Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 07:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование проблемы управления прибылью предприятия в современных экономических условиях.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение прибыли как экономической категории;
изучить роль прибыли в деятельности современного предприятия;
раскрыть механизмы формирования и распределения прибыли
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли 6
1.2 Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятий 14
1.3 Методы управления прибылью 17
Распределение прибыли в современных условиях налогообложения 27
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЮГ» 31
2.1 Организационно-правовые основы деятельности 31
2.2 Анализ основных показателей деятельности 36
2.3 Анализ механизма управления прибылью предприятия 38
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ЮГ» 63
3.1 Общая характеристика предлагаемых мероприятий 63
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
^П3(2006)=10564(12230/12442-
^П(2005)=315,79075+(-56,
^П(2006)=(-35,431581)+3,
Результаты факторного анализа обобщим в таблице 4.
Таблица 4 - Обобщение результатов факторного анализа
Факторы |
Сумма прибыли |
удельный вес | ||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
1.изменение объема реализации продукции |
315,8 |
-35,4 |
-70,6 |
-21,3 |
2.изменение структуры и ассортимента |
-56,3 |
3,4 |
12,6 |
2,1 |
3.изменение уровня затрат на 1 руб. |
-706,5 |
198,0 |
158,0 |
119,3 |
Товарной продукции |
||||
ИТОГО: |
-447,0 |
166,0 |
100,0 |
100,0 |
В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 315,8 тыс. рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль уменьшилась на 56,3 тыс. рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль предприятия снизилась на 706,5 тыс. рублей. В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции уменьшилась в 2008 г. на 447 тыс. рублей.
В 2009 г. в результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли уменьшилась на 35,4 тыс. рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от реализации возросла на 197,9 тыс. рублей. В целом прибыль от реализации продукции увеличилась на 166 тыс. рублей.
Таким образом, анализируя таблицу 4 можно сделать вывод, что в 2009 г. по сравнению с 2007 г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции:
1.затраты на 1 рубль реализованной продукции на 38,8%;
2.структура и ассортимент реализованной продукции на 10,5%
3.объем реализации в натуральном выражении на (-49,3%).
Следовательно,
дальнейшее сокращение затрат
является резервом роса
3604+358=3962 тыс. рублей.
Проводя факторный анализ прибыли от реализации продукции ООО «ЮГ», мы выявили, что наибольшее влияние на нее оказывают изменение затрат на производство и реализацию продукции, а также объема продаж в натуральном выражении и цен на продукцию.
Важно также произвести анализ состава и структуры себестоимости продукции.
Необходимым условием получения прибыли является превышение выручки от реализации продукции над затратами на ее приобретение и реализацию. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль может быть представлена схемой
Затраты-------Объем продаж------- Прибыль
В упрощенном виде прибыль – разность между валовым доходом и издержками обращения торгового предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.
Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.
Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия. Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения.
Для качественной оценки проанализируем динамику состава и структуры издержек обращения ООО «ЮГ» за период с 2007 г. по 2008 г., она представлена в таблице 5.
Таблица 2 - Анализ состава и структуры затрат на производство продукции
Элементы затрат |
2007 |
2008 |
2009 |
|||||
сумма |
сумма |
сумма |
||||||
Материальные затраты |
5100 |
9562 |
6250 |
|||||
Затраты на оплату труда |
622 |
1172 |
1085 |
|||||
Отчисления на социальные нужды |
280 |
469 |
434 |
|||||
Амортизация основных средств |
229 |
214 |
192 |
|||||
Прочие затраты |
397 |
- |
152 |
|||||
ИТОГО по элементам затрат |
6628 |
11417 |
8113 |
За 2008-2009 гг. затраты предприятия уменьшились на 3304 тыс. рублей и составили в 2006г. 8113 тыс. рублей. Наибольший вес в этом уменьшении затрат играют материальные затраты и затраты на оплату труда – 3312 тыс. рублей и 87 тыс. рублей соответственно. Отчисления на социальные нужды уменьшились с 469 до 434 тыс. рублей, т.е. на 35 тыс. рублей. Появилась также отсутствующая в 2008 г.статья - прочие расходы – 152 тыс. рублей. Амортизация основных средств уменьшилась на 22 тыс. рублей.
Однако по сравнению с 2007 г. затраты предприятия увеличились на 4789 тыс. рублей. это произошло за счет увеличения материальных затрат с 9562 тыс. рублей на 4462 тыс. рублей. Значительно выросли и затраты на оплату труда на 550 тыс. рублей. Возросли также отчисления на социальные нужды и амортизация основных средств 189 и 15 тыс. рублей соответственно.
