Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа
Сегодня бюджетирование применяется в наших компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности.
Введение……………………………………………………………………3-4 стр.
Глава 1. Теоретические основы процесса бюджетирования………….5-21 стр.
1.1. Сущность, функции и задачи бюджетирования…………………5-10 стр.
1.2. Классификация бюджетов и методов их разработки…………..11-14 стр.
1.3. Мировой и отечественный опыт бюджетного планирования на предприятии……………………………………………………....15-21 стр.
Глава 2. Расчет и анализ бюджетирования
предприятия ОАО «Антей»…………………………………………….22-27 стр.
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Антей»………….22-23 стр.
2.2. Расчет показателей эффективности бюджета ОАО «Антей»….24-27 стр.
Глава 3. Совершенствование системы бюджетирования
ОАО «Антей»……………………………………………………………28-29 стр.
Заключение………………………………………………………………...30 стр.
Приложение…………………………………………………………….31-32 стр.
Литература………………………………………
В концернах Германии процесс финансового планирования ориентирован, по большей мере, на внутренних пользователей информации, лиц, принимающих управленческие решения. Бюджетный процесс строго регламентирован, корректировке, учитывающей изменения условий, в ходе хозяйственного цикла подвергаются лишь долгосрочные бюджеты. Средне- и долгосрочные бюджеты меняются только в следующем цикле, т.е. процесс финансового планирования в рамках континентальной модели учета нельзя признать гибким. В связи с этим, а также развитием межнациональных экономических связей, в практике применения информационных систем учета стран континентальной Европы, в том числе Германии, речь идет о переходе к стандартам GAAP (в литературе встречаются упоминания о German GAAP).
Опыт ряда стран континентальной Европы и США убедительно свидетельствует о сближении национальных стандартов со стандартами международными. Это отражает общемировую тенденцию развития всех национальных рыночных экономик вследствие глобализации макроэкономических процессов.
Развитие бюджетного планирования в России. Практика показывает, что большинство руководителей предприятий все еще не владеют философией бюджетирования и относятся скептически к полезности такого подхода в российских условиях. [4]
Для российского предпринимательства продолжают оставаться актуальными следующие вопросы, на которые обычно отвечает бюджетирование:
прогнозирование финансовых результатов хозяйственной
деятельности, финансовой состоятельности отдельных видов деятельности и продуктов, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития
организации бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;
анализ эффективности работы различных структурных подразделений,
контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.
Основная беда российских предприятий состоит в том, что вопросам стратегического планирования и бюджетирования уделяется второстепенное внимание. Ввиду сложного финансового состояния многие предприятия пытаются найти выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без должной проработки долгосрочных целей они меняют свои приоритеты в развитии продукции и услуг, выходят на, казалось бы, многообещающие сегменты рынка, а затем бросают их. Непродолжительный выход на новые рынки неизвестного производителя при отсутствии рекламы из-за ограниченности финансовых средств также понижает возможности серьезного прорыва в конкурентной борьбе. Именно на решение этих и других задач, определяющих эффективный бизнес, и направлено стратегическое планирование.
Реализация стратегии раскрывается в бюджетах в виде решения среднесрочных и текущих задач, развивающих и конкретизирующих положения стратегического плана. Ключевую роль при этом играет то, насколько организационная структура и система управления предприятия приспособлены к реализации поставленных стратегических целей и задач.
Организовать бюджетирование в компании помогает внутренний аудит. Известно, что наличие комитета по внутреннему аудиту является обязательным условием котировки акций компании на подавляющем большинстве зарубежных бирж. Требование о создании комитета по внутреннему аудиту во многих странах стало частью правовой базы, регулирующей деятельность эмитентов ценных бумаг. Наличие эффективного внутреннего аудита в последние годы стало в глазах инвесторов одним из важнейших символов приверженности компании должному корпоративному управлению. Более того, наличие или отсутствие внутреннего аудита в публичной компании рассматривается как важный фактор повышения эффективности менеджмента. Тем не менее ситуация в российском корпоративном секторе существенно отличается от вышеизложенной. Очень небольшое число российских крупных компаний имеют в своем штате внутренних аудиторов.[5]
Обучение специалистов предприятия системе бюджетирования, постоянная диагностика и внешний консалтинг позволяют в приемлемые сроки вывести предприятие на уровень кредитоспособности и привлечь капитал для стратегического развития.
