Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:59, курсовая работа
Главной особенностью структуры предприятия считается ее динамичность, изменения во времени. По мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организация труда и производства и т.д. изменяется структура предприятия.
Другая особенность структуры предприятия – ее диалектическое единство с функциями и целями предприятия. Рост отдельных показателей эффективности деятельности предприятия сопровождается совершенствованием структуры, что приводит к непрерывному процессу развития предприятия.
Процесс изучения структуры и функций предприятия представляет собой организацию производства, которую можно определить следующим образом.
Основная цель данной работы – рассмотрение производственной и организационной структур предприятий и принципы ее формирования. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
рассмотреть понятия: производственной и организационной структуры предприятия
дать характеристику общей структуре ОАО «Механический завод Калачинский»;
рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование общей структуры фирмы, а также рассмотреть направления его совершенствования.
Содержание
Введение………………………………………………………...…………... (3)
1. Теоретические основы производственной и организационной структур. (6)
1.1. Понятие производственной структуры и ее составные элементы….. (6)
1.2. Основные понятия и типы организационных структур…………….. (10)
2. Организация производственной и организационной структуры на ОАО «Калачинский мясокомбинат»…………………………………………… (18)
2.1. Краткая характеристика предприятия и основной продукции……. (18)
2.2. Функциональные подразделения предприятия и типы специализации цехов…………………………………………………………………… (21)
2.3. Организационная структура на предприятии………………………. (24)
2.4. Факторы, влияющие на производственную структуру……………. (27)
3. 3.Заключение……………………………………………………………… (29)
4. 4.Список используемой литературы……………………………………... (31)
Участки,
связанные между собой
Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.
Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации. Структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии. Отсюда возникла пирамидная структура управления организацией:
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно – коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация управления.
В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных так называемой системой участия.
В связи с этим появились такие формы организаций, как общества с ограниченной ответственностью. Они создаются юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Совместные предприятия создаются на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность.
Акционерное общество – организационная форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Холдинговые компании – держательские компании, создаваемые с целью владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм.
В
зависимости от характера связей
между подразделениями
Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Линейная
организационная структура
Таблица 1
Преимущества | Недостатки |
|
|
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональная организационная структура управления организацией. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
Д – директор; ФН – функциональные начальники; И – исполнители
Рис. 1. Функциональная структура управления
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 2).
Недостатки
как линейной, так и функциональной
структур управления в значительной
мере устраняются линейно-
Таблица 2
Преимущества | Недостатки |
|
|
Линейно-функциональная (штабная) структура управления
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
Д – директор; ФН – функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП – подразделения основного производства.
Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления
В
данном случае функциональные структуры
подразделения находятся в
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (таблица 3).
Таблица 3
Преимущества | Недостатки |
|
|
Матричная организационная структура управления.
Матричная
структура управления создается
путем совмещения структур двух видов:
линейной и программно-целевой. При
функционировании программно-целевой
структуры управляющее
В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение.
При
матричной структуре управления
руководитель программы (проекта) работает
не со специалистами, которые подчинены
непосредственно ему, а линейным
руководителям, и в основном определяет,
что и когда должно быть сделано
по конкретной программе. Линейные же
руководители решают, кто и как
будет выполнять ту или иную работу.
Матричная структура также
Таблица 4
Преимущества | Недостатки |
|
|
Информация о работе Производственная и организационная структура предприятия