Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 08:41, шпаргалка
1. Цель и задачи изучения экономики организации. Объект изучения "Экономики организации (предприятия)".Предмет, метод, структура изучения дисциплины. Целью дисциплины является изучение теории и практики хозяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса.предметом экономики предприятия является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.
1. Цель и задачи изучения экономики организации. Объект изучения "Экономики организации (предприятия)".Предмет, метод, структура изучения дисциплины. Целью дисциплины является изучение теории и практики хозяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. предметом экономики предприятия является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями. Основными задачами дисциплины выступают изучение:1 функций и целей предприятия как первичного звена;2национальной экономики;3современных методов хозяйствования предприятий;4процессов функционирования предприятий;5ресурсов и факторов производства, методов оценки эффективности их использования;6 формирования и оценки результатов деятельности предприятий;7факторов развития предприятия.Структура заключается в выделении разделов, подащих материал от общего представления о предприятии как элементе национальной экономики к углубленному исследованию специальных допросов (ресурсы предприятий, оценка эффективности их использования, формирование затрат и результатов предприятия, инвестиционная и инновационная деятельность предприятий, качество продукции и конкурентоспособность)
2. Понятие организации (предприятия), цель и задачи создания и функционирования.
Организация – целевое объединение ресурсов. Организации созданные человеком (людьми) характеризуетсяналичием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования.
Предприятие – организация для предпринимательской деятельности.
Организация – это группа людей, работающих совместно, во главе руководителем и выполняющих определенные планы. Целью организации является хозяйственная деятельность направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Удовлетворение общественных потребностей в её продукции, работах, услугах регулируется государством экономическими методами.
Задачи создания и функционирования организации: 1 – максимально возможное удовлетворение спроса покупателей; 2 – достижение увеличения доли рынка сбыта; 3 – создание условий для самоокупаемости и самофинансирования; 4 – насыщение рынка высококачественными товарами и услуг; 5 – содействие повышения культурному уровню и моральному оздоровлению общества; 6 – создание условий для реализации творческого потенциала своих сотрудников и т.д..
Предприятие – самостоятельно, организационно-обособленный хозяйственный субъект с правами юридического лица, которое производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
3. Классификация организаций по различным признакам.
Признак классификации |
Вид предприятия |
По форме собственности |
Государственные, частные |
По организационно-правовой форме |
Хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия |
По отраслевой принадлежности |
Промышленные, транспортные, торговые, предприятия связи, сельскохозяйственные |
По размеру |
Крупные, средние и малые |
По специализации |
Специализированные, диверсифицированные, комбинированные |
По назначению готовой продукции |
Предприятия, производящие средства производства, товары народного потребления |
По виду деятельности |
Производственные, торговые, финансовые организации (банки, страховые налоговые компании) и консалтинговые и аудиторские компании |
4 Организационно-правовые формы организаций (предприятий). Классификация орг-ий:1) по форме собственности: государственные (республиканские и коммунальные) и частные (Семейные, коллективные и с участием иностранного капитала); 2) по организационно правовым: 1) хозяйственные (полные, коммандитные) 2 хозяйственные (с дополнительной ответственностью с ограниченной ответственностью, акционерные) 3 унитарные (на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения).
5 Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты.
Экономическая среда функционирования предприятия пред¬ставляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную дея¬тельность предприятий.Различают 5.Пред-ие обладает внутренней и внешней средой. Внутренняя среда это производство которое включает персонал (людей), ср-во произ-ва, информ-ию, деньги и дает результат произ-ва проду-ии. Внешняя среда не посредственно опред эффективность и целесообразность работы пред-ий. Это прежде всего потребители прод-ии, поставщики произ-ых компаний, правительство и местные органы власти, население. К субъектам относят: производители, поставщики, потребители, деловые партнеры, кон¬куренты, звенья рыночной инфраструктуры.
6 Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).
внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.1)Потребители это те лица которые определяют необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество.2) конкуренты-каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет.3)Поставщики они поставляют сырье и влияют на общий товарооборот предприятия.4) Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности и др.
8 Концентрация производства: сущность, формы, показатели концентрации производства
Важнейшим условием повышения эффективности производства является совершенствования форм его организации (концентрации, специализации, комбинирования и кооперирования).
Концентрации производства принадлежит ведущая роль в развитии общественного разделения труда и повышение эффективности производства.
Концентрация – это увеличение размеров производства, но это не простая физическая сумма отдельных видов оборудования, производств, предприятий, ресурсов и т.д. Концентрация – это, прежде всего, возможность внедрения передовых форм организации производства и мотивации труда, развития инновационной деятельности на всех уровнях и стадиях технологического процесса производства продукции, работ, услуг, повышения квалификации персонала, совместного решения ряда других задач с целью повышения конкурентоспособности производимой продукции.
Об уровне концентрации производства можно судить по следующим показателям:
1) объем вырабатываемой продукции;
2) стоимость ОПФ;
3)по численности работающих;
4) мощность энергетических установок.
Существуют следующие формы концентрации производства:
1) агрегатная – увеличение единичной мощности ведущего оборудования.
2) технологическая – увеличение размеров технологически однородных производств; технологическая может увеличиваться интенсивно, т.е. на базе агрегатной, а также экстенсивно, т.е. путем увеличения количества однотипного оборудования в составе производства.
3) заводская – увеличение размеров предприятия. Она может осуществляться за счет агрегатной концентрации, за счет технологической концентрации и за счет усложнения структуры предприятия (увеличения количества однородных производств в составе предприятия).
4) административно-хозяйственная – административное объединение нескольких однородных предприятий.
7 Понятие и содержание государственного регулирования. Формы и методы государственного регулирования экономики предприятия.
Государственное регулирование экономической деятельности предприятий — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функций, форм и методов создают условия для достижения поставленных целей и решения важнейших экономических и социальных задач по адаптации предприятий к соответствующему этапу развития экономики. Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, где рыночные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.
В системе государственного регулирования можно выделит 4 формы:
1) планирование, программирование и прогнозирование;
2) финансово-кредитное
3) антимонопольное регулирование;
4) дерегулирование экономики.
Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор, и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта.
Программирование как форма государственного регулирования призвано решать важнейшие проблемы развития национальной экономики, региональные проблемы, межотраслевые, отраслевые, научно-технические, социальные, экологические и др.
Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Ее воздействие осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.
Бюджетно-налоговое
регулирование представляет собой совокупность
средств, направлений и мероприятий по
аккумулированию и наиболее рациональному
и приоритетному распределению финансовых
ресурсов с целью обеспечения макроэкономической
стабилизации и экономического роста.
Бюджетное регулирование является центральным
звеном в системе финансового регулирования
экономики. С помощью бюджета государство
сосредоточивает в своих руках, распределяет
и перераспределяет между отраслями, секторами
народного хозяйства и административно-
Налоговые регуляторы - это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки и способы взыскания.
Кредитно-денежное регулирование осуществляется в финансовой сфере и в реальном секторе экономики.
Цены - важнейший регулятор общественного производства. Они формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства цены являются инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов (например, ограничения монополистической деятельности, регулирования и контроля выпуска социально значимых товаров и услуг и т. д.).
Важной составляющей системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование. В Республике Беларусь, ставшей на путь построения социально ориентированной модели рыночной экономики, антимонопольное регулирование получило развитие с 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Сегодня антимонопольное регулирование в Беларуси основано на системе нормативно-правовых актов, документов, законов. Антимонопольное законодательство является основой антимонопольного регулирования. Его главные направления противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей.
В системе государственного
регулирования экономики следует выделить дерегулирование, кото
К методам государственного регулирования отн.: