Предприятие как производственно-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:07, курс лекций

Краткое описание

Сущность и среда предпринимательства.
Предприятие. Среда предпринимательства.
Предприятие: общие черты, характеристики, свойственные предприятию как системе.
Основные функции предприятия.
Среда предпринимательства.

Файлы: 1 файл

!ЭП лекции.docx

— 116.45 Кб (Скачать)

Основные  источники получения прибыли  – производственная и предпринимательская  деятельность. Величина прибыли зависит  от:

    • выбора правильного производственного профиля по выпуску продукции
    • создания конкурентных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сервис, послепродажное обслуживание, гарантийные условия, имидж организации)
    • объема производства и снижения издержек

Взаимосвязь показателей прибыли:

Выручка от реализации продукции – С/c продукции = Валовая прибыль

Валовая прибыль + Прочие доходы за минусом  расходов + Внереализационные доходы за минусом внереализационных расходов = Финансовый результат (прибыль до налогообложения)

Финансовый  результат – Налог на прибыль = Чистая (нераспределенная) прибыль

  1. Рентабельность производства: сущность и виды рентабельности.

Для оценки результативности и целесообразности деятельности организации определяют не только абсолютные показатели, т.е. массу прибыли, но и относительные, характеризующие прибыльность организации, и они называются показателями рентабельности.

Экономическая сущность рентабельности заключается  в том, что она показывает сумму  получаемой прибыли на 1 руб. затрат.

Существуют  такие виды рентабельности:

  1. Общая рентабельность – характеризует получение прибыли на 1 руб. произведенных затрат.

Rоб = (Поб/(Cоф +Мос))*100, где

Поб –  общая прибыль (балансовая)

Соф –  стоимость ОФ

Мос –  материальные оборотные средства

  1. Рентабельность продукции – показывает прибыльность производства конкретного вида продукции на единицу затрат.

Rпр = (Пр/С)*100, где

Пр  – прибыль от реализации продукции

С –  с/с единицы продукции

(Цена = С/с + Прибыль = С/c + C/c*R)

  1. Рентабельность продаж – характеризует долю прибыли в объеме предприятия.

Rт = (Пр/Q)*100, где

Q – объем продаж

  1. Рентабельность собственного капитала (фондорентабельность) – определяет эффективность использования капитала, инвестируемого собственниками предприятия, и показывает, сколько собственных денег прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками капитала.

Rф = (Пр/ССК)*100, где

ССК –  стоимость собственного капитала

  1. Определение размера нераспределенной прибыли.

ФР = По + (ОД – ОР) + (ВД – ВР) -> (корректировка затрат) Валовая прибыль для нужд налогообложения ->(минус) Доходы, облагаемые по другим ставкам; Льготное налогообложение; Рентные платежи -> Налогооблагаемая прибыль -> (минус налоги) Чистая прибыль.

ФН = Часть прибыли + АО (фонд накопления) – на инновационную и инвестиционную деятельность, воспроизводство ОФ

ФП = Часть прибыли + ФОТ (фонд потребления) (АО + ФОТ = С/c)

Лекция 11.Методология ценообразования на предприятии.

  1. Основы формирования цены: понятие, виды и функции цен.
  2. Методы формирования цены.
  3. Формирование ценовой стратегии.
  4. Основы формирования цены: понятие, виды и функции цен.

Цена  – денежное выражение стоимости  товара, необходимых затрат производства в конкретных условиях.

Цена  является основной формой возмещения затрат, созданием необходимых накоплений для расширения производства и образованием средств для стимулирования труда.

Цена  отражает:

  1. Произведенные затраты на производство и реализацию продукции.
  2. Потребительские свойства товара.
  3. Качество товара.
  4. Платежеспособность спроса населения.

Цена  выполняет следующие функции:

  1. Учетная, т.е. выполняет функцию необходимого измерения затрат в сфере производства и обращения.
  2. Стимулирующая – заключается в воздействии цены на темпы и эффективность развития общественного производства и использования стимулирующих надбавок, т.е. более высокой цены на высококачественный и конкурентный товар.
  3. Распределительная – исполнение данной функции лежит в плоскости распределения и перераспределения чистого дохода, созданного в различных отраслях экономики.
  4. Сбалансированность спроса и предложения – проявляется в согласовании потребности общества в определенных видах продукции и производственных возможностях их удовлетворения.

Виды цен:

  1. Принцип способа формирования цены:
    • Государственно регулируемые – устанавливаются путем использования различных инструментов и способов.

