Организации нормирования и оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Первый раздел - организация труда - раскрывает понятие и основные на-правления организации труда, нормативное регулирование организации труда. В нем показаны правила организации рабочего места, определен характер специализации рабочего места, составлена комплексная карта организации труда на рабочем месте.
Второй раздел посвящен рассмотрению вопросов в области нормирования труда, в частности раскрывается требования к нормативам и основные этапы их разработки, проводятся расчеты норм времени и норм выработки.
Третий раздел посвящен организации оплаты труда.

Файлы: 1 файл

курсяу.docx

— 942.66 Кб (Скачать)

- наладочная (наладка и подналадка  оборудования и технологической  оснастки);

- контрольная (контроль качества  продукции и соблюдение технологического  режима, предупреждение брака, обслуживание  и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры);

- транспортно-складская (приемка,  учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции);

- функция поддержания в рабочем  состоянии основного и вспомогательного  оборудования, включающая профилактическое  его обслуживание, своевременный  плановый и текущий ремонт;

- энергетическая (обеспечение рабочего места всеми видами энергии-электричеством, сжатым воздухом, паром и т. д.);

- ремонтно-строительная (текущий ремонт  производственных помещений и  организационной оснастки);

- хозяйственно-бытовая (систематическая  уборка производственных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание).

Все эти функции могут выполняться  по различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие - децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка производственных площадей и пр.[14]

Значительными организационными и  экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать труд работников служб обслуживания, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т. д. Не случайно на таких передовых предприятиях поточно-массового производства, как, например, ВАЗ, централизация вспомогательных работ приближается к 100%. Однако эта система может быть применена только с учетом специфики производства.

При децентрализованной системе усиливается  ответственность руководителей производственных подразделений за качество обслуживания и оперативно учитываются требования рабочих мест, но не всегда рационально используется рабочее время вспомогательных рабочих.

Наибольшее распространение на предприятиях промышленности получила смешанная (комбинированная) система обслуживания.

Обслуживание рабочих мест может быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.

При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует своевременность обслуживания и, следовательно, возможность полного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.

Планово-предупредительное обслуживание особенно целесообразно для серийного производства, где обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов-графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой подготовительной работы, четкого ритма работы служб обслуживания и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.[7]

Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства.

Разработка системы обслуживания рабочих мест включает выбор формы  ее организации, определение профессионального  состава обслуживающего персонала, установление его регламентаций, обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией, расчет нормативов обслуживания, организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих, а также организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.

К каждой системе предъявляются  специфические требования, однако все  системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим основным требованиям:

- иметь четкую специализацию  рабочих по функциям обслуживания;

- основываться на строгой регламентации  и плановости выполняемых работ  по обслуживанию и хорошей  взаимосвязи этих работ во  времени и пространстве;

- предусматривать проведение работ  по обслуживанию активно-предупредительного  характера (особенно это относится  к работам, связанным с обслуживанием  средств производства и предметов  труда);

- обеспечивать оперативность и  надежность обслуживания на всех  участках производства на основе  научного построения системы  с учетом специфики производства и возможности ее быстрой перестройки с использованием типовых решений;

- быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.

В целях наиболее полного учета  этих требований проектирование организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие - рабочие соответствующих специализированных служб обслуживания.

Выделение отдельных видов работ  по обслуживанию в самостоятельную  функцию, выполняемую специализированными  рабочими, целесообразно в тех  случаях, когда суммарные затраты  времени основных рабочих на их выполнение превышают сменный фонд времени  одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться  основными рабочими или его следует  совместить с другими видами работ  по обслуживанию.[7]

Следующий этап - определение состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслуживания с указанием способов и последовательности выполнения работ, скоординированных во времени (путем составления графиков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы.

Проектированию мероприятий по совершенствованию системы обслуживания производства должен предшествовать тщательный анализ состояния его организации на предприятии. Важная задача анализа - определение основных направлений в изыскании резервов совершенствования организации работ по обслуживанию. Такими направлениями являются уменьшение объема вспомогательных работ и устранение операций, не вызываемых производственной необходимостью. Уменьшение объема вспомогательных работ осуществляется различными путями, например, путем увеличения износостойкости базовых или запасных деталей, что уменьшает объем ремонтных работ, или повышения уровня унификации и стандартизации оснастки и инструмента, что приводит к сокращению объема инструментальных работ. К операциям, не вызываемым производственной необходимостью, могут быть отнесены: излишние транспортные и погрузочно-разгрузочные операции по многократному перемещению сырья и материалов; контрольные операции по проверке комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов; оформление излишней документации и т. д.

