Подбор и оценка персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Работа любой современной компании напрямую зависит от укомплектованности кадрами и их качества. Подбор и оценка персонала является важнейшим элементом, обеспечивающим эффективное функционирование любой организации, особенно в современных рыночных условиях, когда кадровая обеспеченность выступает в качестве одного из факторов, оптимизирующих и стабилизирующих деятельность предприятия.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что именно от правильного подбора и оценки персонала зависит дальнейший успех организации, ее перспективы, готовность к использованию инновационных технологий, проведению модернизации. В современных условиях рынка труда становится сложно найти достойную кандидатуру на ту или иную должность, что в свою очередь делает роль подбора и оценки персонала, еще более важной. Именно правильный подбор персонала дает возможность быть фирме конкурентоспособной, среди множества других фирм. Кроме того, данная тема раскрывает наиболее эффективные способы и методы подбора и оценки персонала показывает их сильные и слабые стороны, что в свою очередь является очень важным при найме персонала в организацию.
Квалифицированный менеджер по персоналу должен четко знать, какие способы подбора и оценки персонала применять при наборе кадров на ту или иную должность и данная работа в свою очередь поможет осуществить их правильный выбор.

Оглавление

Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы подбора и оценки персонала. 7
1.1 Методы подбора персонала. 7
1.2 Нетрадиционные методы подбора персонала. 16
1.3 Методы оценки персонала. 26
Глава 2. Подбор и оценка персонала в ООО Евросеть Ритейл. 36
2.1 Общая характеристика предприятия ООО Евросеть Ритейл. 36
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Евросеть-Ритейл». 44
2.3 Способы подбора и оценки персонала в ООО Евросеть-Ритейл, их плюсы и минусы. 52
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы подбора и оценки персонала в ООО Евросеть-Ритейл. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Библиографический список 66

Файлы: 1 файл

ДипломЗабелин.docx

— 130.95 Кб (Скачать)

Согласно соционической концепции  психика людей может быть представлена в виде 16 возможных вариантов  восприятия и обработки информации, что соответствует определенному  типу информационного метаболизма (сокращенно ТИМ) или социотипу.

Карл Густав Юнг в своем учении о психологических типах разделил всех людей на две группы по различным  признакам. Аушра Аугустинавичюте  исследовала его идею о различии психологических типов (типологию), соединила ее с методами психоанализа Зигмунда Фрейда и немного изменила введенные Юнгом названия понятий  на более современные. В результате этого соционика опирается на такие понятия, как логика и этика, интуиция и сенсорика, экстраверсия и интроверсия, рациональность и  иррациональность, названные функциями  психики. Для более наглядного изображения  этих признаков были введены их символьные изображения, из которых образовали своеобразные информационные модели, сложив функции в разных сочетаниях. Всего таких сочетаний может  быть 16, каждому из них соответствует  свой тип.

Каждому типу в соционике были присвоены  названия, исходя из того, какая известная  личность или персонаж более всего  похожи на представителя данного  ТИМ по своему поведению. Название типа сокращенно представляют в виде трех букв, соответствующих соционическим  признакам в модели типа. Так, появилось  разделение людей на Штирлицев, Габенов, Робеспьеров и т. п.

Люди, относящиеся к одному и  тому же типу, демонстрируют достаточно типичное поведение в тех или иных условиях, при принятии тех или иных решений, а также руководствуются одинаковыми мотивами при решении определенных задач. Методы соционики, возникшей на стыке психологии и информатики, позволяют получить прогнозы поведения того или иного человека и взаимодействия его с определенными представителями других типов. В соответствии с этим для каждого типа можно составить свои рекомендации, как в области профессионального взаимодействия, так и в сфере личных интересов.

Основной процедурой отбора на основе соционики является соционическое  типирование или иначе определение  соционического типа сотрудника. Некоторые  специалисты называют эту процедуру  социоанализом. Существует несколько  способов типирования людей: тестирование по различным тестам, интервьюирование, наблюдение за поведением и физиогномика.

