Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость темы государственного регулирования рынка труда определяется ролью труда в любой социально-экономической системе как целостного института, а так же тем, что в центре этого процесса находится человек с его особенностями, а труд становится объектом купли-продажи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и функции рынка труда………………………………………….…6
1.2 Показатели и методы исследования рынка труда………………………..11
1.3 Политика занятости и регулирование рынка труда……………………..15
2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………..18
2.1 Инструменты государственного регулирования………………………...20
3. Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы………………………………………………………………….…23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 53.02 Кб (Скачать)

     На  местном уровне (микро) политика занятости  включает финансовое, налоговое и  иное стимулирование поведения на рынке  труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся  практическая работа, которую предусматривают  мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

     Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные задачи  государственного  регулирования на  рынке труда 

     Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и  потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время  появились новые противоречия, такие  как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

     Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке  труда: во-первых, достижение такого соотношения  между спросом и предложением труда, а также его активной и  резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой –  сохраняются эффективные стимулы  к труду. Во-вторых, формирование оптимальной  профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что  создает предпосылки для повышения  эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему  разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и  техники, организации управления.

     В частности, в государственном секторе  занята существенная часть трудоспособного  населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме  того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

     Можно выделить два основных направления  деятельности государства на рынке  труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между  спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а  также трудоустройство отдельных  категорий работников. Ко второму  – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть  динамизм государственного регулирования  на рынке труда, когда каждому  этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует  специфическая экономическая политика.

     Под экстенсивными методами регулирования  рынка труда подразумеваются  занятость в государственном  секторе экономики и влияние  на занятость на негосударственных  предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное  развитие предполагает рост влияния  государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство  трудовых ресурсов, условия найма  и производственную мобильность. При  этом непосредственная государственная  политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической  политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной  перестройки, стимулирование инвестиционного  и потребительского спроса и т.д.

     В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное.

     Прямое  воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается  в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих  мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного  обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос. 

     2.1 Инструменты государственного  регулирования 

     Можно указать на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так  или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

     Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета  в качестве основного инстумента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

     Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных  расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время  была связана с государством как  крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным  выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с  которым он обратился к Конгрессу  в 1938 году. Целенаправленное воздействие  на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

     Одним из важнейших направлений организационной  деятельности государства выбрано  создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней  трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

     В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Российский рынок  труда: особенности формирования, перспективы.

Реформирование  российской экономики показало, что  наряду со свойственными промышленно - развитым странам противоречиями между задачей ускорения НТП  и задачами сокращения безработицы  и им подобными противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников  учебных заведений, пополняющих  число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой  экономике и др.

     Произошедшие  за 15 лет радикальные изменения  в общественно – политической и экономической жизни страны, преобразовавшие социально –  трудовую сферу, показывают, что переход  от “полной” занятости времён социализма к рыночной экономической активности, присущей рынку, осуществился. Заметные изменения произошли в пропорции  распределения занятых в пользу отраслей, в которых более быстрыми темпами растёт деловая активность в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально технического снабжения  и торгового посредничества, страхования, финансов и др.

     Развитие  многообразных форм сопровождается институциональными преобразованиями в экономике, которые привели, в  частности, на некоторых участках экономики  к соединению трёх, ранее искусственно разделённых факторов: труда, собственности  и управления в сфере малого бизнеса. Реанимированный ремесленник отчасти  потеснил промышленность. Многие, особенно крупные промышленные предприятия  показали свою неконкурентоспособность, что и явилось главной причиной обострения целого комплекса проблем, которые не были разрешены в ходе приватизации и требуют дальнейшего  реформирования производственных отношений.

     Особенность сложившейся в настоящее время  в российской экономике ситуации состоит в том, что старые производственные структуры, оказавшиеся неспособными адаптироваться к изменившемся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса, обуславливая глубину спада производства. Сокращение объёмов производства в них пока не компенсируется его увеличением на новых или модернизированных предприятиях. Частный капитал продолжает накапливаться в сфере обращения и финансовом секторе, поскольку инвестирование в промышленность чревато большим риском и малыми выгодами. Особенно ощутимо влияние экономического кризиса на ситуацию в социально – трудовой сфере. Всё это приводит к тому, что преобразования, происходящие в социально – трудовой сфере, имеют противоречивый характер. Поэтому при решении проблемы занятости важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда, к которым можно отнести, в частности, влияние высокой степени развития материализма и своеобразного коллективизма, сложившейся традиционно за годы строительства социализма и предполагаемый приоритет полной занятости по сравнению с требованиями экономической эффективности; неравномерность развития различных отраслей и секторов экономики; неодинаковые темпы движения к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности, неразвитое состояние рынка труда; увеличение числа безработных в результате как сокращение объёмов производства, так и деградация части производственных мощностей.

     Существенные  изменения в области занятости, вызванные прежде всего тем, что важнейшее “достижение” плановой экономики “сверхзанятость”, гарантированная государством, себя исчерпала. Теперь занятость становится таким же динамичным показателем, как и другие свойственные рынку, критерии. Появилась устойчивая резервная армия труда, которая отражает реальную картину в экономике, чередование избытка рабочей силы и её нехватки. Причём динамика этих процессов имеет противоречивый характер.

     Одним из новых явлений в сфере занятости  является усиливающаяся иммиграция населения из стран “ближнего” зарубежья в Россию. Активизируется и обратный процесс - иммиграции из России.

     Мировая практика показала, что временный  аспект оказывает существенное влияние  на колебание спроса на рабочую силу и её предложение. Это связанно, как  с динамикой фаз промышленного  цикла в краткосрочном периоде, так и с долговременными структурными сдвигами в экономике, предъявляющими новые требования к рабочей силе. Спрос на неё определяется в основном состоянием промышленного производства. Экономика России не является исключением  из общей закономерности. Спад промышленного  производства ведёт к падению  спроса на рабочую силу. Причём высвобождение  работников из производственной сферы  включает те же четыре момента, которые  свойственны развитым странам: спад производства – снижение спроса на рабочую силу, уменьшение числа занятых  – увеличение безработицы.

Информация о работе Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы