Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка

Краткое описание

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.В зависимости от сферы деятельности различают промышленные, транспортные, торговые предприятия, предприятия связи и другие.Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночныхотношений:Организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организационного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления.

Файлы: 1 файл

госы шпоры 4 шрифт.docx

— 214.83 Кб (Скачать)

чрезвычайная  монополия - система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.

Закон о естеств.монополиях от 16 дек.2001 года.

 

 

 

Билет № 25

1. Коммерческий расчет  предприятия.

Основным методом управления предприятием является эконо¬мический. Его смысл заключается в том, что при принятии управ¬ленческих решений производятся расчеты соотношения затрат и результатов.

Коммерческий  расчет - это метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования всех ре¬сурсов в производстве в условиях рыночной экономики и частной соб¬ственности на средства производства, предметы и результаты труда.

Коммерческий расчет применяется  предприятием при свобод¬ной продаже  товаров (услуг) и минимальном государственном  регулировании распределения доходов. Коммерческий расчет в рыночной экономике  базируется на сле¬дующих принципах:

— наличие собственных средств;

— хозяйственная самостоятельность;

— самоокупаемость и рентабельность;

— самофинансирование;

— экономическая заинтересованность;

— экономическая ответственность.

Принцип наличия  собственных средств означает, что часть инвестиционной стоимости предприятия обязательно обеспечива¬ется собственным капиталом.Принцип хозяйственной самостоятельности означает, что предприятие как юридическое лицо самостоятельно принимает любые решения, касающиеся его производственно-коммерческой деятельности (определение номенклатуры и ассортимента продук¬ции, планирование объема выпуска продукции, выявление сегмен¬та рынка, выбор поставщиков, уровень цен на продукцию и т. д.).

Хозяйственная самостоятельность  предприятия ограничивается деятельностью  субъектов внешней среды - го¬сударственных органов, потребителей, поставщиков, конкурентов  и т. п.

Принцип самоокупаемости  и рентабельности означает, что доходы предприятия не только покрывают его экономические из¬держки, но и обеспечивают экономическую прибыль.Принцип самофинансирования означает, что расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств предприятия. Самофинансирование не исключает использования заемных и привлеченных средств, однако долги по ним предпри¬ятие покрывает за счет собственной прибыли.Принцип экономической заинтересованности означает, что хозяйствующий субъект должен быть заинтересован в организации производственно-коммерческой деятельности и в повышении ее эффективности для получения экономической прибыли, т. е. при¬были, превышающей возможный доход от вложения денег в банк.

Принцип экономической  ответственности означает, что хо¬зяйствующий субъект несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

2. Социально-психологические  методы управления.

С помощью этих м-дов  осущ-ся направленное воздействие на поведение работников, формирование благоприятного морально-психолог. климата  в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, повышение труд. активности и раскрытие индивид. способностей каждого работника

  Соц-психолог.методы – это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в труд. коллективах, а т.ж на соц. процессы, протекающие в них. Обычно выделяются две группы этих методов: социальные и психологические.

1.Соц. методы – это приемы и способы воздействия на соц. интересы персонала организаций в целях активизации его деят-ти, придания ей творческого и заинтересованного хар-ра. Они включ:

А)методы соц. исследования – это методы изучения соц.интересов персонала. Их результатом явл. выявление потребностей работников в жилье, укреплении здоровья, спортивных и культурных запросах, повышении квалификации и переподготовке персонала;

Б)методы соц. нормирования – это правила внутреннего поведения, кодексы производ. этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные соц., моральные и этические нормы;

В)метод соц. планирования – это метод планового решения соц. проблем коллектива по улучшению условий труда, быта, духовного и физ. развития, охраны здоровья, жилья.

Г)метод соц. регулирования – это процесс реализации планов и программ удовлетворения соц. потребностей. Их выполнение способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа;

Д)методы морального стимулирования (благодарности, грамоты и т. д.).

2.Психологические  методы управления. Эта группа методов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психолог. климата в коллективе. К ним относятся:

А)методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечить оптим. численность людей в группе, их психологическую совместимость;

Б)методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характерами, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;

В)методы психологического побуждения – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.

3. Правовое регулирование  разгосударствления и приватизации  государственной собственности.

Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года "О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь", получившего название - «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества»

Разгосударствление — передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе по¬средством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Госу¬дарственной программой разгосударствления и приватизации.