Для соционического тестирования используются такие тесты, как известный опросник MBTI, тест БУНС и др. Есть вариант тестирования, при котором используется оценка семантического дифференциала, т. е. по тексту или рассказу типируемого  на основе употребленных слов, фраз, почерка и сюжетной линии делается заключение о том или ином социотипе. Следует заметить, что типирование  по тестам не всегда дает точную картину. Надежность этого метода можно обозначить как 50/50.

Наблюдение за поведением основывается на оценке характера жестов и движений. Например, резкие порывистые движения характерны для интуитов. Сенсорики  любят занять все свободное пространство вокруг себя и, как правило, смело  располагаются в незнакомой обстановке. Для более точной диагностики  типа требуются определенный опыт, наблюдательность и внимание со стороны  типирующего специалиста. Этот метод  скорее стоит использовать как вспомогательный, нежели как панацею.

Для использования в соционической  диагностике метода физиогномики типирующему  необходим большой опыт, поскольку  он должен знать, какие черты лица и мимика характерны для представителей тех или иных социотипов. На сегодняшний  день уже накоплена определенная статистика изображений лиц и  видеоматериалов, но и этот метод  не стопроцентен.

Метод интервью позволяет с большей  точностью определить соционический  тип сотрудников. В ходе интервью задается ряд вопросов, направленных на выявление вида функций в модели информационного метаболизма. Набор  вопросов зависит от предпочтения специалистов. Среди них встречаются такие, как «Любите ли Вы готовить?», «Часто ли Вы опаздываете на работу?» и  др. Метод интервью довольно субъективен  и его результативность зависит  от социотипа самого специалиста, проводящего  диагностику, и от его опыта.

Есть еще один метод соционической  диагностики — назовем его  сравнительный, который основан  на сравнении поведения сотрудника с описанием типов в литературе.

Наиболее эффективным справедливо  считается сочетание всех перечисленных  способов. Еще одним вариантом, позволяющим  сделать выявление типа более  надежным, является проведение процесса типирования совместно несколькими  людьми, дополняющими друг друга по типу.

Соционическому типированию можно  научиться, причем как самостоятельно, так и на специальных курсах. Поэтому  этот метод с каждым годам становится известен все более широкому кругу  специалистов.

Что же дает использование соционики при подборе персонала: отбор людей наиболее подходящих для выполнения данного рода работы (что гарантирует любовь к работе, ведь когда человек делает то, что ему нравится, и эффективность труда у него становится выше), отбор людей, которым близки ценности компании, отбор людей, которые хорошо впишутся в коллектив, отбор людей, которых устроит политика мотивации, используемая в компании.

       Что касается опыта применения данного метода на практике, то честно признаюсь, что являюсь его сторонником. Надо отметить, что соискатели относятся к соционическому интервью или тестам положительно, особенно, когда после прохождения собеседования, им предлагают описание собственного типа и подробно рассказывают о соционике, дают рекомендации. Само интервью занимает не более 30 минут и включает в себя ряд вопросов, которые используются также и в традиционном собеседовании, например, в биографическом интервью (Кем вы мечтали стать, когда заканчивали школу? Стали? Почему?). Они могут быть совершенно не связаны с работой, но при этом не носят какой-то интимной направленности (например, опишите, пожалуйста, пляж курорта, на котором вы недавно отдыхали). Зато, зная социотип, принимаемого кандидата, можно прогнозировать его поведение в рабочих ситуациях, отношения в коллективе, узнать «где у него кнопка для мотивации». В 90% из 100% это срабатывает. Оставшиеся 10% мы относим на ошибки в типировании кандидатов.

Однако главное при этом —  не забывать, что на личность каждого  человека влияют его воспитание и  окружение. Поэтому говорить о стопроцентном  совпадении описания социотипа с  личностью человека, а тем более  о том, что человек определенного  типа никогда не сможет хорошо выполнять  ту или иную работу, чем грешат многие специалисты по соционике, нельзя. Но утверждать о совпадении на 80% в большинстве  случаев, мы можем в полной уверенности.