Способы регулирования:

      • Путем установления предельной нормы рентабельности

Ц = C/c + Пр = C/c + C/c*R, R = 20%

      • Государство может ограничить предельный уровень расходов при прохождении товара от производителя к потребителю

Производитель – крупные оптовики – мелкие оптовики – розница (еще  и НДС)

      • Государственные цены – государство полностью устанавливает цену на товар (энергоносители, товары монополистов).

Закупочные  цены – разновидность гос. цен  – цены, устанавливаемые гос-вом  для закупки сельхозпродукции, все затраты с/х производителей, а также необходимые доходы для развития с/х производителей.

    • Свободные – договорная цена между производителем и потребителем.
  1. Принцип зависимости от промежуточных звеньев:
    • Цена производителя, которая отражает все денежные затраты на изготовление и реализацию продукции.
    • Оптовая цена, по которой реализуются товары различным торговым организациям и которая включает цену производителя и издержки обращения.
    • Розничная цена, по которой реализуются товары населению. Включает оптовую цену и расходы и определенную прибыль розничного звена.
  1. В зависимости от места возникновения:
    • Внутренняя, по которой реализуются товары на внутреннем рынке.
    • Экспортная, по которой реализуются товары на внешнем рынке (она ниже).
  1. Цены на условия поставок:
    • Ж/д и автомобильные
    • Морские и авиаперевозки

В договорах купли-продажи и  установления таких цен включено условие поставки, распределение обязанностей при поставке, условия погрузки и выгрузки, порядок отнесения штрафов, исчисление премий и условия страхования груза (франко – термин, который означает, что часть расходов по транспортировке или отгрузке совершается за счет продавца и не оплачивается покупателем – франко-вагон – до загрузки в вагон; в морских и авиаперевозках – сиф, каф, фот)

  1. Методы формирования цены.

Основа методики – принцип  промежуточных звеньев.

Ц = [С + П + АН] + [Со + По] + [Ср + Пр] + НДС – розничная цена, [Ср + Пр] – торговая наценка

Ц = [С + П + АН] + [Со + По] – оптовая цена, [Со + По] – оптово-снабженческая наценка

Ц = [С + П + АН] – цена производителя, АН – акцизный налог

Методы:

    1. Метод установления цены на основе издержек производства.

Самый распространенный и  простой метод. Разновидности –  метод полных затрат, метод ориентации на усредненные затраты, метод предельных затрат, метод определения цен на базе стандартных издержек.

Цена учитывается исходя из расчета издержек производства и  добавления расчетной величины прибыли - затратная и прибыльная части.

При расчете величины прибыльной части учитываются следующие  факторы: средняя по виду экономической  деятельности норма прибыли, существующая нома ссудного %, средняя скорость оборота  капитала, уровень конкуренции.

При расчете затратной  части учитываются следующие  разновидности затрат:

    1. Полные – по статьям калькуляции.
    2. Среднесложившиеся затраты на производство данного вида товара, используются, когда рынок стабилен в течение длительного периода времени, а также в случаях незначительного изменения конъюнктуры рынка.
    3. Предельные затраты  - используются в случае, когда организация планирует расширить масштаб производства и сбыта.
    4. На базе стандартных издержек – используется при производстве новой продукции. Он основан на расчете затрат, которые фирма планирует понести при существующих условиях производства на основе имеющихся нормативов. Расчет осуществляется до начала производства и приводит к определению объема загрузки мощностей.
    5. Методы с ориентацией на спрос.

Использование предполагает исследование уровня спроса на товар, и изменение цен ставится в  зависимость от изменения спроса на товар таким образом, что цена увеличивается в тот момент, когда  спрос относительно велик и наоборот. При этом фирма не обращает внимания на уровень издержек. Трудность заключается в расчете альтернативных вариантов цен с использованием коэффициента эластичности по цене.

    1. Методы с ориентацией на уровень конкуренции.

В данном случае учитывается  структура рынка, и фирма устанавливает  цену выше или ниже конкурента. Отличительной  особенностью данной группы методов  является то, что не сохраняется  постоянная зависимость ценами, затратами и уровнем спроса. Фирма не будет менять цену, если конкурент не меняет цену.

Разновидностью является:

      • Метод текущей цены – применяется тогда, затраты являются трудноизмеримыми, считая, что крупные фирмы, которые работают на рынке, измерили затраты и их цену можно использовать для ориентира
      • Метод «запечатанного конверта», или тендера – цена предлагается организации исходя из уровня цен конкурентов, либо из уровня цен затрат конкурентов и используется в основном в системе гос. заказов.
  1. Формирование ценовой стратегии.

 

 

 

 

 


Информация о работе Предприятие как производственно-экономическая система