграждение за труд; степень
удовлетворения от выполненной работы.
Согласно этой модели, достигнутые рез-ты
зав.от приложенных сотрудником усилий,
его способностей и характерных особенностей,
осознания им своей роли. Уровень затраченных
усилий будет определяться ценностью
вознаграждения и степенью удовлетворенности
тем, что усилия действительно повлекли
за собой определенное вознаграждение.
В теории устанавливается соотношение
между вознаграждением и результатами.Таким
образом ,содерж.теории мотивации определяют
потребности ,которые побуждают людей
к действию.
3. Административная ответственность
субъектов хозяйствования за
нарушения в сфере хозяйственной
деятельности.Административная ответственность
предполагает применение к правонарушителям
специально уполномоченными государствен¬ными
органами и должностными лицами установленных
законом принудительных мер воздействия
за совершение административ¬ных проступков.
Основанием для наступления административной
ответственности является административное
правонарушение (проступок].
В соответствии
норм Кодекса Республики Беларусь
от 21 апреля 1993г. №194 (изм. и доп.
от 13 декабря 2011г. №325), административным правонарушением
признается противоправное виновное,
а также характеризующееся иными признаками,
предусмотренными настоящим Кодексом,
деяние (действие или бездействие), за
которое установлена административная
ответственность.Характер административных
правонарушений и взысканий, которые могут
применяться за их совершение, устанавливается
КоАП Административная ответственность
субъектов хозяйствование может быть
применена по статьям кодекса.Исполнителем признается
физическое лицо, непосредственно совершившее
административное правонарушение, либо
непосредственно участвовавшее в его
совершении совместно с другими физическими
лицами, либо совершившее административное
правонарушение посредством использования
других физических лиц, не подлежащих
в силу акта законодательства административной
ответственности.Организатором признается
физическое лицо, организовавшее совершение
административного правонарушения или
руководившее его совершением.Пособником признается
физическое лицо, содействовавшее совершению
административного правонарушения советами,
указаниями, предоставлением информации,
орудий или средств для совершения административного
правонарушения, устранением препятствий.
Или оказанием иной помощи либо заранее
обещавшее скрыть физическое лицо, совершившее
административное правонарушение, орудия
или средства совершения административного
правонарушения, следы административного
правонарушения либо предметы, добытые
противоправным путем, а равно заранее
обещавшее приобрести или сбыть такие
предметы.За совершение административных правонарушений
применяются следующие виды административных
взысканий: предупреждение; штраф;
исправительные работы; административный
арест; лишение специального права; лишение
права заниматься определенной деятельностью;
конфискация; депортация; взыскание стоимости
предмета административного правонарушения
Билет № 22
1. Инновации и инновационная
деятельность предприятия.Инновации (нововведения)
- это применяемые новшества (новацииИнновации
(нововведения) в рыночной экономике представля¬ют
собой новый продукт, новый способ производства,
новую тех¬нологию, новые методы организации
и управления, новые рынки сбыта и все
то новое, на что есть потребительский
спрос, что может принести коммерческую
выгоду, обеспечить экономию ресурсов
или создать условия для такой экономии.По
роли в процессе производства выделяют
технологические (процессные) и продуктовые
инновации.Процессные инновации
включают разработку и внедрение тех¬нологически
новых или технологически значительно
усовершен¬ствованных производственных
методов, включая методы передачи продуктов.Продуктовые
инновации - разработка и внедрение
технологи¬чески новых и технологически
усовершенствованных продуктов.
По значимости инновации
разделяют на базисные (например, ЭВМ),
улучшающие (мобильный телефон с
двумя сим-картами) и псев¬доинновации
(мобильный телефон с инкрустированным
корпусом).Инновационная деятельность
включает все этапы последова¬тельного
преобразования новой идеи в применяемое
на практике новшество.
Инновационная
продукция - продукция, которая в течение
последних трех лет подвергалась разной
степени технологическим изменениям.