Поэтому эффективность использования  соционики в подборе персоналаможно гарантировать не более, чем в размере 80%. И безусловно, соционическое типирование не должно стать основным при подборе. Оно должно использоваться в совокупности с различными традиционными методами отбора персонала. 
Графологический метод. Хотя говорить о графологии как о нетрадиционном методе подбора персонала, наверное, не достаточно справедливо, так как, например, во Франции графология является вполне официальным инструментом отбора кандидатов, особенно в государственных структурах. Однако эффективность выводов на основе графологии до сих пор является спорным вопросом. Нет исследования с уверенностью и на 100% доказ·вающих связь почерка человека с чертами его личности, хотя определенная связь, конечно, имеет место быть. В нашей стране графология распространена слабо, может быть, из-за трудности интерпретации результатов, а может быть, из-за отсутствия специальных обучающих программ. 
Гороскопы и все, что с ними связано. Особую популярность гороскопы приобрели в период перестройки, когда началось повальное увлечение ранее закрытыми астрологическими прогнозами. Тогда, пожалуй, только ленивый не пытался определять свою совместимость с друзьями, членами семьи, партнерами по бизнесу. Надо сказать, что сейчас популярность гороскопов в бизнесе стала меньше, но по-прежнему есть приверженцы этого метода отбора персонала и решения проблем на основе того, как звезды скажут. Автору статьи довелось лично работать в компании, где при приеме сотрудника генеральный директор составлял формулу души на основе места и даты рождения соискателя. Моя формула указывала к примеру, на незаурядные логические способности, которыми обладают великие шахматисты. Но сама я в шахматы играть не умею, и предполагаю теперь, что во мне умер гениальный шахматист. Хотя об этом я совсем не жалею, т. к. профессия HR-а меня привлекает в большей степени. Исходя из того, как работали принятые на такой основе сотрудники, могу с уверенностью сказать, что к эффективности труда этот не имело никакого отношения.

Подбор персонала по имени. а также по сочетанию имени, фамилии и отчества соискателя. Базируется метод на давно известной фразе капитана Врунгеля: «Как корабль назовете, так он у Вас и поплывет». Пропагандистом этого метода в массах является Б. Хигир, который провел исследование на тему «Какое имя больше подходит к той или иной профессии». Ничего удивительного в том, что среди бухгалтеров (которые по данным 2006 г занимают верхушку рейтингов востребованных позиций в России) самыми хорошими являются обладатели имени Наталья (которое по данным турецких мужчин является самым распространенным среди русских женщин). Становится в конце концов обидно и за собственное имя. Хотя если следовать логике Б. Хигира (у которого моего имени нет), мне, наверное, следовало бы трудиться на Божественном Олимпе. 
Метод определения характера человека по отпечаткам пальцев, и соответственно метод отбора по этим же отпечаткам. Есть книга, посвященная этому методу, которая также принадлежит перу Б. Хигира. Хотя метод этот не нов. Несколько лет назад довелось даже читать исследование ученых на эту тему. Результаты его мне показались интересными и я провела анализ отпечатков своих знакомых. Честно говоря, результаты не внушают оптимизма. По словам ученых, метод позволяет определить коэффициент интеллекта: чем более завитыми являются завитки на пальцах человека, тем больше его интеллектуальные способности, и наоборот. Кроме того, с трудом представляю себе процедуру взятия отпечатков пальцев у соискателей. Хотя как знать, может быть, когда отпечатки станут неотъемлемой частью паспорта российского гражданина, а описательная часть метода более полной, такой метод подбора персонала станет одним из самых надежных.3

1.3 Методы оценки персонала.

Система оценки персонала — это набор нескольких инструментальных систем, прочно связанных основными функциями управления персоналом:

  • Подбор и расстановка персонала
  • Мотивация, компенсации и льготы
  • Обучение и развитие
  • Работа с кадровым резервом
  • Контроль и принятие кадровых решений

Оценка подразумевает  наличие критериев оценки (компетенции, KPI) и шкалы оценки. Оценку персонала в бизнесе принято делить на:

  • Оценку компетенций (знаний, умений, навыков, ценностей, личностных особенностей)
  • Оценку результативности (достижение целей, бизнес-результатов, KPI)

Выделяют следующие методы оценки компетенций

  • Ассессмент-центр
  • Тестирование
  • Интервьюирование
  • Деловые игры

Оценка психологических  характеристик личности часто встречается  при подборе персонала. Методики оценки ограничиваются тестированием  и интервьюированием. Качество оценки зависит от квалификации специалиста, проводящего оценку.

