Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 07:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование проблемы управления прибылью предприятия в современных экономических условиях.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение прибыли как экономической категории;
изучить роль прибыли в деятельности современного предприятия;
раскрыть механизмы формирования и распределения прибыли
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли 6
1.2 Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятий 14
1.3 Методы управления прибылью 17
Распределение прибыли в современных условиях налогообложения 27
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЮГ» 31
2.1 Организационно-правовые основы деятельности 31
2.2 Анализ основных показателей деятельности 36
2.3 Анализ механизма управления прибылью предприятия 38
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ЮГ» 63
3.1 Общая характеристика предлагаемых мероприятий 63
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Общим собранием избираются члены Совета директоров, который решает следующие вопросы: определение направлений деятельности предприятия, создание филиалов и открытие представительств общества,
размещение предприятием облигаций и иных ценных бумаг, использование резервного и иных фондов общества и т.д.
У каждого элемента
структуры управления
Генеральному
директору подчиняются
Первым заместителем генерального директора является главный инженер, который назначается на работу и смещается с нее собранием акционеров. Основными его обязанностями являются: обеспечение постоянного технического развития предприятия, совершенствование техники, технологии и научной организации производства.
Начальник лаборатории является главным лицом, отвечающим за производственную и сырьевую лабораторию. В задачи сырьевой и производственной лаборатории входят: определение качества молока, определение различных технических характеристик молока, анализ качества получаемого продукта.
В ведении директора по коммерческим вопросам находятся: отдел снабжения и сбыта, маркетинговый отдел, гараж.
Главный бухгалтер является главным лицом, отвечающим за работу отдела учета и контроля, бухгалтерии, экономического отдела.
В отделе кадров за всю работу отвечает начальник отдела кадров. Отдел кадров занимается всей работой связанной с трудовыми ресурсами.
Юрист отражает всю деятельность ООО «ЮГ» в правовой форме.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями, предприятие ООО «ЮГ» имеет линейно-функциональную структуру управления, которая включает как линейную, так и функциональную организации, т.е. структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.
В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений разделяют общее воздействие на исполнителей по функциям. Генеральный директор осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а функциональные руководители оказывают технологическое содействие исполнителям в выполняемых работах.
Преимуществами линейно-функциональной структуры управления ОАО «ЮГ» являются: привлечение к руководству более компетентных в конкретной области специалистов, оперативность в решении нестандартных ситуаций, быстрый рост профессионализма функциональных руководителей, получение непротиворечивых заданий и распоряжений, полная персональная ответственность за результаты работы.
К недостаткам данной структуры можно отнести: трудность координации деятельности всех подразделений, большая нагрузка общего руководителя и его аппарата по оперативным вопросам производства и управления.
2.2 Анализ основных показателей деятельности
Для того чтобы дать полную характеристику ООО «ЮГ» проведем и охарактеризуем некоторые виды показателей деятельности предприятия. Основные показатели деятельности представлены в таблице 1.
Анализ данных таблицы 1 показывает, что объем выпуска цельномолочной продукции в 2008 г. составил 3484 т. численность персонала 92 человека, выручка от реализации 12442 тыс. руб.. А в 2009 г. объем выпуска цельномолочной продукции снизился до 3020т. или 86,7%.из-за снижения платежеспособности предприятие вынуждено было в 2009 г. уменьшить численность работников до 72 человек. Хотя прибыль возрастает в 2008 г. ее рост может быть связан с ассортиментными сдвигами в сторону увеличения выпуска более доходных изделий.
На предприятии
отмечается рост показателей отражающих
эффективность использования
Рост производительности труда обеспечен снижением численности рабочих.
Рост эффективности
Рентабельность производства увеличилась с 5,9% - в 2007 г. до 9,2- в 2009 г., в то же время уровень рентабельности продукции не высок и в 2009 г. составил 3,6%. Это свидетельствует о необходимости выявления резервов увеличения прибыли.