По уровню новизны инновационная продукция
рас¬пределяется по следующим группам:
- продукция, вновь внедренная
(принципиально новая) или подвергшаяся
значительным технологическим изменениям
в тече¬ние последних трех лет;
- продукция, подвергшаяся
усовершенствованию в течение последних
трех лет;
- прочая инновационная продукция
- продукция, выпуск ко¬торой основан на
внедрении новых или значительно улучшенных
производственных методов, нового производственного
оборудова¬ния, новых методов организации
производства или их совокупно¬сти (на
основе беспатентных лицензий, ноу-хау
и т. п.).
Работа по составлению
и реализации плана инноваций
на предприятии, как правило, осуществляется
в три этапа:
1) исследование и оценка организационно-технического
уровня производства и выпускаемой продукции,
определение причинно- следственных связей
и факторов, его обусловливающих;
2) расчет и обоснование каждого
раздела и общего плана инно¬ваций в увязке
с основными количественными и качественными
по¬казателями деятельности предприятия;
3) разработка и внедрение
в производственный процесс систе¬мы
комплексных организационных, социально-экономических,
научно-технических мероприятий,
направленных на повышение эф¬фективности
производственно-хозяйственной деятельности
пред¬приятия и конкурентоспособности
продукции.
2. Функция контроля в
управлении фирмой.
Контроль как
функция упр-ия призван обеспечить
достижение целей организации
путем систематического представления
инфо о действительном состоянии
дела по вып-ию плановых заданий,
решений, нормативно установленных
задач и предписаний, путем
анализа этой инфо и проведения
соответ-их корректировок. Контроль
.:процес обеспечения целей организации;деятельность
по опред.качества и корректировке
выполняемых работ;процесс обратных
связей в организации.Контороль
начин.с того момента,когда определены
цели организации.Контроль позволяет
предупреждатьКонтроль способствует
успешной работе в условиях неопределенности.Чтобы
правильно среагировать на изменения
необходим контроль.С помощью контроля
поддерж.успех организации.Контроль включает: учет,мониторинг,анализ
и регулироваеие.По итогам учета и мониторинга
менеджер должен получить обьективную
информацию о реальном состоянии обьекта
управления.Мониторинг представляет
постоянное наблюдение за контролируемым
процессом с целью выявления его соответствия
поставленным целям.С помощью анализа
оценевается состояние данного обьекта,выяв.отклонения
и их причины. Затем осущ. Регулирование,вкл.разработку
мероприятий ,обеспеч.достиж.плановых
целей и воплощение разработанных мероприятий
в практику. Выделяют контроль : предварительный
,текущий , заключительный.Этапы процесса
контроля:установление критериев и стандартов;сопоставление
с ними реальных результатов;принятие
корректирующих действий;
Выработка крит. И станд.(установление
конкрет.целей);сравнение результатов:-определение
масштаба допустимых отклонений;-измерение
результатов;-передача информации;-ее
оценка; Масштаб допустимых отклонений (организация
может позволитьл себе без ущерба отклониться
от поставл.целей,немного.)
Измерение результатов.Передача
информации:
(должна быть точной
и своевременной);Оценка информации
о результатах(как действ.дальше).Принятие
корректир.решений (ничего не предпринимать;устранить
отклонение;пересмотреть критерии).Сложность
упр.контроля закл.в том,что одни люди
контролируют и оценивают других людей.
3. Правовое регулирование
лицензирования в хозяйственной
деятельности.
Одной из форм государственного регулирования
предпринимательской деятельности
является институт лицензирования.Основными
актами законодательства Республики Беларусь,
регулирующего вопросы лицензирования,
являются:Гражданский кодекс Республики
Беларусь;Указ Президента Республики
Беларусь «О лицензировании отдельных
видов деятельности».Помимо указанных
нормативных правовых актов существует
ряд актов законодательства, регулирующих
отношения в области лицензирования отдельных
видов деятельности.
Лицензии – это специальные разрешения на осуществление
вида деятельности при обязательном соблюдении
лицензионных требований и условий, выдаваемые
лицензирующим органом соискателю лицензии.
Лицензия представляет
собой административный акт уполномоченного
республиканского органа государственного
управления или органа местного управления,
который выдается:на определенный срок;на определенный
вид деятельности.
