Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.В зависимости от сферы деятельности различают промышленные, транспортные, торговые предприятия, предприятия связи и другие.Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночныхотношений:Организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организационного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления.
чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.
Закон о естеств.монополиях от 16 дек.2001 года.
Билет № 25
1. Коммерческий расчет предприятия.
Основным методом управления предприятием является эконо¬мический. Его смысл заключается в том, что при принятии управ¬ленческих решений производятся расчеты соотношения затрат и результатов.
Коммерческий расчет - это метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования всех ре¬сурсов в производстве в условиях рыночной экономики и частной соб¬ственности на средства производства, предметы и результаты труда.
Коммерческий расчет применяется
предприятием при свобод¬ной продаже
товаров (услуг) и минимальном государственном
регулировании распределения
— наличие собственных средств;
— хозяйственная самостоятельность;
— самоокупаемость и рентабельность;
— самофинансирование;
— экономическая заинтересованность;
— экономическая ответственность.
Принцип наличия собственных средств означает, что часть инвестиционной стоимости предприятия обязательно обеспечива¬ется собственным капиталом.Принцип хозяйственной самостоятельности означает, что предприятие как юридическое лицо самостоятельно принимает любые решения, касающиеся его производственно-коммерческой деятельности (определение номенклатуры и ассортимента продук¬ции, планирование объема выпуска продукции, выявление сегмен¬та рынка, выбор поставщиков, уровень цен на продукцию и т. д.).
Хозяйственная самостоятельность предприятия ограничивается деятельностью субъектов внешней среды - го¬сударственных органов, потребителей, поставщиков, конкурентов и т. п.
Принцип самоокупаемости и рентабельности означает, что доходы предприятия не только покрывают его экономические из¬держки, но и обеспечивают экономическую прибыль.Принцип самофинансирования означает, что расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств предприятия. Самофинансирование не исключает использования заемных и привлеченных средств, однако долги по ним предпри¬ятие покрывает за счет собственной прибыли.Принцип экономической заинтересованности означает, что хозяйствующий субъект должен быть заинтересован в организации производственно-коммерческой деятельности и в повышении ее эффективности для получения экономической прибыли, т. е. при¬были, превышающей возможный доход от вложения денег в банк.
Принцип экономической ответственности означает, что хо¬зяйствующий субъект несет имущественную ответственность по своим обязательствам.
2. Социально-психологические методы управления.
С помощью этих м-дов осущ-ся направленное воздействие на поведение работников, формирование благоприятного морально-психолог. климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, повышение труд. активности и раскрытие индивид. способностей каждого работника
Соц-психолог.методы – это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в труд. коллективах, а т.ж на соц. процессы, протекающие в них. Обычно выделяются две группы этих методов: социальные и психологические.
1.Соц. методы – это приемы и способы воздействия на соц. интересы персонала организаций в целях активизации его деят-ти, придания ей творческого и заинтересованного хар-ра. Они включ:
А)методы соц. исследования – это методы изучения соц.интересов персонала. Их результатом явл. выявление потребностей работников в жилье, укреплении здоровья, спортивных и культурных запросах, повышении квалификации и переподготовке персонала;
Б)методы соц. нормирования – это правила внутреннего поведения, кодексы производ. этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные соц., моральные и этические нормы;
В)метод соц. планирования – это метод планового решения соц. проблем коллектива по улучшению условий труда, быта, духовного и физ. развития, охраны здоровья, жилья.
Г)метод соц. регулирования – это процесс реализации планов и программ удовлетворения соц. потребностей. Их выполнение способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа;
Д)методы морального стимулирования (благодарности, грамоты и т. д.).
2.Психологические методы управления. Эта группа методов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психолог. климата в коллективе. К ним относятся:
А)методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечить оптим. численность людей в группе, их психологическую совместимость;
Б)методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характерами, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;
В)методы психологического побуждения – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.
