Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка

Краткое описание

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.В зависимости от сферы деятельности различают промышленные, транспортные, торговые предприятия, предприятия связи и другие.Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночныхотношений:Организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организационного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления.

Файлы: 1 файл

госы шпоры 4 шрифт.docx

— 214.83 Кб (Скачать)

- соотношением завершенных базисных НИОКР к общему числу используемых на предприятии технологических процессов;

- отношением стоимости завершенных НИОКР к объему реа¬лизованной продукции;

- отношением общего объема финансирования технологиче¬ских НИОКР в отчетном периоде к объему реализации продукции;

- эффективностью внедрения базисных технологических про¬цессов.

2. Сущность и проектирование  организационных структур управления  предприятием.Под организац. структурой упр-ия понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организац. единиц или звеньев, выполняющих определенные функции упр-ия и находящихся между собой во взаимосвязи. Оргструктура упр-ия явл. формой системы упр-ия, она устанавливает должностные связи в организации. На формирование структуры упр-ия определяющее влияние оказывают: размер, сложность, структура бизнеса предприятия, технологии пр-ва, внеш. среда и рын. условия, а т.ж стили, методы упр-ия, ценности персонала, организац. культура. Традиционные (механистические) организац. структуры упр-ия в зав. от вида регламентируемых связей подраздел. на сл. типы: линейные, функциональные, линейно-функциональные.  Линейные организац. структуры устанавливают линейные вертикальные связи, хар-ие руководство-подчинение по всем вопросам упр-ия. Каждый сотрудник организации подчинен и подотчетен только одному руководителю. Основной недостаток линейной структуры в том, что руководитель д/быть универсальным специалистом, способным эффективно выполнять все функции упр-ия. Функц. структура явл. следствием разделения управленческого труда и отлич. выделением и обособлением конкретных функциональных подразделений или персонала упр-ия по функц. признаку. Она регламентирует функц-ые вертикальные связи, хар-ие руководство-подчинение по определ. кругу управленческих вопросов – по функциям. Линейно-функц. структура соединяет в себе преимущества структур линейного и функц. типа. Линейно-функц. структура – одна из наиболее распространенных организац. структур упр-ия предприятиями. Недостатки: увлечение функциональных служб прямыми указаниями и распоряжениями по отношению к руководителям производ подразделений; склонностью выполнять работу только по «своей», закрепленной функции; отрыв центров принятия решений от реальных потребностей рынка, что становится особенно заметным при расширении масштабов бизнеса.

 С усложнением системы  упр-я в условиях обновления  пр-ва, перехода к рын.отношениям появляются многофункц. задачи, решение к-рых требует привлечения специалистов различных специальностей. Их особенностью явл. включение в структуры традиционного типа комплексных, как правило, временных функц. подразделений, обеспечивающих разработку новых программ, проектов, переход на пр-во новых изделий, реструктуризацию предприятия и антикризисное управление. Наибольшее распространение получают новые подразделения: упр-ие по проекту, упр-ие нововведениями.

3. Ответственность за  нарушение антимонопольного законодательства.Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из настоящего из указанного Закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:- осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов;

- принятия  в установленном порядке мер  по реорганизации и ликвидации  хозяйствующих субъектов;

- осуществления  государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; принятия иных мер.

В случае нарушения антимонопольного законодательства юр. лица, должностные  лица субъектов хозяйствования или  предприниматели обязаны в соответствии с предписаниями анти-монопольных органов:

- прекратить правонарушение;

- восстановить положение, существовавшее первоначально;

- заключить договор в соответствии с нормами, предписанны¬ми антимонопольным законодательством;

- осуществить реорганизацию предприятия;

- совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполне¬нию в установленный  ими срок.

Недобросовестная  конкуренция в Республике Беларусь не до-пускается и является правонарушением. Современное законода¬тельство предоставляет хозяйствующим субъектам следующие способы защиты от недобросовестной конкуренции: судебный, ад¬министративный, самозащита и меры, предпринимаемые неком¬мерческими организациями.

Закон «О противодействии монополистической  деятельности» не содержит норм, устанавливающих  ответственность за действия, составляющие недобросовестную конкуренцию. Хозяйст-вующий субъект, защищающий себя от недобросовестного  конку¬рента, должен руководствоваться  нормами гражданского, уголов¬ного  и административного законодательств.В случае, когда положение на рынке хозяйствующего субъекта признается доминирующим, устанавливается государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уров¬нем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.

В случае, если доминирующее положение хозяйствующего субъ¬екта возникло в результате организации выпуска товара, свойства которого превосходят уровень аналогов, решение Департамента по антимонопольной и ценовой политике Республики Беларусь о при-нудительном разукрупнении (разделении) может быть принято не ранее одного года с момента появления на рынке данного товара.

 

Билет № 24

1. Конкурентоспособность  продукции и предприятия.

Под конкурентоспособностью продукции (услуги) понимает¬ся ее способность  выдерживать конкуренцию, т. е. возможность  успешной продажи ее на конкретном рынке в определенный мо¬мент  времени.

Конкурентоспособность продукции зависит от:

цена изделия;качество;условия платежа;срок поставки; организация и расходы на рекламу;размер налогов и таможенного обложения; насыщенность рынка аналогичными изделиями- платежеспособность потребителя.

