Экономическое развитие стран Европы и Сша во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

До середины XIX столетия на протяжении сравнительно долгого времени Европа прочно занимала лидирующие позиции в мире, затем эти позиции перешли к США. Западная Европа особенно сильно отставала от США сразу же после Второй мировой войны в результате военных действий и огромных разрушений на ее территории. Однако постепенно она стала наращивать свою экономическую мощь, и в настоящее время совокупный ВНП Западной Европы превышает ВНП США. На этот регион приходится 50% мирового экспорта и 40% золотовалютных резервов мира, что значительно больше, чем в США.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….…3
Основные этапы развития экономик стран Европы
и США во второй половине XX в
1. Первый этап (1945—1950 гг.)………………………………….………..….4
2. Второй этап (1950—1974 гг.)……………………………….…………….…9
3. Третий этап (1974 — 1984 гг.)…………………………………………..….12
4. Четвертый этап (1985—1990 гг.)………………………………………..….17
Заключение………………………………………………………………………..…24
Список литературы ………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

экономика Европы и США конечное.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Однако, опираясь на количественные факторы экономического роста, Западная Европа в отличие от США меньше внимания уделяла таким качественным процессам, как НТП, преимущественное развитие высокотехнологичных отраслей, укрепление связи науки с производством. В этом нет ничего удивительного, поскольку данные качественные аспекты более присущи не экстенсивному, а интенсивному типу экономического развития, на который Западная Европа перейдет позже. Доля затрат на НИОКР в ВНП главных стран Западной Европы за период с 1960 по 1973 г. лишь приблизилась к 2%, тогда как в США составила 2,7%. В рассматриваемый период в странах Западной Европы, как и в США, преобладала кейнсианская модель экономического роста, основу которой составляют форсирование спроса с непременным участием государства и подтягивание к нему производства.

Второй этап послевоенного экономического развития Западной Европы связан с формированием процесса широкой экономической интеграции. Уже в 1951 г. была создана интеграционная система в рамках черной металлургии и угольной промышленности (Европейская организация по углю и стали — ЕОУС), в 1957 г. заключен исторический Римский договор, объединивший 6 стран Западной Европы (Бельгия, Голландия, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия) в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Впоследствии сообщество стало активно расширяться (до 15 стран-членов), и ныне стать его членами желают многие постсоциалистические страны.

За период с 1950 по 1958 г. был создан Европейский платежный союз (ЕПС), отменивший многие таможенные пошлины в торговле стран «шестерки» между собой и назначивший единый таможенный тариф на импорт продукции из других стран. Постепенно заработали такие органы ЕЭС, как Европейский парламент, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Совет министров, Европейский совет, Европейский суд и т. д.

Члены ЕЭС создали свой бюджет, начали унифицировать налоговую структуру: к 1973 г. налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость. Интеграция постепенно распространялась на денежную, кредитную и валютную сферы. Вначале возник Европейский инвестиционный банк, затем Европейский фонд валютного сотрудничества. После длительных дискуссий в 1970 г. был принят «план Вернера», который ставил целью создание Европейского валютного фонда и европейской денежной единицы. Центральные банки стран—членов ЕЭС наладили постоянные встречи для согласования своей кредитно-денежной и валютной политики.6

Однако объективные процессы экономической интеграции не всегда подкреплялись согласованием вопросов на политическом уровне. В 1965 г. в рамках ЕЭС разгорелась борьба вокруг функций его руководящих органов. Столкнулись федералисты и конфедераты.

Сторонники федерализма считали, что необходимо усиливать наднациональные полномочия институтов сообщества и переходить на принятие решений не на основе консенсуса, а на базе большинства голосов. Они стремились, следовательно, к более жесткой политической интеграции. Однако Президент Франции де Голль решил не уступать национальных прерогатив, и Франция в 1965 г. объявила бойкот работе органов ЕЭС. В течение семи месяцев их деятельность была парализована. Лишь в 1966 г. был, наконец, достигнут Люксембургский компромисс, согласно которому принцип консенсуса (единогласия) сохранился, но позиции КЕС были ослаблены, права Европейского парламента не расширены. Сторонники конфедерализма на данном этапе взяли верх.

 

 

 

 

 

3. Третий этап (1974 — 1984 гг.)

Этот этап связан с  серьезным замедлением как темпов экономического роста, так и интеграционных процессов. Среднегодовые темпы роста ВНП сократились до 1,7% (в США — 2,3%, в Японии — 4,2), промышленного производства — до 0,8% (в США и Японии — соответственно 1,3 и 2,1%).

