Методы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:45, реферат

Краткое описание

Методы ценообразования

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 168.23 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  социальный университет»

Уральский институт социального  образования

(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге

Кафедра гуманитарного и  социального образования

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Ценообразование»

на тему: «Методы ценообразования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Выполнил студент:

       Козлова Е. В.

       группа № 295

       Специальность 040101.65

       «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

       Проверил:

       д.э.н., профессор

       Эргешбаев У. Ж.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Введение

3

1. Понятие, сущность, роль  цен и ценообразования в рыночной  экономике

4

2. Методы ценообразования

7

Заключение

20

Список использованной литературы

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность избранной темы. Цена была  и остается  важнейшим критерием принятия  потребительских решений.  Для  государств  с  невысоким  уровнем  жизни,  для  бедных  слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это  характерно.

Объект исследования. Методы ценообразования.

Предмет исследования. Процесс ценообразования в зависимости от выбранного метода.

Цель работы:

    1. Раскрыть понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике.

    2. Дать представление о методах ценообразования.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Сформулировать понятие ценообразования.
  2. Выделить классификацию методов ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования  в рыночной экономике

 

Ценообразование — процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования цены кладутся издержки производства и обращения.

В самом общем виде понятие  цены и основные понятия, связанные  с понятием цены, приведены на рис. 1


 





 


 

Рис. 1. Понятие цены в рыночной экономике

Цена является рыночной характеристикой  товара; в ней в равной степени  отражаются интересы всех участников процесса товарообмена  - производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен  на товары и услуги. Традиционно  выделяются две полярные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное, командное) ценообразование.

В условиях централизованного  ценообразования при командном  управлении экономикой установление цены происходит в сфере производства. Цены определяются только в зависимости  от затрат на производство товара и  оказание услуги. Это делается при  непосредственном участии государственных  органов до начала процесса производства. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Спрос фиксируется  на уровне заранее заданных цен не вызывая их дальнейшего изменения.

Процесс формирования цен  на условиях рынка происходит в сфере  реализации продукции. Именно здесь  «сталкиваются» спрос на товар и  услугу, предложение, полезность предлагаемых товара и услуги, целесообразность их приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный товар, оказанная услуга и цена на них проходят проверку на рынке, где формируется окончательная цена товара и услуги.

Принципиальное отличие  рыночного ценообразования заключается  в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением непосредственно  собственником или производителем  товара и услуги. Государственные  органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих подходов к  ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых  по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное  регулирование цен допускается  на продукцию предприятий-монополистов, товары, работы и услуги, от которых  зависят масштаб цен в экономике  и социальная защищенность отдельных  групп населения.

Цены играют важную роль и в предпринимательской деятельности  каждого предприятия, так как  от их уровня зависят конечные результаты деятельности, в том числе прибыль  и рентабельность. Цены выступают  основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товара и оказания услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы ценообразования

 

После проведения предварительной  работы предприятие приступает к  выбору метода ценообразования. Хотя окончательный  уровень цены определяется рынком, каждое предприятие должно проводить расчеты предполагаемой исходной (базовой) цены, что и осуществляется путем применения различных методов. Выбор конкретной методики зависит от того, какие цели оно поставило перед собой, каковы ситуация на рынке и потребительские характеристики производимых и реализуемых товаров. Каждый из методов ценообразования имеет свои преимущества и недостатки и по-разному влияет на уровень цены.

В практике рыночного ценообразования  используется множество методов  формирования цены.

Цена, рассчитанная каким-либо методом, представляет собой предварительную  величину, позволяющую предприятию  оценить ситуацию, и в дальнейшем уровень цены корректируется с учетом скидок, надбавок, действующей системы  налогообложения, инфляционных процессов.

 

Рис. 2. Методы ценообразования

 

 

 

 

2.1. Формирование цен на основе затрат предприятия

 

Методы, основанные на учете  затрат, отражают ориентацию на производителей (продавцов), являются традиционными и довольно распространенными, что обусловлено наличием необходимой информации у предприятий, простотой расчетов, возможностью определить нижнюю границу цены, позволяющей возместить понесенные расходы. Однако они имеют недостатки:

- не учитывается уровень спроса и может сложиться ситуация, когда из-за высокой цены товар не будет реализован;

- «затратная» цена не отражает меры ценности товара для покупателей;

- игнорируется влияние цен конкурентов и их поведение.