Таким образом, использование бюджетирования в деятельности компании – необходимое условие успеха бизнеса. Системная логика, развитая методология и методы, на которых базируется бюджетирование, являются существенным подспорьем в улучшении менеджмента компании и выводе его на конкурентный уровень.
Глава 2.
Расчет и анализ бюджетирования предприятия ОАО «Антей»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Антей»
Открытое акционерное общество «Антей»
Почтовый адрес: 165300, Архангельская область, Котлас, ул. 7-го
Съезда Советов, 158
Телефон/факс: (81837) 2-23-96
Основной деятельность предприятия ОАО «Антей» является деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта. Так же существуют и дополнительные виды деятельности предприятия: производство прочих изделий из пластмасс, не включенных в другие группировки; обработка отходов и лома пластмасс; прочая оптовая торговля; прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах.
ОАО «Антей» было образовано еще в 1991 году. И вот уже более 15 лет предприятие специализируется на производстве изделий из пластмасс.
В настоящее время номенклатура продукции насчитывает более 100 наименований изделий. Это:
-Заглушки на различные диаметры и профили труб;
-Мебельная фурнитура;
-Пробки для бумажных гильз ЦБК;
-Уголки для упаковки ДВП, фанеры и прочей продукции;
-Ручки для эмалированной посуды;
-Пластмассовые изделия для железобетонных конструкций;
-Сидения для стульев и табуретов;
Второе направление деятельности предприятия – это переработка отходов пластмасс. В настоящее время налажена переработка бутылок ПЭТ, пленки всех видов, твердых отходов пластмасс, лома медицинских изделий.
Одним из важнейших направлений деятельности ОАО «Антей» является также изготовление на собственном оборудовании предприятия пресс-форм для литья изделий из пластмасс.
Клиентами предприятия преимущественно являются строительные и мебельные компании и многие крупные организации не только Архангельской области, но и всей России в целом.
2.2. Расчет и анализ показателей эффективности бюджета ОАО «Антей»
На основании данных бюджета о движении денежных средств, рассчитаем эффективность планирования бюджета на предприятии используя метод «от достигнутого».
Бюджет о движении денежных средств, тыс. руб.
Наименование | Данные | В том числе по | |||
I | II | III | IV | ||
1. Остаток денежных средств на начало периода | 130 | 130 | 100 | 64 | 78 |
2. Поступление денежных | 3 465 | 1 020 | 467 | 956 | 1 022 |
2.1. От продажи товаров | 2 460 | 240 | 768 | 1 032 | 420 |
2.2. От продажи прочих | - | - | - | - | - |
2.3. От дебиторов | 1 005 | 120 | 357 | 515 | 13 |
3. Итоговая сумма денежных средств | 3 595 | 1 150 | 567 | 1 029 | 1 100 |
4. Расходование денежных | 2 690 | 430 | 500 | 980 | 1 910 |
4.1. Приобретение товаров | 2 000 | 545 | 670 | 880 | 1 495 |
4.2. Выплата заработной | 400 | 100 | 100 | 100 | 100 |
4.3. Уплата налогов и | 160 | 40 | 40 | 40 | 40 |
4.4. Приобретение | 130 | 100 | 25 | 5 | - |
5. Профицит (дефицит) | 905 | 720 | 67 | 49 | -810 |
6. Финансирование, всего | 1 200 | - | - | - | 1 200 |
6.1. Получение кредитов и | 1 200 | - | - | - | 1 200 |
7. Остаток денежных средств на конец периода (п. 5 + п. 6) | 2 105 | 720 | 67 | 49 | 390 |
С п.1 по пункт 4.4. включительно, данные предоставлены на основе бух. отчетности предприятия ОАО «Антей».
Профицит (дефицит)денежных средств (2009г.):
(п. 3 - п. 4)
3595 т.р. - 2690 т.р. = 905 т.р.