Оценка знаний, умений и  навыков чаще встречается при  подборе и обучении персонала. Основные методики оценки — это тестирование и тренажеры, реже интервьюирование. Однако, для оценки ряда навыков, лучше подходят деловые игры. Качество оценки зависит от проработанности методической базы (тесты, кейсы) и компетентности экспертов, проводящих оценку.

Поведение — самый сложный объект оценки. Применяется во всех трех функциях HR. Оценка поведения проходит в рамках компетентностного подхода, разработанного Макклеландом в середине 70-х гг. XXв. Распространенным методом оценки компетенций является интервью по компетенциям (бихевиоральное, поведенческое интервью)Качество оценки полностью зависит от проработанности методической базы (модель компетенций) и компетентности экспертов, проводящих оценку. Вторым популярным методом оценки компетенций является ассессмент-центр, представляющих собой систему тестов, кейсов, деловых игр и интервью, направленную на комплексную оценку деловых и личностных качеств.

Оценка эффективности  труда отличается тем, что прочно связана с бизнес-процессами компании и системой контроля. Иными словами, оценка эффективности — это обычно оценка, проводимая на стадии контроля персонала. Оценка эффективности — это оценка выполнения персональных KPI. KPI и мотивация персонала в системе ежемесячного контроля позволяют получать значительные конкурентные преимущества для вашей компании. Методы оценки персонала

Рассмотрим теперь сами методы, которые можно использовать, которые  можно использовать при оценке персонала.По направленности их классифицируют по трём основным направлениям: качественные, количественные и комбинированные.

Качественные методы - это методы определяющие сотрудников без применения количественных показателей. Их еще называют описательными методами. - матричный метод - самый распространенный метод, предполагает сравнение качеств конкретного человека с идеальными характеристиками для занимаемой должности; - метод системы произвольных характеристик - руководство или кадровая служба просто выделяет самые яркие достижения и самые худшие ошибки в работе человека, и сопоставляя их делает выводы; - оценка выполнения задач - элементарный метод, когда оценивается работа сотрудника в целом; - метод "360 градусов" - предполагает оценку сотрудника со всех сторон - руководителями, коллегами, подчиненными, клиентами и самооценка; - групповая дискуссия - описательный метод - которым предусматривается дискуссия сотрудника с его руководителями или экспертами в данной отрасли о результатах его работы и перспективах. Комбинированные методы - это совокупность описательных методов с применением количественных аспектов. Тестирование - это оценка по результатам решения заранее поставленных заданий; - метод суммы оценок. Каждая характеристика человека оценивается по определенной шкале, а потом выводится средний показатель сравнимаемый с идеальным; система группировки, при которой всех сотрудников делят на несколько групп - от тех кто работает на отлично, и до тех, чья работа неудовлетворительна на фоне остальных; количественные методы - наиболее объективны, так как все результаты зафиксированы в числах. Ранговый метод - несколько руководителей составляет рейтинг сотрудников, потом все рейтинги сверяются, и обычно самых низших сокращают; - метод бальной оценки - за каждое достижение персонал получает определенное заранее количество баллов, которые по итогам периода суммируются. Свободная бальная оценка - каждое качество сотрудника экспертами оценивается на определенное количество баллов, которые суммируются и выводится общий рейтинг. 
Следует подробнее остановиться на  круговой оценке или методе 360 градусов. Эту методику начали активно применять на Западе в 90-е годы XX века. В начале 2000-х российские HR-специалисты стали перенимать этот опыт у западных коллег, и сейчас этот метод является популярным средством оценки персонала и у нас. Суть методики «360 градусов» заключается в том, что оценку сотрудника проводит все его рабочее окружение: руководители, подчиненные, коллеги и клиенты. Также сотрудника могут попросить оценить самого себя. Однако эта методика оценки не является отдельной группой методик оценки — это тоже интервьюирование и (или) опрос, просто комплексный и в несколько новой форме.

Информация о работе Подбор и оценка персонала