Повышение рентабельности работы предприятия автомобильной отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………2
2.Рентабельность. Теория………………………………………………………...……6
3.Рентабельность в автомобильной отрасли (АО)…………………………………...11
4.Мнение экспертов о рентабельности в АО в РФ…………………………………17
5.Государственная концепция повышения эффективности в АО РФ…………….21
6.Реальные пути повышения рентабельности в АО РФ. Примеры………………...37
- «Автоваз»
- ДУП «Автомобильный парк №14»
- ОАО "Кондопога"
7.Заключение……………………………………………………….………………...56
8.Список литературы………………………………………………………...………58

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика отрасли.docx

— 99.27 Кб (Скачать)

Станислав ШВАГЕРУС, генеральный  директор Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП):

- В мировой практике  нормальная рентабельность для  автопредприятий составляет 20 - 25%. При  таких показателях можно обновлять  примерно 10% парка автомобилей. В  связи с тем, что действующая  в России налоговая система  поощряет дробление крупных предприятий,  из-за отсутствия правил игры  на рынке автоперевозок рентабельность  крупных автокомбинатов составляет  всего 0,4%. Но эти данные касаются  всего лишь 1 -2% рынка. По остальным  предприятиям статистику проследить  невозможно. По мнению отдельных  экспертов, в теневой сфере  автоперевозок ежегодно находится  до $90 млрд оборотных средств.

Повышению рентабельности автомобильных  перевозок могут способствовать установление правил игры в отрасли  и внедрение принципов саморегулирования.

Антонина КАМЧАТОВА, пресс-секретарь  Ассоциации международных автомобильных  перевозчиков (АСМАП):

- На рентабельность грузовых  перевозок с негативной стороны  сильно влияют простои автотранспорта. В случае международных автоперевозок  они могут быть вызваны трудностями  с получением виз. Машина зарабатывает  деньги, только когда перевозит  грузы. Если она стоит - ни  о какой рентабельности говорить  не приходится.

Международные перевозчики смогут повысить рентабельность при активной поддержке государства, предоставляющего налоговые преференции. Так, многие автотранспортные предприятия  используют льготную систему налогообложения - так называемый единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Ее могут  применять только владельцы парка, не превышающего 20 автомобилей. ЕНВД позволяет  снизить налоговую нагрузку на предприятие  более чем в два раза.

Большую роль в повышении  рентабельности играют также объективные  факторы: стабильный рост внешней торговли и благоприятная рыночная конъюнктура.

Михаил КОЗЛОВ, вице-президент  «Российского автотранспортного союза»:

- Понять, какова рентабельность  грузовых автомобильных перевозок,  очень сложно, потому что нет  соответствующего учета: большинство  расчетов между перевозчиками  и их клиентами совершаются  наличными. Проездные документы  - путевой лист, товарно-транспортная  накладная - никем не контролируются, и не ведется их учет как  бланков строгой отчетности, что  и позволяет производить наличные  расчеты. Тем не менее можно сделать вывод, что грузовые автомобильные перевозки в нашей стране практически нерентабельны. Запасные части все время дорожают, растут цены на топливо и энергоресурсы. Особенно для автотранспортников ощутим рост цен на бензин и дизельное топливо. Раньше государство оказывало влияние на динамику цен в этой сфере, сейчас же этого не происходит.

Низкая рентабельность автоперевозок  является следствием еще одного фактора: по состоянию на 1990 год грузовиков было порядка 2,8 млн, сейчас их - около 5 млн. А объемы производства и, соответственно, перевозок упали. Поэтому как минимум третий грузовой автомобиль на этом рынке - лишний. Однако такие машины никто не спешит списывать, надеясь, что в будущем ситуация изменится.

Виталий ЕФИМОВ, президент  «Союза транспортников России»:

- В 1989 году в Российской  Федерации было 2 млн 200 тыс. автомобилей, которые перевозили около 13 млрд тонн грузов. В настоящее же время число грузового автотранспорта достигло почти 5 млн единиц, а перевозит он всего 6,5 млрд тонн грузов. По оценкам экспертов, почти 70% автоперевозчиков работают по «серым схемам, поэтому их рентабельность оценить очень сложно. Остальные же находятся на критическом уровне рентабельности.

Чтобы повысить рентабельность автомобильной отрасли, необходимо восстановить технологии конвейерных  перевозок грузов, формировать рациональные маршруты. Однако пока это сделать  сложно: транспортная отрасль сейчас раздроблена: основная масса перевозчиков имеет парк, не превышающий 10 машин. На внутреннем рынке пока не созданы  экспедиторские и операторские компании, которые могли бы качественно  оказывать услуги. Они создаются  пока только международными перевозчиками. Для появления таких структур необходима мотивация государства.

Георгий ДАВЫДОВ, президент  Национальной ассоциации транспортников:

- Те автотранспортные  предприятия, которые существуют  еще со времен Советского Союза,  по моим данным, пришли в упадок  и перестали осуществлять междугородные  перевозки. Хотя они еще обеспечивают  транспортные потребности отдельных  городов. На рынке автоперевозок  остались транспортные подразделения  экспедиторских компаний или  промышленных предприятий. Об  их рентабельности можно говорить  весьма отвлеченно. Подобные структуры  получают прибыль от производства  промышленной продукции или экспедиторских  услуг, складской переработки.  За счет этого есть возможность  осуществлять перекрестное субсидирование  транспортных подразделений. Поэтому  их низкая рентабельность перестает  ощущаться. 

Что касается грузовых перевозок  для населения (например, перевозок  мебели), то подобные услуги находятся  за рамками какой бы то ни было статистики. Эта сфера деятельности развита активно, но понять, какая там рентабельность, невозможно. Думаю, что очень неплохая: налоги такие перевозчики, как правило, не платят, ремонтная база находится в самом примитивном виде, серьезных капиталовложений туда никто не делает.

Что касается международных  перевозок, то там тоже не наблюдается  высокой рентабельности: ее «съел» скачок цен на топливо. К тому же за последние 10 лет дважды повышался уровень требований к экологическим характеристикам автотранспорта. Это вызвало необходимость обновления парка или его модернизации. За счет этого рентабельность несколько снижена. При этом, работая на международных перевозках, транспорт имеет достаточно большой процент порожнего пробега. Работая между городами России, машина может всегда получить какую-то загрузку. Что касается международных маршрутов, то там часто дело ограничивается выполнением контрактов. Кроме того, в международных перевозках много коррупционных факторов, которые порождают лишние расходы для транспортных предприятий.

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что при всей сложности  оценить рентабельность автотранспортных предприятий,  есть проверенные схемы,  законодательство в налоговой сфере  и возможности её повысить. Далее  мы постараемся их рассмотреть более  детально и привести примеры.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ (выдержки)

Концепция развития автомобильной промышленности России (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего  рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной  техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает  накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной  политики в области развития автомобилестроения.

Концепция рассчитана на период до 2010 года.

I. Цели, задачи и  приоритеты Концепции

« Создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение, а  также повышение эффективности  производства современной конкурентоспособной  автомобильной техники, удовлетворяющей  потребности населения, государства  и субъектов хозяйствования…

Указанные цели (…):

- насыщение  транспортного комплекса страны  современной автомобильной техникой, соответствующей международным  требованиям по экологии и  безопасности;

- совершенствование  экономической и социальной инфраструктуры  автомобильной промышленности;

- создание  благоприятных условий для ввода  в действие и эффективной эксплуатации  новых мощностей по производству  автомобильной техники;

- развитие  конкуренции в сфере изготовления  автомобильной техники, ее сбыта  и оказания сервисных услуг;

- обеспечение  финансовой прозрачности деятельности  предприятий и организаций автомобильной  промышленности;

- повышение  производительности труда;

- проведение эффективной таможенно - тарифной политики, направленной на оптимизацию таможенных пошлин на автомобильную технику и автомобильные компоненты;

- поэтапная интеграция России в мировой автомобильный рынок;

- организация с участием стратегических инвесторов, в том числе иностранных, новых производств по выпуску автомобильной техники и комплектующих изделий;

- повышение уровня обороноспособности государства за счет разработки и выпуска военной автомобильной техники нового поколения, в том числе двойного назначения.

Приоритетными направлениями развития производства автомобильной техники и автомобильных  компонентов являются:

- организация выпуска конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей перспективным международным требованиям;

- увеличение производства легковых автомобилей особо малого и малого классов;

- обновление парка автобусов общественного пользования за счет выпуска автотранспортных средств с улучшенными потребительскими свойствами, а также автотранспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов;

- расширение производства автомобильных компонентов высокого технического уровня;

- углубление производственной кооперации в автомобилестроении и смежных отраслях;

- повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности.

II. Современное состояние  автомобильной промышленности России

(…) Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.

В российской автомобильной промышленности активно  происходят процессы интеграции автомобильных  заводов, а также производителей автомобильных компонентов в  укрупненные бизнес - группы.

С участием ведущих мировых автомобильных  фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных  агрегатов, узлов и компонентов  автомобилей.

Развернуты  производства по сборке отечественных  автомобилей в ряде иностранных  государств.

Действует гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих  изделий в соответствии с принятыми  Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.

Автомобильная промышленность обладает необходимым  научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами  для создания и внедрения перспективных технологий. Широко используются для нужд автомобилестроения возможности предприятий оборонно - промышленного комплекса.

Производство  военной автомобильной техники  базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.

Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов и автомобильных  компаний. Это в значительной мере определяет отставание отечественной  автомобильной техники от современных  требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.

III. Прогноз развития  автомобильного рынка России  на период до 2010 года

В 2001 году на внутреннем рынке было реализовано  около 1,4 млн. легковых автомобилей, в  том числе более 900 тыс. автомобилей  отечественного производства, около 450 тыс. автомобилей поступили из-за границы, в том числе 90 тыс. новых  автомобилей.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2 - 2,5 млн. штук.

Парк  легковых автомобилей возрастет  к 2010 году с 21,2 до 30 - 33 млн. штук, в том  числе иностранного производства с 4,6 до 7 - 8 млн. штук. При этом число  легковых автомобилей на 1 тыс. жителей  увеличится со 140 до 245 штук.

Объем продажи  автобусов в 2001 году составил около 60 тыс. штук, из них около 8 тыс. автобусов  поставлено из-за границы.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка автобусов  до 67 - 70 тыс. штук, при этом доля продажи  автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов  до 16 - 17 процентов.

Парк  автобусов в России в 2001 году составил более 660 тыс. штук, в том числе  около 140 тыс. автобусов общественного  пользования. Ожидается его незначительное увеличение.

Объем продажи  грузовых автомобилей на внутреннем рынке в 2001 году составил более 200 тыс. штук.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза.

Информация о работе Повышение рентабельности работы предприятия автомобильной отрасли