Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа
Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой.
1.Введение………………………………………………………………………………2
2.Рентабельность. Теория………………………………………………………...……6
3.Рентабельность в автомобильной отрасли (АО)…………………………………...11
4.Мнение экспертов о рентабельности в АО в РФ…………………………………17
5.Государственная концепция повышения эффективности в АО РФ…………….21
6.Реальные пути повышения рентабельности в АО РФ. Примеры………………...37
- «Автоваз»
- ДУП «Автомобильный парк №14»
- ОАО "Кондопога"
7.Заключение……………………………………………………….………………...56
8.Список литературы………………………………………………………...………58
Для правильной организации
своего дела нужно изучать экономические
показатели, тщательно контролировать
финансовое положение, а также продуманно
и правильно планировать
Позитивное влияние на повышение рентабельности предприятия оказывают мероприятия, направленные на оптимизацию использованного рабочего времени.
К ним относится:
- поддержание
оптимального числа рабочего персонала;
- снижение затрат на подразделения, которые
являются сопутствующими и не участвуют
в производстве;
- постоянная работа над повышением уровня
квалификации работников, посредством
чего, будет улучшаться производительность
труда, опережая среднюю заработную плату;
- использование прогрессивных систем
оплаты, повышение заинтересованности
рабочих в улучшении производительности;
- автоматизация процессов производства,
которая снижает затраты на фонд оплаты
труда;
- повышение мотивации труда.
Также имеет существенное
значение сокращение размера накладных
затрат на эксплуатацию и менеджмент
производственного процесса. Этому содействует
рост объемов производства продукции
за счет осуществления реконструкции,
технического обновления предприятия,
снижения размера административно-
Анализ безубыточности (порога рентабельности) также является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики.
Основные задачи финансового анализа:
- Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно
погасить краткосрочные обязательства;
- Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений;
- Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом;
- Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.
- Анализ эффективности использования имущества;
- Оценка рискованности деятельности предприятия;
- Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых
условий деятельности.
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в
современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется
постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).
Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
Рентабельность в автомобильной отрасли.
Весь автомобильный транспорт России, по данным, опубликованным в журнале «Автомобильный транспорт» № 3- 2000 г., сейчас насчитывает свыше 23 млн. единиц подвижного состава. В том числе грузовых – 3 млн., автобусов - 500 тыс., служебных легковых – 400 тыс. Транспортные услуги наряду с 6 тыс. специализированных предприятий выполняют свыше 200 тыс. индивидуальных предпринимателей, работающих на рынке транспортных услуг. Налицо конкурентная среда, а что она несет в себе предприятию. Заслуживает пристального внимания по этому поводу мнение Медведева В.Н. Он говорит, что с «учетом ограниченного спроса на транспортные услуги и наличия избыточного подвижного состава на рынке транспортных услуг наблюдается высокая степень конкуренции, и это крайне негативно отражается на деятельности субъектов грузового автотранспорта, особенно на АТП с достаточно крупной и подготовленной производственной базой. Ведь не секрет, что если на площадке стоит щит с названием фирмы и больше ничего нет, то естественно эта фирма может предложить транспортные услуги по более низким тарифам, чем оснащенное по последнему слову техники автотранспортное предприятие общего пользования. Потому что этим предприятиям надо содержать эту самую базу, платить налоги и заработную плату довольно большому штату работников и т.д.» Получается, что рыночные отношения ведут нас в пещерный век. Высказывая это недоумение, Медведев подкрепляет его такими фактами, что в 2008 г. по сравнению с 2009 г. выработка на один автомобиль снизилась по тоннам и тоннокилометрам в 2,6 раза. Коэффициент использования парка составил (0,3), т.е. семь машин из десяти целый год простаивали без работы. Вот вам и рынок.
