Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность и значимость темы государственного регулирования рынка труда определяется ролью труда в любой социально-экономической системе как целостного института, а так же тем, что в центре этого процесса находится человек с его особенностями, а труд становится объектом купли-продажи.
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и функции рынка труда………………………………………….…6
1.2 Показатели и методы исследования рынка труда………………………..11
1.3 Политика занятости и регулирование рынка труда……………………..15
2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………..18
2.1 Инструменты государственного регулирования………………………...20
3. Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы………………………………………………………………….…23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
По
определению Международной
В современных учебных пособиях в качестве основной определяющей черты рынка труда часто выделяют формирование цены труда: рынок труда - это динамичная система, комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, включающая в себя механизм самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации об изменении цены труда (заработной платы). В данном определении обращает на себя внимание подход к объекту исследования как к сложной социально-экономической системе, действующей на основе универсальных законов рынка.
Будучи элементом рыночной экономики, рынок труда выполняет ряд функций:
-
выступает как инструмент
-
является частью механизма
-
выступает одним из
- принимает активное участие в формировании профессионально- квалификационной структуры работников;
-
представляется необходимым
Суммируя
вышеизложенное, можно дать такое
определение. Рынок труда - это система
социально-экономических и
1.2
Показатели и методы
исследования рынка
труда
В
основе функционирования рынка труда,
как и рынков других производственных
факторов, лежат общие принципы,
базирующиеся на методологии анализа
спроса и предложения. Однако использование
данных методов производится с учётом
специфики характера
1)
Покупка использования труда
называется наймом. При этом продавец
продолжает оставаться
2)
Сделка фиксируется в виде
трудового договора, и эти отношения
оговорены в трудовом
3)
Отношения купли-продажи
Одним
из важнейших макроэкономических показателей
является состояние рынка труда,
которому оказывается пристальное
внимание, поскольку сложившаяся
ситуация на рынке труда – ключевой
фактор состояния экономики. Поэтому
в современной мировой
Экономически
активное население – это часть
населения, которая предлагает свой
труд для производства товаров и
услуг. В международных стандартах
говориться о том, что термин «экономически
активное население» может иметь
два значения в зависимости от
продолжительности периода, к которому
оно применяется. Если определяется
экономически активное население за
короткий период, равный неделе или
дню, то подразумевается население,
активное в данный период, к которому
применяется также термин «рабочая
сила», если за длительный период –
то подразумевается обычно активное
население.
ЭАН
= З + Б(1)
Где ЭАН – экономически активное население,
З - численность занятых,
Б – численность безработных.
Население,
активное в данный период (или рабочая
сила), - это наиболее часто используемый
показатель, характеризующий численность
экономически активного населения.
Коэффициент экономической
(2)
Где ЭАН – экономически активное население,
З - численность занятых,
Б – численность безработных.
Экономически
активное население включает две
категории – занятых и
-
выполняли работу по найму
за вознаграждение, деньги или
с ними расплачивались в
-
временно отсутствовали на
- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течении рассматриваемого периода:
- не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
- искали работу;
-
готовы были приступить к
Данные о безработице разрабатываются по полу, возрасту и семейному положению. Изучается также распределение численности безработных по образованию, профессиональной принадлежности. При этом учитывается продолжительность безработицы, которая равна промежутку времени, в течении которого лицо ищет работу, т. е. с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода.
Экономически
неактивное население – это население,
которое не входит в состав рабочей
силы (включая и лиц, моложе возраста,
установленного для учета экономически
активного населения). Численность
экономически неактивного населения
может быть определена как разность
между численностью всего населения
и численностью рабочей силы.
ЭНАН
= Н-РС(3)
Где ЭНАН – экономически неактивное население,
Н - численность населения,
РС – численность рабочей силы.
Экономически неактивное население измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
-
учащиеся и студенты, слушатели
и курсанты дневной формы
-
пенсионеры по старости, на льготных
условиях и лица, получающие пенсии
по случаю потери кормильца
при достижении ими
- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.п.
-
лица, которые прекратили поиски
работы, исчерпав все возможности
ее получения, но которые
-
другие лица, которым нет необходимости
работать независимо от
Данные
об экономически неактивном населении
разрабатываются также по полу, возрасту
, уровню образования и другим признакам.
1.3
Политика занятости
и регулирование рынка
труда
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В
программе содействия занятости
населения предусмотрена
Государственное
регулирование рынка труда
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование
социальной, демографической, миграционной
политик с целями и
3.
Политика трудоустройства и
Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макро уровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:
-
жилищного, транспортного и
- государственных (в том числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;
-
предоставление предприятиям
На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти
Информация о работе Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы