Планирование финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия (структурные торгово-производственные единицы), выпускающие кулинарную продукцию, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации, наценочным категориям. Предприятия общественного питания - это предприятия, предназначенные для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и организации питания.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие управления финансами: основные цели, методы и средства управления финансами предприятий 4
2 Показатели эффективности использования уровня и технического состояния основных фондов предприятий торговли. Пути повышения эффективности использования основных фондов 8
3 Общая характеристика предприятия 19
4 Источники формирования финансовых ресурсов 32
Заключение 50
Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

тема курсовой по экономике.docx

— 174.83 Кб (Скачать)

 

 

4. Источники формирования финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы предприятия  представляют собой совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми хозяйствующий субъект  располагает и может распоряжаться, предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления  затрат по расширенному воспроизводству  и экономическому стимулированию работающих. Они являются результатом взаимодействия поступления, расходов и распределения  денежных средств, их накопления и использования.

Формирование финансовых ресурсов производится в процессе создания предприятий и реализации их финансовых отношений при осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности.

При создании предприятий источники  формирования финансовых ресурсов зависят  от формы собственности, на основе которой  создается предприятие. Так, при  создании государственных предприятий  финансовые ресурсы формируются  за счет бюджета, средств вышестоящих  органов управления, средств других аналогичных предприятий при их реорганизации и др. При создании коллективных предприятий они формируются за счет паевых (долевых) взносов учредителей, добровольных взносов юридических и физических лиц и т.д. Все эти взносы (средства) представляют собой уставный (первоначальный) капитал и аккумулируются в уставном фонде созданного предприятия.

По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешний) мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке  перераспределения рисунок 2.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Состав финансовых ресурсов организации

Чтобы предприятие могло осуществлять хозяйственную деятельность, необходимо наличие соответствующего финансового  обеспечения. Одним из основных источников финансовых ресурсов предприятия является первоначальный капитал, который формируется  из вкладов учредителей предприятия  и принимает форму уставного  капитала.

Важное значение в системе показателей оценки движения основных фондов имеет и характеристика интенсивности их обновления. Для этого рассчитывают коэффициент обновления основных фондов за определенный период:

Кобн= ,      

Процесс обновления основных фондов предполагает изучить и характер их выбытия. Оценку этого процесса проводят по коэффициенту выбытия основных фондов за определенный период:

Кв= ,     Процессы обновления и выбытия основных фондов должны быть взаимно оценены. Для этого изучают коэффициент прироста основных фондов:

Кпр= ,                         

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели рентабельности, фодоотдачи, фондоемкости, фондооснащенности, фондовооруженность, удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции.

Фопф,

где,   Фо – фондоотдача,

Рп  - общий объем реализованной продукции,

Оф – объем реализованной продукции на 1 рубль средней стоимости основных фондов.

ФЕ=Офп  ,                

где,   ФЕ – фондоемкость.

Фр =  Оф / ,       

где,    Фр – фондовооруженность,

– среднегодовая численность работников.

Для оценки эффективности  использования денежных средств  денежные потоки предприятия и их результат необходимо сопоставить  с полученным финансовым результатом, т.е. определить их рентабельность. Можно  выделить три группы показателей  рентабельности денежных средств:

Рентабельность остатка  денежных средств

Эо=                         Рентабельность израсходованных денежных средств

Эр=            Рентабельность поступивших денежных средств

Эп=                   

Данные, характеризующие  объём товарооборота по столовой приведены в таблице 1.

Показатели

2009

2010

2011

Динамика

Отклонение

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

(+, -)

2011/

2010

(+, -)

1

2

3

4

5

6

7

8

Оборот розничной торговли:

- в действующих  ценах

76764

93837

118787

122,2

126,6

+17073

+24950

- в сопоставимых ценах

76764

85252

107665

111,1

114,7

+8488

+22413

Оборот розничной торговли по продовольственным  товарам:

- в действующих  ценах

60750

71290

71717

117,3

100,6

+10540

+427

- в сопоставимых ценах

60750

64768

74066

106,6

103,9

+4018

+9298

Оборот розничной торговли по непродовольственным  товарам:

- в действующих  ценах

16390

22547

37070

137,6

164,4

+6157

+14523

- в сопоставимых ценах

16390

20484

33599

124,9

149,0

+4094

+13115

Численность населения

22903

22562

21758

98,5

96,4

-341

-804

Денежные доходы населения

167200

188400

213500

112,7

113,2

+21200

+25100

Розничный товарооборот на одного человека, тыс.руб.

3,4

4,2

5,5

-

-

+0,8

+1,3

% охвата розничным товарооборотом  денежных доходов населения,%

45,9

49,8

55,6

-

-

+3,9

+5,8





Таблица 1- Анализ оборота розничной  торговли по столовой за 2009 – 2011 гг. В тыс. руб., %

 

 

Из таблицы 1 видно, что оборот розничной  торговли столовой возрос в 2010году по сравнению с 2009 годом на 22,2%, в 2011 году по отношению к 2010 году – на 26,6%. Если рассматривать товарооборот в сопоставимых ценах, то он увеличился в 2010 году на 14,7 % к предыдущему году. Уменьшился в 2011г. товарооборот по продовольственным товарам, его объём составил 3,9 % к предыдущему году, увеличился  товарооборот по непродовольственным товарам и составил 49,0 % к 2011 году.

Денежные доходы населения возросли на 13,2 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения возрос на 5,8 % в 2011 году и составил 55,6%.

