Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование эффективности труда персонала и разработка мероприятий по ее повышению.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективности труда персонала;
- провести анализ эффективности труда персонала ОАО «Полет»;
- разработать направления повышения эффективности труда персонала ОАО «Полет».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4-6
ГЛАВА 1. Эффективность труда персонала: показатели и направления повышения эффективности
1.1 Персонал предприятия как объект управления……………………...7-11
1.2 Показатели эффективности труда персонала………………………12-17
1.3 Направления повышения эффективности труда персонала предприятия………………………………………………………………17-27
ГЛАВА 2. Анализ эффективности труда персонала ОАО «Полет»
2.1 Характеристика и анализ организационной структуры ОАО «Полет»………………………………………………………………...….25-31
2.2 Анализ состава и структуры персонала…………………………….31-38
2.3 Анализ эффективности организации и оплаты труда……………...38-42
2.4 Анализ уровня оплаты труда и его влияние на производительность труда работников ОАО «Полет»………………...42-45
2.5 Анализ социально – психологического климата как фактора эффективности труда персонала………………………………………...45-51
2.6 Предложения по повышению эффективности труда работников ОАО «Полет»
2.6.1 Мероприятия по улучшению социально-психологического климата в трудовом коллективе……………………………………………………..51-54
2.6.2 Мероприятия по совершенствованию условий труда персонала………………………………………………………………….55-57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58-59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………60-61
Итак, труд работников характеризуется показателем производительности труда. Результат трудовой деятельности оценивается выработкой продукции в единицу времени с учетом экономии труда, овеществленного в сырье и материалах.
Повышение эффективности труда является важной задачей для предприятия. Основными факторами, влияющими на повышение производительности труда, являются уровень заработной платы работников, показатели выручки от реализации продукции и объем производства продукции [18, с. 40-41].
Характерной чертой производства
является материальное и моральное
поощрение труда. В ОАО «Полет»
разработаны и применяются методы
морального и материального
Суть же оплаты труда, заработной платы, состоит в том, что она должна соответствовать ряду принципов. Так, темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы; заработная плата должна находиться в полном соответствии с результатами труда; величина заработной платы должна начисляться относительно тарифных ставок и должностных окладов и должна учитываться сложность работы на предприятии [19, с.45-46]. По итогам проведенного анализа, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные принципы находят свое отражение в ОАО «Полет». Так, учет заработной платы способствует повышению трудовой активности работников, улучшает использование средств производства и рабочего времени, и как следствие, повышает производительности труда.
Таким образом, уровень оплаты труда прямым образом влияет на уровень производительности труда и эффективности работы всего предприятия.
2.5 Анализ социально
– психологического климата
Наиболее частой причиной
внезапного падения производственных
и коммерческих показателей предприятия
является ухудшение социально-
Социально-психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с решением определенной задачи (производственной, научной, коммерческой) и наличием у ее участников единой цели.
Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей [8, c.78-81].
Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Ответственность - контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.
Контактность и открытость - определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.
Социально-психологический
климат в подразделении во многом
зависит от уровня совместимости
и сработанности членов группы. Совместимость
и сработанность определяют степень
взаимосвязанности и
Особенности психологического
климата в подразделениях влияют
на производственные, социальные и
социально-психологические
Методика оценки социально-психологического
климата в трудовом коллективе позволяет
делать периодические «срезы» с
целью диагностики состояния
психологического климата в коллективе,
прослеживать эффективность тех
или иных мероприятий и их влияние
на психологический климат. Такие
измерения полезны при изучении
степени адаптации новых
Методика позволяет
Опросу по данной методике подвергся трудовой персонал цехов №1, №2, №3 ОАО «Полет». Опросный лист представлен в Приложении 4.
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений в каждом коллективе (цехе) в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; -1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого цеха на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 - на ответы-утверждения; 7, 8, 9 - на ответы по шкале «1-9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
Отрицательная оценка (-1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 - на ответы-утверждения; 1, 2, 3 - на ответы по шкале «1-9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й - к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й - к когнитивному.
Результаты тестирования промышленно-производственного персонала на предприятии ОАО «Полет» по экспресс-методике А.С. Михайлюка, Л. Ю. Шарыто (баллы) приведены в Таблице 2.7.
Таблица 2.7
Результаты тестирования промышленно-производственного персонала на предприятии ОАО «Полет» по экспресс-методике
А.С. Михайлюка, Л. Ю. Шарыто
Показатель |
Цех №1 |
Цех №2 |
Цех №3 |
Стремление к сохранению целостности группы |
2,1 |
5,5 |
2,7 |
Сплоченность (единство отношений) |
3,7 |
6,0 |
2,4 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
4,3 |
5,4 |
3,3 |
Открытость |
2,2 |
5,7 |
1,2 |
Организованность |
5,5 |
4,5 |
5,3 |
Информированность |
3,1 |
3,5 |
3,6 |
Ответственность |
5,8 |
5,8 |
5,4 |
Итого |
26,7 |
36,4 |
23,9 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что во всех трех производственных цехах ОАО «Полет» имеется различный социально-психологический климат. Так, по общим оценкам наиболее благоприятный социально-психологический климат сложился в цехе №2 (36,4 балла), а наименее благоприятный – в цехе №3 (23,9 балла). Об этом свидетельствует напряженность в отношениях между сотрудниками данного структурного подразделения, недовольство рабочим местом, заработной платой, монотонностью работы и т.д. А также в коллективе цеха №3 наблюдается неудовлетворенность несогласованностью в действиях руководящего состава и рядовых работников в силу их личностных особенностей, что приводит к различным формам и стратегиям конфликтного поведения работников.
На следующем этапе
обработки для каждого
Э = Е(+) - Е(-) /n
(2.6)
где Е(+) - количество всех положительных ответов;
Е(-) - количество всех отрицательных ответов;
n - число сотрудников, принявших участие в опросе.
Итак, рассмотрим полученные результаты по изучению социально-психологического климата ОАО «Полет» по данной экспресс-методике (Таблица 2.8).
Таблица 2.8
Результаты анализа социально-психологического климата в коллективе ОАО «Полет» по экспресс - методики
Номер цеха |
Эталонный показатель |
Средний балл по цеху |
1 |
+1 |
0,25 |
2 |
+1 |
0,54 |
3 |
+1 |
-0,33 |
Согласно результатам проведенного анализа, можно сказать, что в целом социально-психологический климат на предприятии ОАО «Полет» является благоприятным, поскольку средняя оценка по трем производственным цехам составляет 0,36 балла. Однако в цехе №3 средний балл составил -0,33, что свидетельствует о том, что социально-психологический климат в этом цехе признается противоречивым, неопределенным и нестабильным. Максимальный средний балл по данной методике был достигнут в цехе №2 (0,54). Это говорит о том, что социально-психологический климат является благоприятным, работники отличаются сплоченностью, организованностью и ответственностью.
Из проведенного анализа,
можно сделать следующие
Данные мероприятия помогут
восстановить социально-психологический
баланс в коллективах цехов 1 и 3,
что сможет повысить производительность
труда персонала и увеличить
ответственность каждого
2.6 Предложения
по повышению эффективности
2.6.1 Мероприятия по улучшению социально-психологического климата в трудовом коллективе
Формирование благоприятного
социально-психологического климата
трудового коллектива является одним
из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качества
оказываемых услуг. Вместе с тем,
социально-психологический