Основными факторами  являются качество изделия и его  цена.Качество - это совокупность свойств продукции, обусловли¬вающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Цена является второй составляющей конкурентоспособности продукции. При этом в расчет берется не цена приобретения про¬дукции, а цена потребления.Цена потребления (Цп ) складывается из цены приобретения товара (Цпр ), расходов на транспортировку (Рт ), стоимости уста¬новки или монтажа (Су ), затрат на хранение (Зх ), расходов по об¬служиванию (Ро ), затрат на ремонт (Зр ), затрат на ликвидацию (Зл ), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуата¬цией товара (Зн ), и прочих затрат (Зпр ) и определяется по формуле

Ц = Ц + Р + С + З + Р + З + З + З + З .

Необходимо различать  понятия конкурентоспособность  про¬дукции от конкурентоспособности  предприятия.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других пред¬приятий, производящих аналогичную продукцию.

Основными отличиями  данных понятий являются:

- конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспо¬собность продукции может определяться в любой малый с эконо¬мической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день), т. е. конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, а конкурентоспособность продукции - краткосрочный;

— оценку деятельности предприятия, его конкурентоспособно¬сти дает не только потребитель, но и сам предприниматель.

Конкурентоспособность предприятия определяют следующие  показатели:

1 Экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:

— основной капитал; собственный и заемный капитал; объем продаж;доля на рынке.2 Производственный и сбытовой потенциал: производственные и сбытовые мощности;наличие сырьевой базы.3 Научно-исследовательский потенциал: число исследовательских центров;ежегодные расходы на НИОКР.  4 Финансовое положение:платежеспособность; кредитоспособность.

 

2. Типы организационных  структур.

Выделяют:Линейные орг.стр.,функциональную,ленейно-функциональную

Ленейная:руководство-подчинение.Вертикальные связи.Каждый сотрудник подчинен одному руководителю.Каждый подчиненный получ. распоряжение от одного руководителя,который осущ.управление обьектом по всем функциям и вопросам.Минус в том ,что руководитель должен быть универсальным специалистом,способным эффективно выполнять все функции управления.Функциональная структура :разделение управленческого труда.Сдесь функциональные вертикальные связи,характеризующие руководство-подчинение по определенному кругу управленческих вопросов-по функциям. ),»+» эффективное решение специализир.задач за счет разделения труда . Недостаток:нарушен принцип единаличия,руководители подразделений могут получать  от вышестоящих линейных и функциональных руководителей протеворечивые указания распоряжения.Ленейно-функцион. структура : обьед.две,наиболее распространенная.Недостаток в том,что увеличивается количество функциональных служб;склонность выполнять работу только по своей,закрепленной функции;отрыв от центров принятия решения от реальных потреб.рынка,что становится заметным при расширение масштабов бизнеса. ),»+» эффективное решение специализир.задач за счет разделения труда Для решения новых многофункц. Задач применяются более гибкие адаптированные структуры-проектные и матричные.Проектная-временная структура созд.для конкретного проекта.Введение в лен.-фун.Орг.стр.проект.управление предполагает образование нового органа.Созд.целевая группа,возглавл.руководителем проекта.После создания проекта все возвращаются к своим обязанностям,группа распускается.МатричнаяОбьединение двух форм департамизации.Обычно функциональной и продуктовой.Спец.,входящие в проект подчиняются функциональному руководителю и руководителю проекта. ). дивизиональные (прим.в крупных компаниях и транснац.корпорациях, основ.элементы –отделения и центр.штаб-вкартира, создаются на базе линейно-функц., варианты построения: по региону, по продукту и смешанные), «+» позволяет более оперативно принимать УР, эффективно действовать с учетом специфики рынка и потребителя сетевые ( в сети объедин.активы нескольких фирм, что дает возможность реализовать более крупные проекты, «-« работа в сети не гарантирует равновыгодности для всех участников сети) и виртуальные (суть-передача принятия решений в виде планов, приказов, распоряжений заменяется договорами, соглашениями и контрактами

3. Правовое регулирование  развития конкуренции и ограничения  монополистической деятельности.

В соответствии норм Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992г. №2034  «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции»:

  конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;Конкуренция присутствует везде, где сталкиваются различные интересы и позиции, где существует борьба за те или иные блага (в науке, политике, спорте). Законодательство Республики Беларусь предусматривает раз¬личные меры правового воздействия и регулирования деятель¬ности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обес¬печения здоровой конкуренции и предупреждения противозакон¬ной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.

 Законодателем выделены следующие  признаки конкуренции:

- содержанием конкуренции является состязательность (сорев-нование, борьба) между хозяйствующими субъектами на рынке;

- состязательность выражается в действиях хозяйствующих субъектов;

- результатом состязательности является ограничение возмож¬ности предпринимателей односторонне влиять на условия сделок (прежде всего на цены) в рамках конкретного товарного или фи¬нансового рынка.

хозяйствующие субъекты - физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять, свою состязательность проявляют на товарном рынке;

монополистическая деятельность - противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей;

Виды  монополистической деятельности:

государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;

естественная  монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"