Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение методов и принципов ценообразования, видов цен на продукцию и услуги, факторов, влияющих на формирование цен, а так же изучение государственного регулирования ценообразования.
Ценообразование является не только одной из главных составляющих системы управления операционными доходами предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Оно существенно влияет на объем операционной деятельности предприятия, формирование его имиджа у потребителей продукции, уровень финансового состояния в целом.
Введение
В условиях рыночной экономики коммерческий
успех любого предприятия или предпринимателя
во многом зависит от правильно выбранной
стратегии и тактики ценообразования
на товары и услуги. Сложность ценообразования
состоит в том, что цена — категория конъюнктурная.
На ее уровень оказывает существенное
влияние комплекс политических, экономических,
психологических и социальных факторов.
Сегодня цена может определяться фактором
затрат, а завтра ее уровень может зависеть
от психологии поведении покупателей.
Однако,
в настоящее время значительная часть
предпринимателей нашей страны не имеет
необходимых теоретических и практических
знаний сложного механизма ценообразования
на товары и услуги. В результате они зачастую
допускают серьезные просчеты при установлении
цен, что немедленно сказывается на конечных
финансовых результатах, ведет в ряде
случаев к существенным убыткам, а иногда
и к банкротству предприятий. Чтобы этого
не случалось, каждый финансист, экономист,
каждый предприниматель должен владеть
теорией и практикой ценообразования.
Ценообразование является не только одной
из главных составляющих системы управления
операционными доходами предприятия,
но и важнейшим механизмом, обеспечивающим
многие приоритеты его экономического
развития. Оно существенно влияет на объем
операционной деятельности предприятия,
формирование его имиджа у потребителей
продукции, уровень финансового состояния
в целом.
Целью
данного курсового проекта является изучение
методов и принципов ценообразования,
видов цен на продукцию и услуги, факторов,
влияющих на формирование цен, а так же
изучение государственного регулирования
ценообразования.
Курсовой проект состоит из введения, трех разделов, заключения и литературы.
Во введении дается краткая характеристика разделов, входящих в курсовой проект, а так же определена цель, обусловлена актуальность выбранной темы.
В первом разделе «Методы формирования цен» изучена экономическая сущность и функции цен, виды цен и методы их формирования, а так же факторы, влияющие на их формирование.
Во втором разделе «Государственное регулирование цен» рассмотрено понятие государственного регулирования ценообразования, причины необходимого регулирования цен, цели и методы регулирования, а так же государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления.
В третьем разделе «Расчет цен на продукцию из хрусталя на хрустальном стеклозаводе «Неман» » произведены расчеты оптовой цены, отпускной цены на импортируемую продукцию, а так же приведен пример определения цены затратным методом.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы по проделанной работе.
1 Методы формирования цен
1.1 Экономическая сущность и функции цен
Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.
В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:
-учетно-измерительная;
-регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);
-стимулирующая;
-перераспределительная.
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.
Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.
Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества [1].
Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.
Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопление отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.
Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.
1.2 Виды цен и методы их формирования
Отпускная цена предприятия – это цена, по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям.
Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, налог на добавленную стоимость, акциз, косвенные сборы и отчисления.
Расчет производится по формулам (1), (2), (3), (4),(5)
где Цотп- отпускная цена;
с/с- себестоимость;
П- прибыль;
ЕП- единый платеж;
НПат- налог с продаж автомобильного топлива;
НДС- налог на добавленную стоимость;
А- акциз.
П=с/с*Нр:100
где
Нр- норма рентабельности.
А=(с/с+П):(100-Сак)*Сак (3)
где Сак- ставка акциза.
ЕП=(с/с+П+А)*2(100-2)
НПат=(с/с+П+ЕП):100*Сат
где Сат- ставка с продаж автомобильного топлива.
Оптовая цена – это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным организациям. Оптовая цена состоит из отпускной цены предприятия и оптовой надбавки.
Оптовая цена рассчитывается по формулам (6), (7)
где Цопт - оптовая цена;
Нопт – оптовая надбавка.
где Сндс - ставка НДС.
Розничная цена – это цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению. Она состоит из оптовой цены, розничной надбавки, размер которой ограничен до 30% от отпускной цены, сформированной предприятием, изготовителем или импортером. Она исчисляется с учетом оптовой надбавки (включает в себя оптовую надбавку).Розничная цена рассчитывается по формулам (8), (9), (10), (11)
где Цр- розничная цена;
Нр- розничная надбака;
Цотп б ндс- отпускная цена без НДС;
НДСр- НДС по свободной розничной
цене.
Нр= Цотп*Ср:100
где Ср- ставка розничной надбавки.
НДСр= (Цотп+Нр)*Сндс:100
Нс пр= (Цотп+Нр+НДС)*Сн.с пр.:100 (11)
где Сн.с пр.- ставка налога с продаж;
Нс пр – налог с продаж [2].
Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования.
По
степени и способу
-жёсткофиксированные (назначаемые);
-регулируемые (изменяемые);
-договорные (контрактные);
-свободные (рыночные).
Жёсткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами. Их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных .
Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложения товара [3].
Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство , устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и роста спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условии нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счёте дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям[4].
Регулирование цен по величине может также проводится путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности(прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем 50 %. . Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.