Выдача субъектам хозяйствования
независимо от форм собственности лицензий
на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию,
производится:министерствами;государственными
комитетами и ведомствами;исполкомами
местных Советов депутатов по месту регистрации
субъектов хозяйствования.Если же субъект
хозяйствования зарегистрирован за пределами
территории Республики Беларусь, лицензия
выдается ему исполкомом Совета депутатов
по месту осуществления вида деятельности
или министерством, государственным комитетом,
ведомством. Порядок выдачи лицензий предусмотрен
Положением о лицензировании отдельных
видов деятельности.
Действие лицензии может
быть прекращено:
1.по истечении срока, на который
она выдана;
2.по нарушению срока обращения
для внесения изменений и дополнений;3.по
решению суда либо регистрирующего органа.4.В
случае нарушения субъектом хозяйствования
указанных в лицензии особых условий и
правил осуществления данного вида деятельности
орган, выдавший лицензию, по представлению
соответствующих органов надзора, обоснованных
претензий иных юридических лиц, граждан
и по итогам собственных проверок может
приостановить ее действие до устранения
допущенных нарушений (на определенный
срок) либо дать указание об устранении
нарушений, не приостанавливая действия
лицензии.5.) В случае принятия незаконного
решения о выдаче лицензии она может быть
аннулирована.
Лицензирующий орган обязан письменно
уведомить лицензиата о прекращении
либо аннулировании лицензии. Уведомление
происходит с указанием оснований
и даты прекращения либо аннулирования
действия лицензии.За нарушение порядка рекламирования
видов деятельности, подлежащих лицензированию:1.действие
выданной рекламодателю лицензии может
быть приостановлено;рекламодатель может быть
лишен такой лицензии по решению:органа,
выдавшего лицензию;Министерства экономики
Республики Беларусь.
При лишении права пользования
лицензией субъект хозяйствования
возвращает лицензию выдавшему ее органу.
Билет № 23
1. Научно-технологический
потенциал предприятия и его
развитие.
НТП -совокупность научных
наработок в виде научно-исследовательских
работ опытно-конструкторских работ),
патентов, лицен¬зий, как созданных
на предприятии, так и приобретенных
и предна¬значенных для совершенствования
производства.НТП определяет готовность
предприятия к улучшению техно¬логии
и обновлению производственной программы
с целью повы¬шения конкурентоспособности
и эффективности производства.Способность
коллектива к развитию и вовлечению научных
заделов в процесс совершенствования
производства зависит от состояния ресурсов, важнейшими
из которых являются:кадры; технологические
и материальные ресурсы; информационные
ресурсы; финансовые ресурсы; организационный
ресурс.Кадры. Кадровый ресурс (человеческий
фактор) является осно¬вополагающим в
создании и использовании НТП предприятия,
поскольку созидательная инициатива сотрудников
- основа НТП и его развития.
Для оценки состояния трудовых
ресурсов используются показате¬ли.Важными
показателями яв¬ляются средний возраст
работников, наличие в коллективе научных
сотрудников, имеющих ученые звания, а
также текучесть кадров.К технологическим и материальным
ресурсам относятся производственные
фонды с учетом износа, уровень используемых
на предприятии технологий.К информационным ресурсам
от¬носится информация, необходимая
для формирования научных идей и решений
научно-технических задач, позволяющих
разви¬вать НТП, а также способность предприятия
своевременно ее полу¬чать, систематизировать
и использовать в своей деятельности.Источниками
формирования собственных финансовых
ресурсов предприятия являются прибыль
и амортиза¬ционные отчисления.При нехватке
собственных средств предприятия могут
прибегать к банковским кредитам. Важную
роль в формировании финансовых ресурсов
играют внешние инвестиции, в первую очередь
прямые иностранные инвестиции, а также
лизинг, позволяющий еще до опла¬ты оборудования
использовать его в производственном
процессе.
Под организационным
ресурсом понимается способность
предприятия наилучшим образом объ-единить
научно-исследовательские разработки,
технологические новшества, передовой
опыт, используя имеющиеся ресурсы.
Количественно
масштабность и инновационную глубину
науч¬но-технологического потенциала
организации можно оценить сле¬дующими
показателями:
- числом имеющихся на предприятии
завершенных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, на¬правленных
на замену технологических процессов;