Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:04, курсовая работа
Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия (структурные торгово-производственные единицы), выпускающие кулинарную продукцию, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации, наценочным категориям. Предприятия общественного питания - это предприятия, предназначенные для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и организации питания.
Введение 3
1 Понятие управления финансами: основные цели, методы и средства управления финансами предприятий 4
2 Показатели эффективности использования уровня и технического состояния основных фондов предприятий торговли. Пути повышения эффективности использования основных фондов 8
3 Общая характеристика предприятия 19
4 Источники формирования финансовых ресурсов 32
Заключение 50
Список использованных источников 53
4. Источники формирования финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы
Формирование финансовых ресурсов производится в процессе создания предприятий и реализации их финансовых отношений при осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности.
При создании предприятий источники формирования финансовых ресурсов зависят от формы собственности, на основе которой создается предприятие. Так, при создании государственных предприятий финансовые ресурсы формируются за счет бюджета, средств вышестоящих органов управления, средств других аналогичных предприятий при их реорганизации и др. При создании коллективных предприятий они формируются за счет паевых (долевых) взносов учредителей, добровольных взносов юридических и физических лиц и т.д. Все эти взносы (средства) представляют собой уставный (первоначальный) капитал и аккумулируются в уставном фонде созданного предприятия.
По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешний) мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения рисунок 2.
Рисунок 2 - Состав финансовых ресурсов организации
Чтобы предприятие могло осуществлять
хозяйственную деятельность, необходимо
наличие соответствующего финансового
обеспечения. Одним из основных источников
финансовых ресурсов предприятия является
первоначальный капитал, который формируется
из вкладов учредителей
Важное значение в системе показателей оценки движения основных фондов имеет и характеристика интенсивности их обновления. Для этого рассчитывают коэффициент обновления основных фондов за определенный период:
Кобн= ,
Процесс обновления основных фондов предполагает изучить и характер их выбытия. Оценку этого процесса проводят по коэффициенту выбытия основных фондов за определенный период:
Кв= , Процессы обновления и выбытия основных фондов должны быть взаимно оценены. Для этого изучают коэффициент прироста основных фондов:
Кпр= ,
Для обобщающей характеристики
эффективности использования
Фо=Рп/Оф,
где, Фо – фондоотдача,
Рп - общий объем реализованной продукции,
Оф – объем реализованной продукции на 1 рубль средней стоимости основных фондов.
ФЕ=Оф/Рп ,
где, ФЕ – фондоемкость.
Фр = Оф / ,
где, Фр – фондовооруженность,
– среднегодовая численность
Для оценки эффективности использования денежных средств денежные потоки предприятия и их результат необходимо сопоставить с полученным финансовым результатом, т.е. определить их рентабельность. Можно выделить три группы показателей рентабельности денежных средств:
Рентабельность остатка денежных средств
Эо= Рентабельность израсходованных денежных средств
Эр= Рентабельность поступивших денежных средств
Эп=
Данные, характеризующие объём товарооборота по столовой приведены в таблице 1.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Динамика |
Отклонение | ||
2010/ 2009 |
2011/ 2010 |
2010/ 2009 (+, -) |
2011/ 2010 (+, -) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оборот розничной торговли: - в действующих ценах |
76764 |
93837 |
118787 |
122,2 |
126,6 |
+17073 |
+24950 |
- в сопоставимых ценах |
76764 |
85252 |
107665 |
111,1 |
114,7 |
+8488 |
+22413 |
Оборот розничной торговли по продовольственным товарам: - в действующих ценах |
60750 |
71290 |
71717 |
117,3 |
100,6 |
+10540 |
+427 |
- в сопоставимых ценах |
60750 |
64768 |
74066 |
106,6 |
103,9 |
+4018 |
+9298 |
Оборот розничной торговли по непродовольственным товарам: - в действующих ценах |
16390 |
22547 |
37070 |
137,6 |
164,4 |
+6157 |
+14523 |
- в сопоставимых ценах |
16390 |
20484 |
33599 |
124,9 |
149,0 |
+4094 |
+13115 |
Численность населения |
22903 |
22562 |
21758 |
98,5 |
96,4 |
-341 |
-804 |
Денежные доходы населения |
167200 |
188400 |
213500 |
112,7 |
113,2 |
+21200 |
+25100 |
Розничный товарооборот на одного человека, тыс.руб. |
3,4 |
4,2 |
5,5 |
- |
- |
+0,8 |
+1,3 |
% охвата розничным |
45,9 |
49,8 |
55,6 |
- |
- |
+3,9 |
+5,8 |
Таблица 1- Анализ оборота розничной торговли по столовой за 2009 – 2011 гг. В тыс. руб., %
Из таблицы 1 видно, что оборот розничной торговли столовой возрос в 2010году по сравнению с 2009 годом на 22,2%, в 2011 году по отношению к 2010 году – на 26,6%. Если рассматривать товарооборот в сопоставимых ценах, то он увеличился в 2010 году на 14,7 % к предыдущему году. Уменьшился в 2011г. товарооборот по продовольственным товарам, его объём составил 3,9 % к предыдущему году, увеличился товарооборот по непродовольственным товарам и составил 49,0 % к 2011 году.