Некоторые ученые-экономисты, в частности Вельможин А.К. и Гладков В.П. , вообще отрицают само понятие «рынок транспортных услуг». Они пишут, что рынок имеет три особенности: свобода производства (свобода предложения), свобода спроса (выбор партнера) и свобода установления цен (невмешательство государства). Отсутствие хотя бы одного из этих трех элементов указывает на то, что рынка нет. Лицензирование, установление тарифов, принятие различных нормативных актов – это еще не многие моменты, которые говорят о том, что рынка оказания автотранспортных услуг нет, есть отрасль автомобильного транспорта, деятельность которой регулируется государством. Я отчасти не согласна с этими авторами. Рынок транспортных услуг есть. Потому что налицо тесные взаимоотношения между потребителями и поставщиками услуг, имеет место достаточно жесткая конкуренция, о которой уже упоминалось. А регулирование – не есть вмешательство, а только направление в нужное русло того потенциала, которым обладает автомобильный транспорт России. В этой же работе Вельможин А.К. и Гудков В.П. поднимают проблему, о которой говорил Медведев. Они говорят, что и при плановой и при рыночной экономике оценка эффективности хозяйственной деятельности определяется как разница между результатами производства и затратами производственных ресурсов. В настоящее время, когда износ основных фондов автомобильного транспорта составляет по России 50 %, необходимо создание условий для инвестиций как за счет собственных доходов АТП бывшего автомобильного транспорта общего пользования, так и привлекаемых средств целевой государственной поддержки, а также за счет изменения порядка продажи нового подвижного состава. Укореняющаяся практика, когда предприниматель, приобретая автотранспорт, не заботится и не вкладывает средства в производственную базу, приводит к диспропорции в основных фондах, диспропорции между стоимостью подвижного состава и производственно-технической базы и ставит в неравные условия организации перевозок частных владельцев новых автомашин и действующих АТП. И как временную меру ученые предлагают ввести дополнительные инвестиционные сборы, пропорционально стоимости подвижного состава при постановке автомобиля на учет для предпринимателей, не имеющих соответствующей производственно-технической базы.
Ни для кого не секрет, что в условиях рынка основной вид деятельности – перевозка грузов и пассажиров – часто не обеспечивает возможностей не только для расширенного, но и для простого воспроизводства.. Как выход из положения Абалонин С.Л. предлагает в АТП находить и выделять стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), способствующие наиболее эффективному достижению целей АТП. Деятельность АТП может осуществляться как в одной СЗХ, так и в комплексе. Для АТП СЗХ могут быть:
- организация
перевозок грузов и пассажиров
в городском и пригородном
сообщении (как правило, –
- организация междугородних и международных перевозок;
- организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей для сторонних организация и частных лиц;
- организация
инструментального контроля
- организация
более полной загрузки
- создание
на базе АТП других, не связанных
с основной деятельностью
Детальная проработка и реализация АТП перспективных стратегических зон хозяйствования позволит АТП быть не пассивным., а активным участником рыночных отношений, свободно ориентироваться в постоянно меняющейся конъюнктуре рынка.
Рошаль Л.Я., заместитель директора
Ряд авторов размышляет над вопросом эффективности использования
грузового автотранспорта внутри
предприятия. Мы знаем, что основным
показателем эффективности
Подольский В.И. пишет, что «на современном этапе развития экономики важнейшее место в системе управления любого хозяйственного субъекта занимает бухгалтерский учет. При этом с увеличением трудоемкости учетных процедур возрастает необходимость совершенствования методологии бухгалтерского учета и его автоматизации. Непосредственно автоматизация учета затрат на производство проводится применительно к организации и технологии производственного процесса конкретного предприятия на основе действующей отраслевой инструкции».
Автоматизация учета затрат на производство автотранспортных услуг, автоматизация учета основных средств без сомнения окажут немаловажное влияние на улучшение учета и повышение эффективности производства в целом по предприятию.
Савицкая Г.А. пишет, что «от того, насколько эффективно используется парк грузовых машин, зависит себестоимость перевозок, а, следовательно, и финансовые результаты деятельности. Поэтому поиск резервов более эффективного использования грузовых машин, снижения себестоимости автотранспортных услуг в каждом предприятии имеет большое значение».
Итак, как мы выяснили, существует немало способов адаптации как
системы автомобильного
Развитие рыночных отношений заставило многие предприятия изменить своим стереотипам, заставило действовать и решать проблемы по-другому: более оперативно и на более высоком уровне. Развития современных технологий и коммуникаций заставляет руководителей предприятий искать «свободные ниши» на рынке не только транспортных услуг, но и других областей народного хозяйства.
Мнение экспертов о рентабельности работы предприятий в автомобильной отрасли в РФ.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СКРЫВАЕТСЯ «В ТЕНИ» («Гудок», 08.12.2006)
Денис ВИКСНЕ
Представители общественных организаций транспортной отрасли, опрошенные «Гудком», считают, что о рентабельности в автомобильных перевозках можно говорить весьма условно. Когда большинство перевозчиков работает «в тени», отсутствует статистика, опираясь на которую, можно судить о рентабельности.
Информация о работе Повышение рентабельности работы предприятия автомобильной отрасли