Предмет и значение курса «экономика предприятия». Нормирование труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

До настоящего времени нет общепринятого толкования понятия «экономика предприятия». В ряде случаев исходя из семантики слова его связывают с хозяйствованием, в других – с системой экономических отношений по поводу результатов производства и т.д. Отсутствие такого определения затрудняет организацию работы по выбору форм хозяйствования, понимание логики его ведения, определение места и роли предприятия в реализации основной экономической проблемы: удовлетворение увеличивающихся потребностей в условиях дефицита ресурсов.

Оглавление

Предмет и значение курса «экономика предприятия» …......……….3стр.
Нормирование труда ………………………………………………….9стр.
Задача 41(1)…………………………………………………………...10стр.
Задача 43(1)…………………………………………………………..13стр.
Тест №1…………………………………………………………..……14стр.

Файлы: 1 файл

экономика организациb.docx

— 32.69 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Предмет и значение курса «экономика предприятия» …......……….3стр.
  2. Нормирование труда ………………………………………………….9стр.
  3. Задача 41(1)…………………………………………………………...10стр.
  4. Задача 43(1)…………………………………………………………..13стр.
  5. Тест №1…………………………………………………………..……14стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА 'ЭКОНОМИКА  ПРЕДПРИЯТИЯ'

До  настоящего времени нет общепринятого  толкования понятия «экономика предприятия». В ряде случаев исходя из семантики слова его связывают с хозяйствованием, в других – с системой экономических отношений по поводу результатов производства и т.д. Отсутствие такого определения затрудняет организацию работы по выбору форм хозяйствования, понимание логики его ведения, определение места и роли предприятия в реализации основной экономической проблемы: удовлетворение увеличивающихся потребностей в условиях дефицита ресурсов.В толковании сущности «экономика предприятия» следует исходить прежде всего из установления места и роли предприятия в решении основной экономической проблемы.В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и т.д.Выплачивая федеральные и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.).Каждое предприятие самостоятельно принимает решение (В данном случае понимается, что решение принимает руководство предприятия) в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.Интересами предприятия являются обеспечение достаточно приемлемого уровня жизни (в форме заработной платы и удовлетворения ряда социальных благ) для своих работников, а также динамичное стабильное развитие производственной базы предприятия и выплаты соответствующих налогов.Степень их удовлетворения зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия, включающих не просто получение дохода и прибыли от реализации продукции и услуг, но и объем применяемых производственных фондов (основные и оборотные производственные фонды) и совокупность других потребительных стоимостей (социальный сектор), накопленных предприятием на каждый данный момент времени со дня его развития.Натурально-вещественный состав этих элементов в своей совокупности представляет не что иное, как экономику предприятия.

Экономика предприятия – это совокупность факторов производства (собственных  и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и  т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и другое), доходов  или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.Их стоимостная оценка характеризует уровень и масштабы развития экономики предприятия. Последнее зависит от многих факторов: от умения найти оптимальные пропорции между ресурсным обеспечением, количеством и качеством выпускаемой продукции, с одной стороны, и объемом продаж, доходов от ее реализации и прибылью, с другой стороны.Характер и степень эффективности реализации этих факторов зависят от воздействия и учета внешних и внутренних условий развития предприятия. К внешним условиям относится рыночная система хозяйствования.В конечном итоге, функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы, доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, которые по своему содержанию и назначению довольно многочисленны.

Условно их можно разделить на три группы:

1. Факторы ресурсного обеспечения  производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

2. Факторы, обеспечивающие желаемый  уровень экономического и технического  развития предприятия (НТП, организация  труда и производства, повышение  квалификации, инновации и инвестиции  и т.д.).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую  эффективность производственно-хозяйственной  деятельности предприятия (умение  вести высокоэффективную коммерческую  и снабженческую деятельность).

Какой-либо строго очерченной грани между этими  группами нет. К примеру, большая  часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и  определяет его технический уровень.Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.Несколько в стороне стоит третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями. Их реализация направлена на:

∙ обеспечение ритмичности производства путем определенной организации  его обеспечения всеми необходимыми ресурсами для производства товаров  в качестве и количестве, позволяющем  удовлетворять требования рынка;

∙ снижение издержек производства или  их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной  коммерческой работы;

∙ получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое  развитие предприятия.Это достигается путем проведения маркетинга товара. Их различная роль в производстве товаров и его развитии определяет специфику использования каждой группы факторов.Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу их большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу – достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.Но это только одна сторона вопроса, другая состоит в необходимости рационального использования наличных производственных ресурсов, что потребует прежде всего рассмотрения содержания таких экономических категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений. Без них невозможно решение проблемы: что, сколько, как, в каком виде производить. Необходим постоянный контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции и оказанием услуг. В частности, в принятии решения «что и сколько производить?» большое значение имеет знание средних издержек производства на единицу продукции.Но этого недостаточно. Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать масштабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). Дело в том, что с ростом масштабов производства, вызванного дополнительным приобретением средств производства, себестоимость единицы продукции снижается. Но это снижение не может быть беспредельным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость. Иными словами, надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат. На практике это означает получение как можно большей прибыли.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:первый – за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции;второй – связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). Величина прибыли в данном случае зависит от правильной производственной направленности (выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособности продукции (цена, сроки поставки, обслуживание и т.д.); объемов выпускаемой продукции и, наконец, от структуры снижения издержек производства;третий – от инновационной деятельности. Стремление предприятий к получению прибыли напрямую связано с системой налогов, которыми облагается прибыль предприятия, и их размером. Французский философ М.Монтескье по этому вопросу сказал: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается». Иными словами, размер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной деятельности. На величину прибыли влияет и характер формирования цен и их регулирование со стороны государства.Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности. Само по себе использование того или иного фактора вне связи с другими еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений. Требования к управлению условно можно выразить так: знает – может –хочет – успевает. Достаточно отсутствия одного из элементов, и система рушится.Но чтобы выполнить эти требования, управление должно иметь свою собственную внутреннюю содержательную организацию.Характерными чертами рыночных отношений является вовлечение в сферу их интересов не только крупного бизнеса, но и огромного количества предпринимателей, частных собственников, с одной стороны, и динамичность протекания хозяйственных процессов – с другой. Это и предопределило необходимость изучения коммерческой и предпринимательской деятельности, особенностей ее проявления в различных видах бизнеса, организации малых предприятий. Конечно, нет и нельзя найти единого рецепта на все случаи жизни и ответа на вопрос: как правильно хозяйствовать? Но вместе с тем мировая практика работы процветающих фирм и компаний выработала некоторые общие подходы по реализации эффективной хозяйственной деятельности. В пособии указывается, что в деятельности фирм ответ на эти вопросы начинается с установления сильных и слабых сторон работы предприятия, исходящих из установленных целей и задач его развития. 
 
 
 

Нормирование  труда

Нормирование  труда проводят, чтобы установить, сколько нужно затратить труда  на изготовление одного изделия, конечно, в определенных условиях организации  производства. Эта работа — важная составная часть научной организации  труда  (НОТ).Мера затрат труда выражается в норме труда. Она имеет несколько видов.Основной вид нормы труда — норма времени, т.е. количество времени, необходимое для изготовления данного изделия или выполнения данной операции. Например, на изготовление ключа рабочему устанавливают норму времени 5 мин.Другой вид нормы труда — норма выработки, т. е. объем работы, который необходимо выполнить за час в одну смену. Например, рабочий за смену должен изготовить 96 ключей: это и есть его сменная норма выработк. Нормы выработки устанавливаются в штуках, тоннах, метрах. Они могут быть часовыми, дневными, месячными.

Еще один вид  нормы труда — норма обслуживания. Она применяется в тех случаях, когда установить норму выработки  или норму времени невозможно. Норма обслуживания — это количество единиц оборудования, например ткацких  станков, веретен, которые должны обслужить  рабочий или группа рабочих за определенное время. Нормы времени, нормы выработки и нормы обслуживания могут быть индивидуальными (для  отдельного рабочего) или коллективными (для групп рабочих или бригады). 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 41(1)

По исходным данным определить:

  • Ежемесячную, годовую амортизацию,
  • Износ,
  • Остаточную стоимость основных средств на 01.01.2005 г.
 

Исходные  данные:

Вид основных средств. Год покупки, приобретения. Балансовая  стоимость, тыс. руб.
А) Здание администрации (кирпичное, 2-этажное) 05.1996г. 4720,6
Б) Автомобиль легковой «Жигули» 06.2004г. 132,1
 

Решение:

А) N арм. Здания администрации (кирпичное, 2-этажное) – 1,2%

1.Срок эксплуатации = 100% ÷ N арм . %

      Срок эксплуатации = 100% ÷ 1,2% =83,3 г.

Информация о работе Предмет и значение курса «экономика предприятия». Нормирование труда