Приватизация — приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие госу¬дарству.В результате приватизации государство полностью или частич¬но утрачивает права владения, пользования и распоряжения госу-дарственной собственностью, а государственные органы утрачи¬вают права непосредственного управления ею.Приватизация осуществляется путем либо безвозмездной пе¬редачи, либо продажи государственной собственности.

Под субъектами приватизации следует понимать специально со-зданные государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы проведения процессов приватизации государственной собственности (продавцы], а также покупатели государственного (республиканского и коммунального] имущества.

Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть:1.физические лица, в том числе индивидуальные предпринима¬тели, иностранные граждане и лица без гражданства;2.

юридические лица Республики Беларусь, за исключением го-сударственных  организаций и хозяйственных  обществ, в уставных фондах которых  количество акций (размер доли], принадлежащих  Республике Беларусь и (или] ее административно-территориаль¬ным единицам, превышает 50 процентов;3.иностранные государства и их административно-территори¬альные единицы;4.международные организации; иностранные юридические лица, а также иностранные орга-низации, не являющиеся юридическими лицами.

Законодательством Республики Беларусь могут быть уста¬новлены ограничения на участие в процессе приватизации для иностранных граждан  и иностранных юридических лиц.

Объекты приватизации государственного имущества подраз¬деляются  на:1.предприятия как имущественные комплексы государствен¬ных унитарных предприятий;2. акции (доли в уставных фондах] хозяйственных обществ, на-ходящиеся в собственности Республики Беларусь или в собствен¬ности административно-территориальных единиц.

Объекты государственной  собственности, планируемые к при-ватизации, включаются в перечень приватизируемых  объектов как по инициативе органов приватизации, так и по предложению трудовых коллективов, физических и юридических лиц.

Государственными  органами, осуществляющими государст¬венное регулирование приватизации государственной собствен¬ности, являются:1.Департамент по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики, который представляет интересы государства при приватизации республиканской собственности; 2. местные исполнительные и распорядительные органы, кото¬рые представляют интересы государства при приватизации объек¬тов, находящихся в коммунальной собственности.

Разгосударствление и  приватизация осуществляются путем  преобразования государственного предприятия  в открытое акцио¬нерное общество или  внесения государственного имущества, сдан¬ного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия.

Приватизация  осуществляется следующими способами:1. продажа объектов государственной собственности на аукцио¬не, по конкурсу;2.продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях, в соответствии с законодательством Респуб¬лики Беларусь;3. выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 26

1. Риски в производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.Риск - это вероятность возникновения потерь или снижения доходов.Основной предпосылкой возникновения предпринимательско¬го риска является наличие конкуренции и альтернативных вари¬антов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его активного функционирования.

Различают глобальный (общегосударственный) и локальный (на уровне предприятия) риски.В зависимости от сферы возникновения:1)производственный;2)коммерческий;3)финансовый;4) кредитный;5)процентный.Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска - умень¬шение размеров производства, несоответствие качества продукции спросу, рост материальных затрат, Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска - снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение за¬купочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок.Финансовые риски - это нередко спекулятивные риски, кото¬рые возникают в сфере отношений предприятия с банками и други¬ми финансовыми институтами.Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.К процентным рискам относится риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением размера дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертифи¬катам и другим ценным бумагам.По величине потерь, которые могут наступить: Допустимый риск - это угроза полной либо частичной потери прибыли от реализации того или иного финансового проекта или от финансовой деятельности предприятия в целом (финансовая сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняет свою экономиче¬скую целесообразность).Критический риск связан с опасностью потерь в размере про¬изведенных затрат на осуществление конкретной финансовой сдел¬ки или определенного вида финансовой деятельности.Катастрофический риск характеризуется тем, что финансо¬вые потери по нему определяются частичной или полной утратой имущественного состояния предприятия. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству .Источником возникновения внешних рисков является внеш¬няя среда по отношению к предприятию, т. е. это риск, не зависящий от его деятельности. Предприятие не может оказывать влияние на внешние финансовые риски, оно может только предвидеть и учиты¬вать их в своей деятельности.Внутренние финансовые риски — это риски, зависящие от де¬ятельности конкретного предприятия, т. е. их источником является само предприятие (неквалифицированный финансовый менеджмент, неэффективная структура активов, чрезмерная приверженность ру¬ководства предприятия к рисковым финансовым операциям, непра¬вильная оценка хозяйственных партнеров, нестабильное финансовое положение предприятия и другие аналогичные факторы).Управление рисками означает предотвращение появления того или иного вида риска, определение его стоимости, проведе¬ние предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери.Основными методами системы управления предприниматель¬ским риском являются анализ, прогноз, планирование и учет.

