Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность и значимость темы государственного регулирования рынка труда определяется ролью труда в любой социально-экономической системе как целостного института, а так же тем, что в центре этого процесса находится человек с его особенностями, а труд становится объектом купли-продажи.
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и функции рынка труда………………………………………….…6
1.2 Показатели и методы исследования рынка труда………………………..11
1.3 Политика занятости и регулирование рынка труда……………………..15
2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………..18
2.1 Инструменты государственного регулирования………………………...20
3. Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы………………………………………………………………….…23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
Регулирование
занятости на всех уровнях должно
осуществляться на основе общеэкономической
концепции социально-
2.
Основные задачи
государственного
регулирования на
рынке труда
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Можно
выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке
труда: во-первых, достижение такого соотношения
между спросом и предложением
труда, а также его активной и
резервной частями, при котором,
с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни
В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно
выделить два основных направления
деятельности государства на рынке
труда, а именно: социальное и экономическое.
К первому относятся меры, регулирующие
количественные соотношения между
спросом и предложением труда, содержащие
рост безработицы, направленные на изучение
конъюнктуры на рынке труда, а
также трудоустройство
Под экстенсивными методами регулирования рынка труда подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
В
общей системе государственного
регулирования рынка труда
Прямое
воздействие носит регулирующий
и корректирующий характер и заключается
в организации общественных работ,
стимулирование создания новых рабочих
мест в негосударственном секторе,
развитие системы производственного
обучения и переподготовки, стимулирование
или , наоборот, сдерживание развития производства
в тех или иных регионах, регламентация
продолжительности рабочего дня, недели,
месяца, международной миграции трудовых
ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда,
изменяя условия хозяйствования в сторону
стимулирования или торможения экономических
процессов, налоговая, кредитно-денежная
политики, госзакупки, политика в области
амортизации основных фондов, стимулирование,
опытно-конструкторских разработок, бюджетное
субсидирование ряда отраслей. Если прямое
воздействие оказывает влияние в основном
на предложение труда, то косвенное –
на спрос.
2.1
Инструменты государственного
регулирования
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инстумента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году. Целенаправленное воздействие на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Одним
из важнейших направлений
В
России государство выступало и будет
выступать крупнейшим работодателем.
Хотя во многом отраслевая структура государственного
сектора дублирует частный, она не заменяет,
а дополняет деятельность частного капитала,
выполняя те функции, которые общественно
необходимы, но по тем или иным причинам
не являются объектами приложения частного
капитала. Занятость в государственном
секторе не служит гарантией от безработицы.
3. Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы.
Реформирование российской экономики показало, что наряду со свойственными промышленно - развитым странам противоречиями между задачей ускорения НТП и задачами сокращения безработицы и им подобными противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике и др.
Произошедшие
за 15 лет радикальные изменения
в общественно – политической
и экономической жизни страны,
преобразовавшие социально –
трудовую сферу, показывают, что переход
от “полной” занятости времён социализма
к рыночной экономической активности,
присущей рынку, осуществился. Заметные
изменения произошли в
Развитие
многообразных форм сопровождается
институциональными преобразованиями
в экономике, которые привели, в
частности, на некоторых участках экономики
к соединению трёх, ранее искусственно
разделённых факторов: труда, собственности
и управления в сфере малого бизнеса.
Реанимированный ремесленник
Особенность сложившейся в настоящее время в российской экономике ситуации состоит в том, что старые производственные структуры, оказавшиеся неспособными адаптироваться к изменившемся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса, обуславливая глубину спада производства. Сокращение объёмов производства в них пока не компенсируется его увеличением на новых или модернизированных предприятиях. Частный капитал продолжает накапливаться в сфере обращения и финансовом секторе, поскольку инвестирование в промышленность чревато большим риском и малыми выгодами. Особенно ощутимо влияние экономического кризиса на ситуацию в социально – трудовой сфере. Всё это приводит к тому, что преобразования, происходящие в социально – трудовой сфере, имеют противоречивый характер. Поэтому при решении проблемы занятости важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда, к которым можно отнести, в частности, влияние высокой степени развития материализма и своеобразного коллективизма, сложившейся традиционно за годы строительства социализма и предполагаемый приоритет полной занятости по сравнению с требованиями экономической эффективности; неравномерность развития различных отраслей и секторов экономики; неодинаковые темпы движения к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности, неразвитое состояние рынка труда; увеличение числа безработных в результате как сокращение объёмов производства, так и деградация части производственных мощностей.
Существенные изменения в области занятости, вызванные прежде всего тем, что важнейшее “достижение” плановой экономики “сверхзанятость”, гарантированная государством, себя исчерпала. Теперь занятость становится таким же динамичным показателем, как и другие свойственные рынку, критерии. Появилась устойчивая резервная армия труда, которая отражает реальную картину в экономике, чередование избытка рабочей силы и её нехватки. Причём динамика этих процессов имеет противоречивый характер.
Одним
из новых явлений в сфере
Мировая
практика показала, что временный
аспект оказывает существенное влияние
на колебание спроса на рабочую силу
и её предложение. Это связанно, как
с динамикой фаз промышленного
цикла в краткосрочном периоде,
так и с долговременными
Информация о работе Российский рынок труда: особенности формирования, перспективы