Планирование социального развития предприятия СПК СХА "Себеусадский"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.
Актуальность реализации социального планирования на предприятиях на современном этапе связывается с рядом причин.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические и методические основы планирования социального развития предприятия 6
1.1 Сущность планирования социального развития предприятия 6
1.2 Методика разработки плана социального развития предприятия
1.3 Задачи и структура управления социальным развитием предприятия 13
2 Современное состояние плановой деятельности предприятия 15
2.1 Общая характеристика предприятия 15
2.2 Анализ и оценка социального развития на предприятии 19
2.3 Анализ и оценка финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия 24
3 Анализ планирования социального развития предприятия 28
3.1 Анализ социального развития предприятия 28
3.2 Анализ работы по социальному планированию в организации 34
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 37
4.1 Пути рационального использования трудовых ресурсов 37
4.2 Достижение оптимального планирования социального развития предприятия 42
Выводы и предложения 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Планирование социального развития предприятия.docx

— 114.90 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1  Теоретические и методические основы планирования социального развития предприятия          6

1.1  Сущность планирования социального развития предприятия  6

1.2  Методика разработки плана социального развития предприятия

1.3  Задачи и структура управления социальным развитием предприятия 13 
2  Современное состояние плановой деятельности предприятия  15

2.1  Общая характеристика предприятия      15

2.2  Анализ и оценка социального развития на предприятии   19

2.3  Анализ и оценка финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия         24

3  Анализ планирования социального развития предприятия   28

3.1  Анализ социального развития предприятия     28

3.2  Анализ работы по социальному планированию в организации  34

4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ           37

4.1 Пути рационального использования трудовых ресурсов   37

4.2 Достижение оптимального планирования социального развития предприятия           42

Выводы и предложения        46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     49

Приложения           51

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во всех экономических системах главной производительной силой является персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов. Сочетание личных и производственных мотивов деятельности работников является одной из важнейших задач, как социального планирования, так и в целом всего производственного менеджмента.

План социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потенциала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персонала, развитие персональных и творческих способностей работников.

Планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.

Актуальность реализации социального планирования на предприятиях на современном этапе связывается с рядом причин.

Во-первых, это обуславливается конкуренцией и появлением на рынке предприятий с иностранным капиталом, где собственники предлагают своим российским сотрудникам социальные программы, более привлекательные в сравнении с отечественными предприятиями – конкурентами. Среди российских предприятий появляется осознание того, что конкурировать на рынке труда можно не только по уровню заработной платы, но и по объему и содержанию социальных пакетов. Возникает стимул для руководства предприятий к внедрению современных систем повышения мотивации работников.

Во-вторых, проблема планирования социальных программ на российских предприятиях возникает в связи с проблемами привлечения квалифицированного персонала и омоложения трудовых коллективов. В этом отношении создание привлекательного социального пакета связывается не только с механизмами привлечения молодых работников, но и механизмами безболезненного высвобождения прежнего персонала на пенсию.

Основным аргументом при выборе достойного социального пакета является то, что компании, предлагающие своим сотрудникам различные льготы, принято считать более надежными и стабильными.

Актуальность исследования определила его цель, а именно изучение теоретических и практических аспектов планирования социального развития предприятия.

Для достижения цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

- раскрываются теоретические  основы планирования социального развития;

- дается характеристика  предприятия;

- проводится анализ социального развития предприятия;

- осуществляется анализ работы по социальному планированию в организации;

- изучаются направления  совершенствования социальной работы  предприятия.

Объектом настоящего исследования является ООО "Хлебокомбинат Моркинского Райпо".

Предметом исследования является процесс планирования социального развития в ООО "Хлебокомбинат Моркинского Райпо".

Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы: наблюдение; изучение служебной документации и материалов; анкетный опрос и интервьюирование; социальный эксперимент; статистический анализ данных.

Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерского учета предприятия за три года, а именно 2009-2011 гг.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность социального планирования

 

Первые попытки научной разработки планов социального развития и их реализации были осуществлены в начале 60-х годов по инициативе ленинградских предприятий. Вслед за распространением социального планирования в промышленности и строительстве попытки составления планов социального развития были предприняты в сельском хозяйстве, где тесно переплетались территориальные и производственные интересы коллективов и живущих в этой местности людей.

Это мощное давление снизу постепенно переросло в необходимость осуществления плановости социального развития и на следующем уровне социальной организации общества – в районах и городах, а затем в областях, краях, республиках. Планы социального развития на всех этих уровнях были предметом заботы немногих руководителей, которые не по форме, а по существу занимались социальными проблемами.

