Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.В зависимости от сферы деятельности различают промышленные, транспортные, торговые предприятия, предприятия связи и другие.Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночныхотношений:Организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организационного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления.
- соотношением завершенных базисных НИОКР к общему числу используемых на предприятии технологических процессов;
- отношением стоимости завершенных НИОКР к объему реа¬лизованной продукции;
- отношением общего объема финансирования технологиче¬ских НИОКР в отчетном периоде к объему реализации продукции;
- эффективностью внедрения базисных технологических про¬цессов.
2. Сущность и проектирование
организационных структур
С усложнением системы упр-я в условиях обновления пр-ва, перехода к рын.отношениям появляются многофункц. задачи, решение к-рых требует привлечения специалистов различных специальностей. Их особенностью явл. включение в структуры традиционного типа комплексных, как правило, временных функц. подразделений, обеспечивающих разработку новых программ, проектов, переход на пр-во новых изделий, реструктуризацию предприятия и антикризисное управление. Наибольшее распространение получают новые подразделения: упр-ие по проекту, упр-ие нововведениями.
3. Ответственность за
нарушение антимонопольного
- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; принятия иных мер.
В случае нарушения антимонопольного
законодательства юр. лица, должностные
лица субъектов хозяйствования или
предприниматели обязаны в
- прекратить правонарушение;
- восстановить положение, существовавшее первоначально;
- заключить договор в соответствии с нормами, предписанны¬ми антимонопольным законодательством;
- осуществить реорганизацию предприятия;
- совершить иные действия.
Предписания
антимонопольных органов
Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не до-пускается и является правонарушением. Современное законода¬тельство предоставляет хозяйствующим субъектам следующие способы защиты от недобросовестной конкуренции: судебный, ад¬министративный, самозащита и меры, предпринимаемые неком¬мерческими организациями.
Закон
«О противодействии
В случае, если доминирующее положение хозяйствующего субъ¬екта возникло в результате организации выпуска товара, свойства которого превосходят уровень аналогов, решение Департамента по антимонопольной и ценовой политике Республики Беларусь о при-нудительном разукрупнении (разделении) может быть принято не ранее одного года с момента появления на рынке данного товара.
Билет № 24
1. Конкурентоспособность продукции и предприятия.
Под конкурентоспособностью продукции (услуги) понимает¬ся ее способность выдерживать конкуренцию, т. е. возможность успешной продажи ее на конкретном рынке в определенный мо¬мент времени.
Конкурентоспособность продукции зависит от:
цена изделия;качество;условия платежа;срок поставки; организация и расходы на рекламу;размер налогов и таможенного обложения; насыщенность рынка аналогичными изделиями- платежеспособность потребителя.
Основными факторами являются качество изделия и его цена.Качество - это совокупность свойств продукции, обусловли¬вающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Цена является второй составляющей конкурентоспособности продукции. При этом в расчет берется не цена приобретения про¬дукции, а цена потребления.Цена потребления (Цп ) складывается из цены приобретения товара (Цпр ), расходов на транспортировку (Рт ), стоимости уста¬новки или монтажа (Су ), затрат на хранение (Зх ), расходов по об¬служиванию (Ро ), затрат на ремонт (Зр ), затрат на ликвидацию (Зл ), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуата¬цией товара (Зн ), и прочих затрат (Зпр ) и определяется по формуле
Ц = Ц + Р + С + З + Р + З + З + З + З .
Необходимо различать понятия конкурентоспособность про¬дукции от конкурентоспособности предприятия.
Под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других пред¬приятий, производящих аналогичную продукцию.
Основными отличиями данных понятий являются:
- конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспо¬собность продукции может определяться в любой малый с эконо¬мической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день), т. е. конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, а конкурентоспособность продукции - краткосрочный;
— оценку деятельности предприятия, его конкурентоспособно¬сти дает не только потребитель, но и сам предприниматель.
Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
1 Экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:
— основной капитал; собственный
и заемный капитал; объем продаж;доля на
рынке.2 Производственный и сбытовой потенциал: производственные
и сбытовые мощности;наличие сырьевой
базы.3 Научно-
2. Типы организационных структур.
Выделяют:Линейные орг.стр.,функциональную,
Ленейная:руководство-
3. Правовое регулирование
развития конкуренции и
В соответствии норм
Закона Республики Беларусь от 10 декабря
1992г. №2034 «О противодействии
конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;Конкуренция присутствует везде, где сталкиваются различные интересы и позиции, где существует борьба за те или иные блага (в науке, политике, спорте). Законодательство Республики Беларусь предусматривает раз¬личные меры правового воздействия и регулирования деятель¬ности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обес¬печения здоровой конкуренции и предупреждения противозакон¬ной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.
Законодателем выделены
- содержанием конкуренции является состязательность (сорев-нование, борьба) между хозяйствующими субъектами на рынке;
- состязательность выражается в действиях хозяйствующих субъектов;
- результатом состязательности является ограничение возмож¬ности предпринимателей односторонне влиять на условия сделок (прежде всего на цены) в рамках конкретного товарного или фи¬нансового рынка.
хозяйствующие субъекты - физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять, свою состязательность проявляют на товарном рынке;
монополистическая деятельность - противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей;
Виды
монополистической деятельности
государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;
естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;