Причины появления столь неблагополучного периода в развитии экономики Западной Европы, который продолжался целых 10 лет, до конца не ясны. Специалисты обычно ссылаются на «нефтяные шоки» 1973—1974 и 1978—1979 гг., которые создали стра-ны-нефтеэкспортеры, члены Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК). Резко ухудшились условия внешней торговли для Западной Европы, что вызвало необходимость срочного перераспределения инвестиционных и иных ресурсов в энергосбережение, закупку и переработку сырой нефти. Одновременно усилилось государственное регулирование экономики, более отчетливо проявились циклические факторы в развитии экономики. Возник эффект импорта инфляции из США, Страны Западной Европы ввели плавающие курсы валют, повысили темпы роста социальных расходов, которые стали обгонять рост производительности труда, и т. д.7

Тем не менее в рассматриваемые  десятилетия начался переход  с экстенсивного на интенсивный тип экономического развития. Несмотря на падение нормы прибыли, ухудшение общих условий воспроизводства, усилился процесс обновления и модернизации основного капитала. В воспроизводственной структуре капвложений стала заметно нарастать доля амортизации. В ФРГ, например, она увеличилась с 42 до 71% от общей суммы инвестиций в промышленность за 1970—1985 гг. Все это сопровождалось сокращением сроков морального и физического износа основного капитала, ускорением его обновления. Однако доля расходов на расширение основного капитала сокращалась, что негативно сказывалось на расширении числа рабочих мест и обостряло проблему безработицы.

Важные сдвиги произошли  в технологической структуре капвложений: стала заметно расти доля оборудования. Так, за период с 1973 по 1985 г. доля оборудования в структуре инвестиций возросла в ФРГ с 37 до 48%, в Великобритании — с 41 до 47, во Франции — с 44 до 57.

В отраслевой структуре  капвложений повышался удельный вес вложений в сырьевые отрасли и в отрасли, связанные с НТР (электротехническая промышленность, производство ЭВМ, новых материалов). На этот же период приходится начало добычи нефти и газа со дна Северного моря, потребовавшее огромных инвестиций. Появились новые центры развития наукоемких производств, наметилась тенденция к выравниванию уровней экономического развития отдельных стран и регионов.

Несмотря на снижение темпов роста производства, темпы  роста экспорта оставались высокими. Тем не менее в результате неблагоприятного общего экономического положения, а также территориального расширения ЕЭС (в 1973 г. в него вступили Англия, Ирландия и Дания, в результате ЕЭС из «шестерки» превратилось в «девятку», а в 1981 г. в Сообщество была принята Греция и «девятка» стала «десяткой») в этот период нарушались принципы функционирования «Общего рынка». Стал практиковаться скрытый и даже открытый протекционизм внутри ЕЭС. Члены ЕЭС начали создавать нетарифные барьеры во взаимной торговле. И все же определенный прогресс имел место в области создания Европейской валютной системы (ЕВС) и региональной денежной единицы — ЭКЮ.

Важной чертой третьего этапа экономического развития Западной Европы является всплеск инфляции, вызванный развалом Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 —1973 гг. Как только были сняты ограничения на обесценение денег (в 1971 г. прекращен размен американских долларов на золото в центральных банках стран — членов МВФ, в 1973 г. отменены пределы колебаний курсов валют по отношению к доллару), начался бурный рост цен и не только в Западной Европе. Однако инфляция в странах этого региона развивалась более быстрыми темпами, чем, скажем, в США и Японии. Среднегодовой рост розничных цен за период с 1974 по 1983 г. в Западной Европе составил 11,7%, тогда как в США — 7,5, в Японии — 5,5. В основе этого процесса лежали такие факторы, как рост денежной массы и издержек производства, монопольное ценообразование, дефициты государственных бюджетов, кредитная экспансия, подогреваемая разросшимся мировым рынком ссудных капиталов. Возникло такое явление, как стагфляция, или инфляция в условиях стагнации экономики.8

Размах инфляционных процессов нанес удар по кейнсианству и дал толчок к усилению либерализма  в экономической политике, в частности  к монетаризму. В начале 80-х годов монетаризм взял верх в Великобритании, ФРГ, Норвегии, Швейцарии и странах Бенилюкса. Вместе с тем во Франции и Австрии, Испании, Португалии, Швеции, Греции и Финляндии сохранили свои позиции сторонники социал-реформизма, т. е. более широкого государственного регулирования экономики.