Когда под давлением объективной логики развития, практики планового решения социальных проблем «внизу» идея социального планирования была закреплена в Конституции СССР 1977 года, то от этого юридического закрепления теория и практика социального планирования проиграли. Составление планов стало делом формальным. За показатели социального развития никто не нес никакой ответственности: по-прежнему торжествовал план, вал, технико-экономические показатели, которые нужно было достигнуть любой ценой, в том числе и за счет социального, благополучия людей.

Практика планирования социальных процессов постепенно охватывала и другие страны. Во многих из них появились государственные органы планирования, которые занимались широким кругом вопросов и особенно поддержанием соответствия между экономическим и социальным развитием.

Получила распространение практика планирования социальных процессов и на других уровнях социальной организации общества. Так, в США осуществлялись социологические исследования, которые были нацелены на совершенствование социального планирования развития городов.

Если же обобщить имеющийся в нашей стране и за рубежом опыт, то сущностные характеристики социального планирования сводились к следующему.

Во-первых, планирование должно ориентироваться на цели, которые вытекают из объективных тенденций организации жизни людей и предусматривают удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой и меры по активизации созидательной деятельности как самого человека, так и социальных институтов общества. Один из парадоксов XX века состоял в том, что страна, провозгласившая себя олицетворением идей социализма, сделала для человека меньше, чем страны капитализма, логика развития которых привела к воплощению социальных идей, создала предпосылки для свободы выбора и социальной защиты.

Во-вторых, решение как общих, так и локальных проблем не может происходить стихийно, приблизительно в рамках социального планирования должны использоваться показатели, по которым можно судить об эффективности достижения поставленной цели. Такими показателями или ориентирами могут быть сроки, а также объемы, уровни, степень достижения намеченных рубежей, которые позволяют осуществить сравнение с предшествующим этапом развития или с аналогичными объектами планирования.

В-третьих, социальное планирование предусматривает разработку, а затем исследование средств достижения поставленных целей – материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или, наоборот, ограничений, или создания условий, при которых наиболее рационально и оптимально развивался бы планируемый социальный процесс.

И, наконец, социальное планирование представляет собой непрерывный процесс познавательной и преобразующей деятельности, которые постоянно взаимно дополняют и обогащают друг друга, что позволяет находить новые резервы, открывать новые возможности для более полной реализации сформулированной цели.

Итак, можно сделать вывод, что социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.

Планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

В процессе трудовой деятельности персонала основные социально-экономические результаты могут выражаться объемом, составом и качеством продукции, товаров и услуг, условиями труда, безопасной работы и здоровьем работников (заболеваемостью), отношением к труду, уровнем заработной платы, наличием прогулов и потерь рабочего времени, числом конфликтов, жалоб, забастовок и другими финансово-экономическими и социально-трудовыми факторами и показателями. Если предприятие обеспечивает ожидаемый уровень таких результатов для всех работников или членов трудовых коллективов, то у них появляется мотивированное желание вносить свой личный и групповой профессиональный вклад на том уровне затрат своих сил и общих результатов труда, который они считают приемлемым или возможным при данных трудовых, мотивационных или рыночных отношениях. От того, насколько предприятие мотивированно определяет функции и обязанности работника при заданной оплате труда, зависит и его восприятие целей системы и желание обеспечивать необходимый или возможный результат. Стимулирования требуемого уровня результативности труда работников можно добиться двумя путями: либо подбирая персонал с соответствующей внутренней мотивацией, для которого важное значение имеет свое внутреннее удовлетворение достигаемыми результатами, либо путем внешней мотивации, при которой происходит удовлетворение желаний и потребностей человека через систему его стимулирования, как материального, так и морального [13, с. 117].

 

 

1.2 Методика написания  плана социального развития предприятия

 

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.

Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.

Социальное планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи:

- повышение производительности труда,

- организация рабочего места,

- совершенствуется оплата труда,

- обеспечивается качество работы и продукции.

Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам.

Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы:

1) непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций, беседы с рабочими и руководителями;

2) изучение служебной документации и материалов общественных организаций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей;

3) анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб;

4) анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных;

5) социальный эксперимент, цель которого — проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации;

6) статистический анализ массовых данных.

План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам планируемого периода [13, с. 129].

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:

1. Совершенствование социальной  структуры коллектива. В этом  разделе обращается особое внимание  на сокращение доли или полную  ликвидацию тяжелых и вредных  для здоровья работ, на сокращение  доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного  и квалификационного уровней  работников, на изменение (если в  этом есть необходимость) половозрастной  структуры коллектива. Отдельно  рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием  тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

Информация о работе Планирование социального развития предприятия СПК СХА "Себеусадский"