Обязательным условием рациональной организации процессов обслуживания является их механизация. Как показывает практика, производимые при этом затраты дают в 3-5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.

Накопленный опыт свидетельствует  о больших возможностях применения в службах обслуживания ЭВМ. В  настоящее время на предприятиях ЭВМ используют для расчетов в ремонтном производстве (планирование ремонтов, очередность выполнения работ и др.), в транспортно-складском хозяйстве (при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемкости и т. д.).

Функции обслуживания на различных  предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации работы по каждой функции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.

Прогрессивные изменения в разделении труда, кооперация и интеграция производства усложняют организацию его обслуживания, делают ее более комплексной. Сложные системы распадаются на мелкие подсистемы, которые требуют четкой координации и контроля. В этих условиях важное значение имеет внедрение комплексной технологии, предусматривающей использование прогрессивных методов выполнения не только основных, но и ряда вспомогательных работ (погрузочно-разгрузочных, транспортных, складских и т.п.).Внедрение комплексной технологии создает благоприятные условия для применения на предприятиях наиболее прогрессивной системы - комплексной регламентированной системы обслуживания рабочих мест, обеспечивающей эффективное осуществление производственного процесса.[12]

Под комплексной регламентированной системой обслуживания рабочих мест понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности и методов выполнения работ, связанных со своевременным, бесперебойным обеспечением рабочих мест элементами сменного задания (предметами труда, оснасткой, документацией и т. д.). Такие мероприятия должны быть направлены на максимально возможное в данных конкретных условиях освобождение производственных рабочих от функций обслуживания.

Комплексное регламентированное обслуживание рабочих мест должно обеспечивать:

- плановость обслуживания на  основе утвержденного регламента (порядка), полное согласование системы  обслуживания с системой оперативно-календарного  планирования;

- предупредительность обслуживания, включая своевременную подготовку  и выдачу исходной технологической  и производственной документации  в обслуживающие подразделения, заблаговременное комплектование элементов производственных заданий и своевременную их доставку на рабочие места;

- согласованность регламентов  работы всех вспомогательных  служб между собой, а также  с работой производственных подразделений.

Для этого необходимо: четко закреплять производственные задания за рабочими местами, организовать их работу по установленным графикам; своевременно доводить оперативно-календарные планы производства до сведения вспомогательных служб и комплектовочных складов; вовремя пополнять запасы предметов и средств труда на складах; обеспечивать обслуживающие подразделения полным комплектом средств организационной оснастки.

Комплексная регламентированная система  обслуживания рабочих мест основана на четко разработанных документах, по которым осуществляется каждая функция обслуживания. Так, производственно - подготовительная функция регламентируется директивными и оперативными графиками производства и многоцелевыми план - картами. План - карта разрабатывается в двух экземплярах (маршрутная и контрольная) и включает широкую информацию о содержании производственного задания, необходимых для его выполнения инструментах, технологической оснастке, комплектующих изделиях и др. В план - карте указываются также номера рабочих мест основного производства, исполнители из числа обслуживающего персонала, нормы труда, сдельные расценки и др. Включение перечисленной информации в план - карту сокращает объем производственно-экономической документации, а нумерация граф позволяет обрабатывать их с помощью вычислительной техники.

В системе комплексного регламентированного  обслуживания важное значение имеет организация ремонтных работ и межремонтного обслуживания. В этом отношении заслуживает внимания опыт Волжского автомобильного завода, характерными особенностями которого являются насыщенность автоматическими и полуавтоматическими машинами и наличие массово-поточного производства, предъявляющего повышенные требования к надежности работы оборудования.

Сущность принятой на Волжском автозаводе системы состоит в перенесении  центра тяжести с ремонтных работ  на межремонтное обслуживание и профилактические осмотры. Систематическое накопление информации о причинах выхода оборудования из строя позволяет прогнозировать динамику профилактического обслуживания по предупреждению аварийных остановок.[10]

 

          1.2 Организация рабочего места

 

В соответствии с номером своего варианта я буду рассматривать рабочее  место токаря на примере механического  цеха.

Рабочим местом называется участок  производственной площади цеха, на котором расположен станок с комплектом приспособлений, вспомогательного и  режущего инструмента, технической  документации и других предметов  и материалов, находящихся непосредственно в распоряжении токаря. Оснащенность рабочего места и организация труда на нем в значительной мере определяют производительность труда токаря.

Информация о работе Организации нормирования и оплаты труда