За последние три года структура затрат изменилась. Наибольший удельный вес занимают материальные затраты 76,9%, 83,8%, 77% соответственно. Возросли затраты на оплату труда от 9,4% до 13,3%. Поскольку увеличилась доля затрат на оплату труда, то увеличилась и доля отчислений на социальные нужды с 4,22% - 2007 г. до 5,4% - 2009 г. Для предприятия характерна высокая доля материальных затрат, так как эта отрасль относится к материалоемким.
Далее проведем анализ ассортимента продукции ООО «ЮГ», он представлен в таблице 6.
В рыночных условиях, анализ ассортимента выполняется не всегда. Необходимость этого анализа определяется стратегическими условиями предприятия по реализации продукции и сложной ситуацией на рынке.
Актуальность анализа заключается в контроле выполнения товарной стратегии и оценке выполнения договорных обязательств.
Анализ проводится в натуральных единицах товарной продукции, тонны.
Таблица 6 - Анализ ассортимента и структуры продукции
Вид выпускаемой продукции |
Абсолютное |
Темпы |
зачислено в счет | ||
2008 |
2009 |
откл-ие |
Роста,% |
Базового ассортимента | |
Цельномолочная продукция (всего) |
3484 |
3020 |
-464 |
86,68 |
3000 |
в том числе: |
|||||
молоко |
1164 |
1184 |
20 |
101,72 |
1164 |
кефир |
936 |
730 |
-206 |
77,99 |
730 |
сметана |
775 |
547 |
-228 |
70,58 |
547 |
творог |
249 |
249 |
0 |
100 |
249 |
ряженка |
360 |
310 |
-50 |
86,11 |
310 |
Из анализа таблицы 6 можно сделать следующие выводы: теми роста по цельномолочной продукции за исследуемый период составляет 86,68%. По предложенному ассортименту наибольшие темпы роста приходятся на молоко – 101,72%, ряженку – 100% и творог – 86,11%, наименьшее – сметана – 70,58 и кефир – 77,99%. Из полученных данных определим коэффициент соотношения структуры выпуска продукции:
К=3000/3484=0,86
Коэффициент соотношения структуры выпущенной продукции говорит о том, что предприятие по ассортименту продукции работает на 1/3 своей мощности и недополученная продукция составляет 484 тонны (3484-3000).
Таблица 7 - Анализ структуры выпуска продукции
вид выпускаемой продукции |
база |
отчет |
абсолютное |
Темпы |
отчет выпуска прод.при |
Засчи.т в счет |
изменения |
2008 |
2009 |
откл-ие |
Роста,% |
базовой структуре |
базовой структуры |
||
Цельномолочная продукция (всего) |
3484 |
3020 |
-464 |
86,68 |
3020,63 |
2812,07 |
0 |
в том числе: |
|||||||
1.молоко |
1164 |
1184 |
20 |
101,72 |
1009,19 |
1009,19 |
174,8 |
2.кефир |
936 |
730 |
-206 |
77,99 |
811,51 |
730 |
-81,5 |
3.сметана |
775 |
547 |
-228 |
70,58 |
671,93 |
547 |
-124,9 |
4.творог |
249 |
249 |
0 |
100 |
312,12 |
310 |
-2,12 |
5.ряженка |
360 |
310 |
-50 |
86,11 |
215,88 |
215,88 |
33,12 |
Определим индекс суммы объема выпуска по предприятию:
I=^V1/^V2*100%=3020/3484*100%=
И с учетом этого индекса заполним колонку в таблице «Отчет выпуска продукции при базовой структуре».
Из таблицы 7 видно, что исследуемое предприятие в 2009 г. недополучило продукцию по сравнению с 2008 г. по таким направлениям, как кефир - 81,5, сметана – 124,9, творог – 2,12. А выпуск продукции молока и ряженки говорит о том что для предприятия это самая выгодная для выпуска продукция.
Рассчитаем
коэффициент соотношения
К=2812/3020=0,93
Коэффициент говорит о том, что по структуре выпуска продукции предприятие не добрало до 100% всего лишь 0,07%, поэтому предприятию не стоит отказываться от производства не выгодных видов продукции (кефир, сметана, творог), дабы не потерять свой рынок сбыта и не уступить место для конкурентов, а увеличить объем выпуска такой продукции как молоко и ряженка.
Распределение
прибыли непосредственно реализ