Денежные доходы населения возросли на 13,2 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения возрос на 5,8 % в 2011 году и составил 55,6%.
Рассмотрим абсолютные изменения розничного товарооборота в 2009 году по сравнению с 2010 годом за счёт изменения цены и количества проданных товаров. Для расчёта используют индексный метод:
∑ p1q1
,
∑ p1q1
iP
где, p1q1 - товарооборот в отчётном периоде;
p1q1
iP
Абсолютное изменение
p1q1
iP
а) по продовольственным товарам
∆ р = 81717 – 74066= + 7651(тыс.руб)
б) по непродовольственным товарам
∆р = 37070 – 33599 = +3471 (тыс. руб)
2) Индекс физического объёма товарооборота:
p1q1
iР
∑ p 0 q 0
где, p0q0 – товарооборот в базисном периоде.
Абсолютное изменение
∑ p1q1
iP
а) по продовольственным товарам
∆q = 74066 – 71290 = +2776 (тыс. руб.)
б) по непродовольственным товарам
∆q =33599 – 22547= +11052 (тыс. руб)
Из данного расчёта видно, что объём общего товарооборота увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Положительным фактором, повлиявшим на данное изменение, явился рост цен. В связи с ростом цен, объём товарооборота по продовольственным товарам увеличился на 7651 тыс. руб., по непродовольственным товарам – на 3471 тыс. руб., общий прирост товарооборота за счёт повышения цен составил – 11122 тыс. руб.
Также положительно повлияло увеличение
количества проданных товаров. Наибольшее
влияние при этом оказало увеличение
продажи непродовольственных
Таким образом, один из основных показателей деятельности райпо – товарооборот – увеличился за анализируемый период, при этом прирост в основном получен за счёт повышения цен, а также за счет увеличения объема продажи непродовольственных товаров.
Таблица 2 - Динамика показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов. В тыс. руб.; %
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Темпы изменения (+,-) | |||||||
2006/ |
2007/ | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||||
Выручка от реализации |
123854 |
173609 |
200783 |
+40,2 |
+15,6 | ||||||
Выручка от реализации |
123854 |
173609 |
200783 |
+40,2 |
+15,6 | ||||||
Среднесписочная численность работников, всего |
595 |
581 |
576 |
-2,3 |
-0,8 | ||||||
В т. ч. Рабочих, чел. |
480 |
465 |
460 |
-15 |
-5 | ||||||
Фонд оплаты труда |
13919 |
16162 |
18253 |
+16,1 |
+12,9 | ||||||
Отработано чел./час, тыс. |
892,5 |
899,4 |
898,6 |
+0,7 |
-0,1 | ||||||
Средняя величина оборотных средств |
31350 |
35562 |
41282 |
+13,4 |
+16,1 | ||||||
Основные фонды |
10979 |
11128 |
11477 |
+149 |
+349 | ||||||
Собственный капитал |
25558 |
27304 |
31004 |
+6,8 |
+13,6 | ||||||
Эффективность использования рабочей силы: - объёма выручки в расчёте на 1 работника |
208,3 |
298,8 |
348,6 |
+43,5 |
+16,7 | ||||||
- объём реализованной продукции на 1 рубль зарплаты |
8,9 |
10,7 |
11,0 |
+20,2 |
+2,8 | ||||||
Эффективность использования оборотных средств: - объём выручки
на 1 рубль средней величины |
3,95 |
4,88 |
4,89 |
+23,8 |
+0,2 | ||||||
- оборачиваемость оборотных сред |
91 |
74 |
73 |
+17 |
+1 | ||||||
Эффективность использования основных фондов: - объём выручки
на 1 рубль средней стоимости |
11,3 |
15,6 |
17,5 |
+38,0 |
+12,2 | ||||||
- величина средних основных |
18,45 |
19,15 |
19,9 |
+3,8 |
+3,9 | ||||||
Среднегодовая зарплата на 1 работника |
23,4 |
27,8 |
35,4 |
+18,8 |
+27,3 |
Таким образом, можно сделать вывод,
что достаточная обеспеченность
предприятия квалифицированными трудовыми
ресурсами, их рациональное использование,
высокий уровень
Оборачиваемость капитала является одним
из важнейших показателей, характеризующих
интенсивности использования
Эффективно используются основные фонды предприятия, на что указывает темп прироста фондоотдачи в 2010 году по сравнению с предшествующим годом – 38,0 %, а в 2011 году – на 12,2%. Следовательно, с большей отдачей используются машины, оборудование, производственные площади и торговые залы.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Рассмотрим изменение прибыли и уровня рентабельности, влияние факторов на эти показатели по столовой за 2009– 2011 гг. ( Приложение А).
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от объёма реализации продукции, себестоимости, уровня цен, коммерческих расходов. Остальные показатели – факторы от прочей и внереализационной деятельности не оказывают столь существенного на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.
Определим влияние на изменение прибыли от реализации следующих факторов в 2010 году по сравнению с 2009 годом:
1) выручки от реализации в сопоставимых ценах
∆ПРВ=
ВС.Ц.= (тыс. руб.)
где, В1 – выручка от реализации за отчётный период;
В0 – выручка от реализации за базисный период;
В1
iP