2. Экономические методы  управления.Эк-кие методы управления – это такие способы воздействия, которые посредством создания эк-ких условий побуждают работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Они реализуются с помощью совокупности эк-ких рычагов, посредством которых достигается поставленная цель.  Различают 3 формы эк-ких методов, реализуемых на предприятиях: бюджетный расчет, хозрасчет и комм.расчет.  При бюджетном расчете текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает гос-во. Расширенное воспр-во также осущ-ся за счет средств собственника. Хоз. расчет – это метод социалистического хозяйствования и управления. В системе хозрасчета предприятия самостоятельно покрывают текущие затраты и получают прибыль, за счет которой осущ-ют расширенное воспр-тво. При этом источники прибыли находятся внутри предприятия. Ими явл. увеличение объемов про-ва и снижение с/с продукции за счет улучшения использования всех видов внутренних ресурсов.Коммерческий расчет – это метод управления, при котором источники расширенного воспр-ва находятся как внутри, так и вне предприятия. Предприятия получают прибыль за счет как более эффективного использования внутренних ресурсов, так и лучшей работы с субъектами внешней среды. Например, менеджмент предприятия может увеличить прибыль путем: повышения эффективности продаж более выгодным клиентам или на новых рынках, заключения более выгодных договоров на поставку мат. ресурсов.Комер.расчет осущ.помощью:планирование,анализ,ценообразование,финансирование,кредитование,экономич.Стимулирование.Планирование:Фиксир.текущего сост.обьекта планир.,фиксацию его будущего состоянияперечень действий для преведения его в сост.будущего.;Анализ-анализ происходящих процессов и намеченных тенденций ;Ценообразование-Прибыль может быть увеличина за счет:увелич.цены (риск снижения обьемов продаж) ; путь сокращения издержек производства.Финансирование и кредитование(фин.подразделений предпр.и отдельн.напрвлений деят-ти,в которых наиболее заинтересовано предприятие.К эк.мотивации относится:1).прямое мат.вознаграждение: з/п,премия,участие в акционер.капитале.; 2).доп.соц.выплаты:субсидии на питание;помощь в опл.образования;скидки при покупке товаров своего предприятия;получ.льгот кредитов и т.д.30.штрафы-это мат ответственность за некач.выполненую работу.

3. Понятие и правовая  форма осуществления внешнеэкономической  деятельности.Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О государст¬венном регулировании внешнеторговой деятельности» опреде¬ляет правовые основы государственного регулирования внешне¬торговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятель¬ности в целях обеспечения национальной безопасности Республи¬ки Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.Государственное регулирование внешнеторговой деятельно¬сти в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов: 1).реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь; 2).обеспечения национальной безопасности Республики Бела¬русь, в том числе в экономической сфере;3). единства таможенной территории Республики Беларусь; 4)приоритета экономических мер государственного регулиро¬вания внешнеторговой деятельности ;5).невмешательства в частные дела при осуществлении вне-шнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда та¬кое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и сво¬бод других лиц;6).обеспечения выполнения обязательств, принятых Респуб¬ликой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;7) применения в отношении другого государства (группы госу¬дарств] мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;8). выбора мер государственного регулирования внешнеторго¬вой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;9)обоснованности и объективности применения мер государс-твенного регулирования внешнеторговой деятельности ;10)гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и за-конных интересов участников внешнеторговой деятельности ; 11)гласности в применении мер государственного регулирова¬ния внешнеторговой деятельности.Правом осуществления внешнеэкономической деятельности обладают все резиденты Республики Беларусь с момента их реги¬страции в качестве юридических лиц или индивидуальных пред¬принимателей. Нерезиденты Республики Беларусь осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Респуб¬лики Беларусь.Правовой формой осуществления внешнеэкономической дея-тельности являются внешнеэкономические сделки. Внешнеэко-номические сделки — это сделки (соглашения, договоры, контрак¬ты), в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержани¬ем которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь дополнительные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"