Таблица 1 - Динамика основных показателей деятельности ООО «ЮГ»
Показатели |
2007 |
2008 |
темп роста 2008 к 2007, % |
2009 |
темп роста 2009 к 2007, % |
1.объем выпуска цельномолочной продукции, т |
3373 |
3484 |
103,3 |
3020 |
86,7 |
2. Выручка от РП, тыс.руб. |
8927 |
12442 |
139,4 |
10564 |
84,9 |
3.Балансовая прибыль, тыс руб. |
655 |
213 |
32,5 |
366 |
171,8 |
4.Прибыль от РП, тыс.руб. |
659 |
212 |
32,2 |
378 |
178,3 |
5.Себестоимость РП, тыс.руб. |
8218 |
11822 |
143,9 |
9763 |
82,6 |
6.Численность персонала, чел. |
94 |
92 |
97,9 |
72 |
78,3 |
7.Прмышленно-производственный персонал, чел. |
68 |
67 |
98,5 |
57 |
85,1 |
8.Среднегодовая стоимость осн.произ.фондов, тыс.руб. |
11186 |
8138 |
72,8 |
3957 |
48,6 |
9.материальные затраты, тыс.руб. |
5100 |
9562 |
187,5 |
6250 |
65,4 |
10.фондоотдача |
0,8 |
1,5 |
187,5 |
2,7 |
180,0 |
11.призводительность труда, тыс.руб. |
131 |
186 |
142,0 |
185 |
99,5 |
12.рентабельность продукции, % |
7,4 |
1,7 |
23,0 |
3,6 |
211,8 |
13.рентабельность производства, % |
5,9 |
2,6 |
44,1 |
9,2 |
353,8 |
14.затраты на 1 руб. продукции |
0,92 |
0,95 |
103,3 |
0,92 |
96,8 |
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли ООО «ЮГ» составим таблица 2. Для ее построения используются данные формы №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций.
По данным таблицы 2 видно, что за 2007 – 2008 гг. прибыль от реализации возросла на 29,3 %, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации.
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения.
Прибыль от реализации растет медленнее, чем выручка от реализации товаров, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной и прибыль отчетного периода. Это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения.
Таблица 2 - Динамика показателей прибыли ООО «ЮГ»
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Изменения 2008 к 2007, % |
Изменения 2009 к 2007, % |
1.выручка от РП (работ, услуг) |
8927 |
12442 |
10564 |
139,4 |
84,9 |
2.себестоимость РП (работ, услуг) |
8218 |
11822 |
9763 |
143,9 |
82,6 |
3.валовый (маржинальный доход) |
709 |
620 |
801 |
87,4 |
129,2 |
4.расходы периода (коммерческие и |
51 |
408 |
423 |
800,0 |
103,7 |
Управленческие) |
|||||
5.прибыль (убыток) от реализации |
659 |
212 |
378 |
32,2 |
178,3 |
6.сальдо операционных результатов |
0 |
0 |
0 |
||
7.прибыль (убыток) от финансово- |
655 |
213 |
366 |
32,5 |
171,8 |
Хозяйственной деятельности |
|||||
8.сальдо внереализационных |
0 |
-21 |
115 |
-547,6 | |
Результатов. |
|||||
9.прибыль (убыток) отчетного периода |
655 |
192 |
481 |
29,3 |
250,5 |
10.чистая прибыль |
411 |
150 |
361 |
36,5 |
240,7 |
11.нераспределенная прибыль |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
(убыток) отчетного периода |
Вместе с там динамика финансовых результатов включает негативные изменения. Опережающими темпами растут расходы периода (800,0), убытки от прочей реализации и внереализационные расходы. Все это привело к снижению прибыли отчетного периода на 58,1% (87,4-29,3).
Значимость финансовых результатов может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в 2008 г. составила1,7% (213/12442*100), что значительно ниже, чем за 2007 г. (7,3%).
По данным этой же таблицы видно, что прибыль в 2009 г. по отношению к 2008 г. возросла на 250,5%, что отнюдь не привело к соответствующему увеличению чистой прибыли.
