Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение методов и принципов ценообразования, видов цен на продукцию и услуги, факторов, влияющих на формирование цен, а так же изучение государственного регулирования ценообразования.
Ценообразование является не только одной из главных составляющих системы управления операционными доходами предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Оно существенно влияет на объем операционной деятельности предприятия, формирование его имиджа у потребителей продукции, уровень финансового состояния в целом.
Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение [12].
2.3.
Цели и методы государственного
регулирования цен
В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовая, инвестиционная, кредитная и денежная политика. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции [13].
Воздействие на факторы, определяющие предложение включает:
Воздействие на спрос:
Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). Контроль осуществляют местные органы управления и социальные партнеры.
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдение занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
Степень государственного регулирования
цен изменяется в зависимости от состояния
экономики: усиливается в кризисных ситуациях
и ослабевает по мере преодоления кризиса[14].
2.4 Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь
на современном
этапе, ее цели
и основные направления
В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Это Закон Беларуси «О ценообразовании» от 10 мая 1999 года № 255-З, Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной защиты населения.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
На сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
В соответствии с Законом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления:
Методы государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров (работ, услуг). При этом государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен и тарифов.
В настоящее время для всех субъектов хозяйствования установлен единый порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию, товары, работы, услуги. Особенности формирования и применения цен и тарифов по видам деятельности определены отраслевыми положениями о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденными отдельными министерствами по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь [15].
3 Расчет цен на продукцию из хрусталя на хрустальном стеклозаводе
«Неман»
Вся история стекольного производства в городе Березовка началась в конце XIX века. Оно было основано в Лидском повете Виленской губернии гут – так издавна на Белой Руси называли стекольные мастерские. Первая гута открылась в 1875 году в Урочище Устронь возле хутора Устрынь Борки. В 1883 году начала работать гута в урочище Березовка. А в 1894 году – около хутора Новая Гута.19 сентября 1883 года местный помещик Зенон Ленский обратился в Лидское уездное управление за разрешением «устроить на лесной даче Заенчицы стекольный завод». Но в Заенчицах строить его не разрешили, выделив под строительство участок в лесу у Старой Гуты. В 1891 году завод Ленского взяли в аренду мастера Вильгельм Краевский и Юлиус Столле. Спустя некоторое время они построили собственный завод. Именно с этого момента начался расцвет предприятия.
О художественном уровне и квалификации местных мастеров ходили легенды и во времена Российской империи, и в годы Советской власти. Неслучайно знаменитый скульптор Вера Мухина приезжала именно сюда, чтобы выполнить правительственный заказ по своим эскизам.
Стеклозавод «Неман», восстановленный после Великой Отечественной войны, был третьим по величине среди стекольных предприятий Советского Союза. В настоящее время – это современное технически оснащенное предприятие по производству изделий из хрусталя, цветного и бесцветного стекла со всевозможными видами декорирования. Стеклозавод «Неман», восстановленный после Великой Отечественной войны, был третьим по величине среди стекольных предприятий Советского Союза. В настоящее время – это современное технически оснащенное предприятие по производству изделий из хрусталя, цветного и бесцветного стекла со всевозможными видами декорирования. Так же на заводе выпускается знаменитое молочно-дымчатое стекло с «неманской нитью», ставшее фирменным знаком предприятия.
Многие экспонаты, отмеченные премиями и дипломами престижных международных выставок, считаются подлинными произведениями искусства.Изделия завода пользуются популярностью во всем мире. Продукция «Неман» пользуется большим спросом в России, Германии, Голландии, Бельгии, Болгарии, Греции, Италии, Франции, США, Канаде, Казахстане, Литве, Латвии, Эстонии и других странах ближнего и дальнего зарубежья.
Предприятия имеет очень широкий ассортимент выпускаемой продукции, что способствует финансовой устойчивости независимости предприятия. В ассортименте отражены именно те виды продукции, которые в большей степени пользуются спросам и на производство которых идёт наименьшая доля затрат. Ассортимент продукции с/з «Неман» позволяет сотрудничать не с одним, а с рядом предприятий, которые находятся в различных странах, что способствует финансовой независимости. Ту часть продукции, которую не смог купить покупатель по договору можно, разбить на ряд мелких партий и поставить другим партнерам по более низкой цене. Это позволяет в первую очередь продать продукцию, а разницу в ценах оплатит покупатель, который не выполнил условия договора.
Определим оптовую цену на единицу продукции. Расчёт оптовой цены приведём в таблице 1 по формуле(6).
Таблица 1 − Расчет оптовой цены
Статья затрат и элементы цены | Сумма, рублей |
сырьё и материалы (за вычетом возвратных доходов) | 1250 |
топливо и энергия | 1000 |
заработная плата производственных рабочих | 390 |
отчисления на соц. нужды | 1630 |