Возможно пять вариантов формирования цены:

1. на основе полных издержек («издержки +»);

2. на основе предельных издержек (маржинальных издержек,

3. сокращенной себестоимости, прямых затрат);

4. на основе дохода с оборота;

5. на базе рентабельности инвестиций;  с учетом безубыточности.

При применении первых двух методов издержки могут быть как фактическими, так и нормативными (стандартными).

 

2. 1. 1. Метод полных издержек

 

При этом методе в основу цены закладывают все фактические затраты предприятия на производство и сбыт продукции (постоянные и переменные), т.е. рассчитывают полную себестоимость изделия, и которой прибавляют сумму прибыли. Цену определяют по формуле:

 

где Иполн – полные затраты на производство единицы изделия, руб.

Так как постоянные расходы распределяют между всеми видами выпускаемой продукции пропорционально какому-либо показателю, то при разных способах распределения в зависимости от выбора базы колеблется и уровень себестоимости изделия. В результате к перечисленным недостаткам этого метода добавляется еще один – искажается фактическая себестоимость изделия, а это приводит к занижению или завышению цены.

В сущности, многие предприятия торговли также применяют данную методику: в качестве полных издержек здесь выступает цена приобретения товара без НДС, а роль рентабельности продукции играет уровень торговой надбавки.

Более прогрессивным и  обоснованным является метод стандартных (нормативных) полных издержек. Сущность его заключается в том, что в основу цены закладывают не фактические, а нормативные затраты и постоянно учитывают отклонение фактических расходов от норм (табл. 1)

 

Таблица 1

Калькуляция цен методом  стандартных издержек (руб.)    

 

Показатели

Изделие

норма (стандарт)

Отклонение

Затраты на сырье, материалы

54

- 2

Расходы на оплату труда  с отчислениями на социальные нужды

110,8

-

Прочие расходы

125,2

+15

Косвенные затраты

90

-8

Итого издержек

380

+5

Прибыль

45

+5

Цена 

425

-


 

Данный метод ценообразования  имеет ряд преимуществ по сравнению с простым учетом фактических затрат. Во-первых, дает возможность управлять затратами, так как рассчитывают не просто общую величину отклонения, а в разрезе каждой статьи.

Во-вторых, позволяет осуществлять пофакторный анализ статей затрат и выявлять, за счет чего произошло отклонение цены от стандарта. Например, если цена на сырье возросла на 10%, а расход сырья и материалов снизился на 6%, то:

– в результате повышения  цен затраты на сырье составили:

 

т.е. рост цен привел к  перерасходу по сравнению со стандартом на 5,4 руб.;

– за счет снижения расхода сырья и материалов затраты снизились:

 

т.е. получена экономия 59,4 – 56 = 3,4 (руб.).

Общий перерасход 2 руб. обусловлен ростом цен на 5,4 руб. и снижением расходов на 3,4 руб.

В-третьих, обеспечивает возможность непрерывного сопоставления статей затрат с финансовыми результатами вне зависимости от изменений в загрузке производственных мощностей.

В-четвертых, ориентирует производителей на снижение затрат. Наиболее сложный момент при введении системы нормативных (стандартных) издержек – определение прогрессивных и обоснованных норм затрат, что предполагает детальное изучение методов производства, технических характеристик изделий и т.д.

Однако лучше иметь  хоть какую-то норму, чем никакой, поскольку это позволит в определенной мере контролировать эффективность производства и уровень цен.

 

 

 

 

2. 1. 2. Метод предельных издержек

 

Метод предельных издержек предполагает учет в цене продукции только тех затрат, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх уже освоенного производства. Эти издержки в экономической литературе называют по-разному: маржинальные, предельные, сокращенные, прямые, а в практической деятельности таковыми принято считать переменные расходы. В этом случае цену рассчитывают по формуле:

 

где Ипер – сумма предельных (переменных) издержек на единицу, руб.

Как уже отмечалось, применение этого метода основано на принципе маржинальной прибыли, за счет которой возмещаются постоянные затраты.

Если предприятие формирует цену методом предельных издержек и планирует получить заданную норму прибыли на вложенный капитал, то рентабельность продукции рассчитывают по формуле:

 

где Ипост – сумма постоянных издержек предприятия в целом, руб.

Метод предельных издержек является более сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. В случае его использования предприятие должно оценивать потенциальный объем продаж по каждой предполагаемой цене. Применяют его в различных ситуациях:

Информация о работе Методы ценообразования