Что касается динамики финансовых результатов, то здесь можно отметить следующие изменения.
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции, чего нельзя было отметить в анализе за 2007 – 2008 гг.
Хотя чистая
прибыль и не увеличилась за счет
увеличения прибыли отчетного периода,
но все равно она растет быстрее,
чем прибыль от реализации, прибыль
от финансово-хозяйственной деятел
Финансовые результаты могут быть оценены в 2008-2009 г.г. также по показателям рентабельности товаров (продукции, работ, услуг). В 2009 году рентабельность составила 3,5% (366/10564*100), что выше, чем за предшествующий 2008 г. –1,7%.
Для более глубокого анализе исследуют состав каждого элемента прибыли и факторы, повлиявшие на нее.
Прибыль от реализации продукции предприятия, определяется как разница между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее полной себестоимостью, которая представляет собой сумму стоимости приобретения товаров и относящимся к ним издержек обращения.
Проанализируем прибыль от реализации
продукции на ООО «ЮГ» за период с 2007 -
2009 гг., она представлена в таблице
3.
Таблица 3 - Прибыль от реализации продукции
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
измен-ия |
измен-ия |
2008 к 2007 (+/-) |
2009-2007 (+/-) | ||||
1. выручка от реализации |
8927 |
12442 |
10564 |
3515 |
-1878 |
2. полная себестоимость |
8268 |
12230 |
10186 |
3962 |
-2044 |
В том числе: |
|||||
Себестоимость реализации |
8218 |
11822 |
9763 |
3604 |
-2059 |
Коммерческие расходы |
50 |
408 |
423 |
358 |
15 |
3. прибыль от реализации |
659 |
212 |
378 |
-447 |
166 |
Прибыль от реализации продукции ООО «ЮГ» в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом понизилась на 447 тыс. руб. это произошло за счет увеличения выручки на 3515 тыс. рублей, полной себестоимости на 3962 тыс. рублей. В том числе и за счет увеличения себестоимости реализации продукции на 3604 тыс. рублей, а за счет роста коммерческих расходов прибыль сократилась на 358 тыс. рублей.
За период с 2008 г. по 2009 г. прибыль от реализации возросла на 166 тыс. рублей и в 2009 г. составила 378 тыс. рублей. Хотя выручка от реализации уменьшилась на 1878 тыс. рублей, так как снизилась полная себестоимость на 2044 тыс. рублей и себестоимость реализации на 2059 тыс. рублей. Но это повлекло за собой увеличение прибыли на эти суммы(2044 и2059 тыс. рублей). За счет небольшого роста коммерческих расходов прибыль сократилась только на 15 тыс. рублей.
Сравнение итогов изменения объема реализации, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости отчетного года с предыдущим показало, что прибыль от реализации продукции увеличилась в 1,78 раза (378/212*100%).
Проведем факторный анализ прибыли ООО «ЮГ».
На изменение суммы прибыли, как уже отмечалось ранее, влияют в основном три фактора: изменение объема реализации продукции, изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции.
Таким образом:
^П=^П1+^П2+^П3, (2.1)
где, ^П1-изменение прибыли от реализации за счет изменения объема реализованной продукции;
^П2-изменение
прибыли от реализации за счет
изменения структуры и
^П3- изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один рубль реализованной прдукции.
^П1=По(k1-1), (2.2)
где, По-прибыль 2004 и 2005 гг;
k1-коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.
k1=C1/Cо, (2.3)
где, C1,Со-полная себестоимость реализованной продукции за 2005г.,2006г.
^П1(2005)=659*(12230/8268-1)=
^П1(2006)=212*(10186/12230-1)=
^П2=По(k2-k1), (2.4)
где, k2-коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах.
k2=В1/Во, (2.5)
где, В1, Во-выручка от реализации продукции за 2005,2006г.г.
^П2(2005)=659*(12442/8927-
^П2(2006)=212*(10564/12442-
^П3=В1(Со/Во-С1/В1), (2.6)
^П3(2005)=12442(8268/8927-