Рассмотрим абсолютные изменения розничного товарооборота в 2009 году по сравнению с 2010 годом за счёт изменения цены и количества проданных товаров. Для расчёта используют индексный метод:

  • индекс цены

∑ p1q1       ,                                     


∑ p1q1

iP

где,    p1q1 -  товарооборот в отчётном периоде;

 p1q1


  iP  

Абсолютное изменение товарооборота  за счёт изменения цены:

p1q1


iP

а)  по продовольственным товарам

∆ р = 81717 – 74066= + 7651(тыс.руб)

б)  по непродовольственным товарам

∆р = 37070 – 33599 = +3471 (тыс. руб)

2) Индекс физического объёма  товарооборота:

p1q1


iР                                             (32)


∑ p 0 q 0

где,    p0q0 – товарооборот в базисном периоде.

Абсолютное изменение товарооборота  за счёт изменения количества проданных  товаров:

∑ p1q1


iP

а) по продовольственным товарам

∆q = 74066 – 71290 = +2776  (тыс. руб.)

б)  по непродовольственным товарам

∆q =33599 – 22547= +11052 (тыс. руб)

Из данного расчёта видно, что  объём общего товарооборота  увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Положительным фактором, повлиявшим на данное изменение, явился рост цен. В связи с ростом цен, объём товарооборота по продовольственным товарам увеличился на 7651 тыс. руб., по непродовольственным товарам – на 3471 тыс. руб., общий прирост товарооборота за счёт повышения цен составил – 11122 тыс. руб.

Также положительно повлияло увеличение количества проданных товаров. Наибольшее влияние при этом оказало увеличение продажи непродовольственных товаров, под влиянием этого фактора объем  продаж увеличился на 11052 тыс. руб., а  по продовольственным товарам на 2776 тыс. руб., в результате общий объем  товарооборота в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 13828 тыс. руб.

Таким образом, один из основных показателей  деятельности райпо – товарооборот – увеличился за анализируемый период, при этом прирост в основном получен за счёт повышения цен, а также за счет увеличения объема продажи непродовольственных товаров.

Таблица 2 - Динамика показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов. В тыс. руб.; %

 

Показатели

2009

2010

2011

Темпы изменения 

(+,-)

2006/ 
2005

2007/ 
2006

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации

123854

173609

200783

+40,2

+15,6

Выручка от реализации

123854

173609

200783

+40,2

+15,6

Среднесписочная численность работников, всего

595

581

576

-2,3

-0,8

В т. ч. Рабочих, чел.

480

465

460

-15

-5

Фонд оплаты труда

13919

16162

18253

+16,1

+12,9

Отработано чел./час, тыс.

892,5

899,4

898,6

+0,7

-0,1

Средняя величина оборотных средств

31350

35562

41282

+13,4

+16,1

Основные фонды

10979

11128

11477

+149

+349

Собственный капитал

25558

27304

31004

+6,8

+13,6

Эффективность использования рабочей  силы:

- объёма выручки  в расчёте на 1 работника

208,3

298,8

348,6

+43,5

+16,7

- объём реализованной продукции  на 1 рубль зарплаты

8,9

10,7

11,0

+20,2

+2,8

Эффективность использования оборотных  средств:

- объём выручки  на 1 рубль средней величины оборотных  средств

3,95

4,88

4,89

+23,8

+0,2

- оборачиваемость оборотных средств в днях

91

74

73

+17

+1

Эффективность использования основных фондов:

- объём выручки  на 1 рубль средней стоимости основных  фондов

11,3

15,6

17,5

+38,0

+12,2

- величина средних основных фондов  на 1 работника

18,45

19,15

19,9

+3,8

+3,9

Среднегодовая зарплата на 1 работника

23,4

27,8

35,4

+18,8

+27,3


 

Таким образом, можно сделать вывод, что достаточная обеспеченность предприятия квалифицированными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеет большое значение для увеличения объёмов и повышения  эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами и эффективности их использования зависят объём  и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования  оборудования, машин, механизмов и как  результат объём производства и  реализации, её себестоимость, прибыль  и ряд экономических показателей.

Оборачиваемость капитала является одним  из важнейших показателей, характеризующих  интенсивности использования средств предприятия. На анализируемом предприятии оборачиваемость оборотных средств ускорилась в 2010году по сравнению с 2009 годом на 17 дней, но в 2011 году наблюдается ускорение оборачиваемости всего на  1 день по отношению к 2010 году. Что является не достаточно положительным фактором в деятельности предприятия.

Эффективно используются основные фонды предприятия, на что указывает темп прироста фондоотдачи в 2010 году по сравнению с предшествующим годом – 38,0 %, а в 2011 году – на 12,2%. Следовательно, с большей отдачей используются машины, оборудование, производственные площади и торговые залы.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует  предприятие, тем устойчивее его  финансовое состояние.

Рассмотрим изменение прибыли  и уровня рентабельности, влияние  факторов на эти показатели по столовой за 2009– 2011 гг. ( Приложение А).

Прибыль от реализации продукции в  целом по предприятию зависит  от объёма реализации продукции, себестоимости, уровня цен, коммерческих расходов. Остальные  показатели – факторы от прочей и внереализационной деятельности не оказывают столь существенного на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.

Определим влияние на изменение  прибыли от реализации следующих  факторов в 2010 году по сравнению с 2009   годом:

1) выручки от реализации в  сопоставимых ценах 

∆ПРВ=                  

ВС.Ц.= (тыс. руб.)

где,   В1 – выручка от реализации за отчётный период;

В0 – выручка от реализации за базисный период;

В1


iP

Информация о работе Планирование финансов