3. Правовое регулирование
разгосударствления и
Закон Республики
Беларусь от 19 января 1993 года "О разгосударствлении
и приватизации государственной
собственности в Республике Беларусь",
получившего название - «О приватизации
государственного имущества и преобразовании
государственных унитарных
Разгосударствление — передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе по¬средством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Госу¬дарственной программой разгосударствления и приватизации.
Приватизация — приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие госу¬дарству.В результате приватизации государство полностью или частич¬но утрачивает права владения, пользования и распоряжения госу-дарственной собственностью, а государственные органы утрачи¬вают права непосредственного управления ею.Приватизация осуществляется путем либо безвозмездной пе¬редачи, либо продажи государственной собственности.
Под субъектами приватизации следует понимать специально со-зданные государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы проведения процессов приватизации государственной собственности (продавцы], а также покупатели государственного (республиканского и коммунального] имущества.
Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:1.физические лица, в том числе индивидуальные предпринима¬тели, иностранные граждане и лица без гражданства;2.
юридические лица Республики
Беларусь, за исключением го-сударственных
организаций и хозяйственных
обществ, в уставных фондах которых
количество акций (размер доли], принадлежащих
Республике Беларусь и (или] ее административно-территориаль¬
Законодательством Республики Беларусь могут быть уста¬новлены ограничения на участие в процессе приватизации для иностранных граждан и иностранных юридических лиц.
Объекты приватизации
государственного имущества подраз¬деляются
на:1.предприятия как имущественные комплексы
государствен¬ных унитарных предприятий;2. акции
(доли в уставных фондах] хозяйственных
обществ, на-ходящиеся в собственности
Республики Беларусь или в собствен¬ности
административно-
Объекты государственной собственности, планируемые к при-ватизации, включаются в перечень приватизируемых объектов как по инициативе органов приватизации, так и по предложению трудовых коллективов, физических и юридических лиц.
Государственными
органами, осуществляющими государст¬
Разгосударствление и приватизация осуществляются путем преобразования государственного предприятия в открытое акцио¬нерное общество или внесения государственного имущества, сдан¬ного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия.
Приватизация осуществляется следующими способами:1. продажа объектов государственной собственности на аукцио¬не, по конкурсу;2.продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях, в соответствии с законодательством Респуб¬лики Беларусь;3. выкуп арендованного имущества арендным предприятием.
Билет № 26
1. Риски в производственно-
Различают глобальный (общегосударственный)
и локальный (на уровне предприятия)
риски.В зависимости от сферы возникновения:1)производственн
2. Экономические методы
управления.Эк-кие методы управления
– это такие способы воздействия, которые
посредством создания эк-ких условий побуждают
работников предприятий действовать в
нужном направлении и добиваться решения
поставленных перед ними задач. Они реализуются
с помощью совокупности эк-ких рычагов,
посредством которых достигается поставленная
цель. Различают 3 формы эк-ких методов,
реализуемых на предприятиях: бюджетный
расчет, хозрасчет и комм.расчет. При
бюджетном расчете текущие затраты
предприятия частично или полностью покрываются
из бюджета собственника, которым чаще
всего выступает гос-во. Расширенное воспр-во
также осущ-ся за счет средств собственника. Хоз.
расчет – это метод социалистического
хозяйствования и управления. В системе
хозрасчета предприятия самостоятельно
покрывают текущие затраты и получают
прибыль, за счет которой осущ-ют расширенное
воспр-тво. При этом источники прибыли
находятся внутри предприятия. Ими явл.
увеличение объемов про-ва и снижение
с/с продукции за счет улучшения использования
всех видов внутренних ресурсов.Коммерческий расчет –
это метод управления, при котором источники
расширенного воспр-ва находятся как внутри,
так и вне предприятия. Предприятия получают
прибыль за счет как более эффективного
использования внутренних ресурсов, так
и лучшей работы с субъектами внешней
среды. Например, менеджмент предприятия
может увеличить прибыль путем: повышения
эффективности продаж более выгодным
клиентам или на новых рынках, заключения
более выгодных договоров на поставку
мат. ресурсов.Комер.расчет осущ.помощью:планирование,
3. Понятие и правовая
форма осуществления