I квартал: 1150 т.р. – 430 т.р. = 720 т.р.
II квартал: 567 т.р. – 500 т.р. = 67 т.р.
III квартал: 1029 т.р. – 980 т.р. = 49 т.р.
IV квартал: 1100 т.р. – 1910 т.р. = -810 т.р.
Остаток денежных средств на конец периода (2009г.):
(п. 5 + п. 6)
905 т.р. + 1200 т.р. = 2105 т.р.
I квартал: 720 т.р. + 0 т.р. = 720 т.р.
II квартал: 67 т.р. + 0 т.р. = 67 т.р.
III квартал: 49 т.р. + 0 т.р. = 49 т.р.
IV квартал: -810 т.р. + 1200 т.р. = 390 т.р.
Построим диаграмму бюджета движения денежных средств ОАО «Антей» на основе данных таблицы и произведенным по ней расчетам и проанализируем полученные результаты:
Анализ данных бюджета о движении денежных средств свидетельствует о наличии как минимум двух негативных моментов.
Во-первых, в исследованной организации на конец периода имеется значительный профицит денежных средств, который не используется в текущей финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем его, исходя из международной учетной практики, можно рассматривать как убыток.
Во-вторых, превышение суммы расхода денежных средств над суммой дохода в четвертом квартале привело к их дефициту, который был покрыт за счет полученного кредита.
Таким образом, налицо несбалансированная финансовая политика организации, приведшая к внешним заимствованиям, которые в силу высоких процентных ставок и иных невыгодных условий могут существенно ухудшить финансовое состояние организации в недалеком будущем. Кроме того, перекосы в товарной политике (закупка слишком больших партий сырья, оборудования) создает угрозу затоваривания, приводящего к возрастанию расходов на хранение и прочих затрат.
Глава 3.
Совершенствование системы бюджетирования ОАО «Антей»
Одной из основных задач совершенствования системы планирования и бюджетирования является координация текущей деятельности предприятия в целях достижения целевых значений ключевых показателей эффективности.
Тот факт, что компания использует лишь одну систему бюджетирования для всего и вся, составляет лишь часть проблемы. Ведь под бюджетом подразумевается план, но теперь бюджет понимается и как прогноз на то, чего хочет добиться за определенный отрезок времени компания. Эти задачи несовместимы, поэтому неудивительно, что у многих компаний возникают большие сложности с составлением бюджетов. И ОАО «Антей» не является исключением.
В IV квартале 2009 года у предприятия был значительный дефицит денежных средств, который пришлось покрывать за счет заемный денежных средств из вне (взятие кредита). Хотя, было бы целесообразно использование возникшего профицита в 2009 году, который, совершенно не использовался предприятием, и таким образом являлся для него дефицитом.
Следовательно, предприятию нужно пользоваться своими, имеющимися, ресурсами (денежными средствами), а не занимать и использовать их из вне, тем самым увеличивая свою кредиторскую задолженность.
Предприятию можно предложить усовершенствование или смену состава менеджеров. Набор более квалифицированных специалистов, которые имеют дальновидность, готовы работать на повышение доходов предприятия, а не на увеличение его расходов.
Так же, снижение расходов предприятия на приобретение товаров, снижение заработной платы, путем сокращения персонала (что не является положительным выходом со стороны занятости и может привести к забастовкам и отрицательному отношению к компании). Повысить цены на продаваемые товары, что приведет к росту дохода. Но это не может быть тоже положительным, т.к. у компании есть конкуренты, которые не дремлют и сразу же сыграют себе в плюс. Хотя, существует вероятность того, что клиенты ОАО «Антей» не пойдут к конкуренту, т.к. давно работают с компанией, имеют свои скидки, договоренности и довольны качеством покупаемой продукции, т.к. компания зарекомендовала себя за более чем 15 лет работы на рынке.
Заключение
Разработка бюджетной системы предполагает усовершенствование существующих и разработку необходимых новых форм бюджетов для полноты отражения и контроля всех существенных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия, деятельности структурных подразделений по центрам финансовой ответственности, показателей доходов, расходов, закупок, финансовых потоков, инвестиций.