В этой связи заслуживает  специального рассмотрения опыт экономических реформ правительства М. Тэтчер в Великобритании, послуживший предтечей для «рейганомики» в США.

Несмотря на давние либеральные  традиции, в послевоенный период в Великобритании усилилось вмешательство государства в экономику, проведена национализация ряда отраслей промышленности. Так, в 1945—1948 гг. собственностью государства стали многие банки, шахты, радио и телеграфная связь с заграницей, электростанции, в 1967 г. — многие предприятия черной металлургии и транспорта, в 70-х годах государство скупило контрольные пакеты акций ряда крупных корпораций. Стали создаваться смешанные государственно-частные компании.

Правительство лейбористов, находившееся у власти в 60—70-х годах, проводило политику низких цен на продукцию национализированных предприятий. Более того, оно по-своему пыталось планировать экономическое развитие страны. В 60-х годах были разработаны сначала программа развития английской экономики, затем «национальный план», практическое воплощение в жизнь которых намечалось соответственно на первую и вторую половину 60-х годов. Однако и программа, и план реализованы не были, а попытки проведения их в жизнь закончились ускорением темпов инфляции, ухудшением других показателей экономического развития страны.

В конце 70-х годов темпы  инфляции возросли до 15% в год, в начале 70-х годов замедлился, а затем  и вовсе прекратился рост производства. Например, в середине 70-х годов объем промышленного производства был на 11% меньше по сравнению с объемом начала 60-х годов. Безработица выросла до рекордных размеров, снизился жизненный уровень населения, резко возрос внешний долг Великобритании.

Все попытки лейбористов  решить эти проблемы на путях усиления государственного регулирования экономики успеха не имели. Налицо был кризис экономической политики, основанный на кейнсианской концепции. Смена парадигм оказалась неизбежной. На новый путь встало правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер, пришедшее к власти в мае 1979 г. Это правительство сразу же стало проводить в жизнь идеи экономического либерализма, направленные на сокращение роли государства в экономике, усиление функций рыночных механизмов.

Была поставлена задача снизить и затем строго контролировать темпы роста денежной массы, снизить ставки налогообложения и ослабить налоговый контроль за функционированием рынка, отменить контроль над ценами и заработной платой. Одновременно были предприняты такие антиинфляционные меры, как сокращение государственных кредитов частному сектору, ограничение государственных расходов вообще. В результате уже к 1982—1983 гг. темпы инфляции снизились до 5% в год. Затем они несколько возросли.

Другим важным направлением монетаристских реформ в Великобритании являлся курс на значительное сокращение, а в ряде отраслей хозяйства и на полную ликвидацию государственного сектора. Это выразилось в широкой денационализации и стимулировании частного бизнеса. Частным фирмам продавались богатые месторождения нефти в Северном море, угольные шахты, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов и т. д. Причем в частные руки предлагались только рентабельные предприятия, остальные подвергались санированию. Резко снизился удельный вес государственных капвложений.

В результате смены курса  государственной экономической  политики в экономике Великобритании произошли важные и достаточно быстрые перемены к лучшему: остановлен спад производства, инициирован подъем экономики, резко сокращен уровень инфляции, начат рост жизненного уровня населения, укреплены позиции Лондона как одного из финансовых центров мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Четвертый  этап (1985—1990 гг.)

В этот период вновь начался  довольно быстрый экономический рост Западной Европы, стали укрепляться ее позиции в мировой экономике. Завершился переход к интенсивному типу экономического развития, Западная Европа укрепила свои позиции в области НИОКР, приступила к широкомасштабному выпуску собственной наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Значительно расширились и укрепились интеграционные процессы на континенте. Практически было завершено создание Европейского внутреннего рынка (ЕВР) и стало форсироваться создание ЕВС.

Особенностью экономического подъема с середины 80-х годов в Западной Европе являются его гармоничность и сбалансированность. Положительные сдвиги происходили по многим макроэкономическим параметрам: быстрый рост ВВП и промышленного производства, уменьшение безработицы, падение темпов инфляции, стабильный курс национальных валют, форсирование экспорта, рост прибылей предпринимателей и реальных доходов населения, облегчение налогового бремени, снижение бюджетных дефицитов. На рабочих совещаниях ЕЭК ООН, проходивших в 1986 — 1990 гг. в Женеве, эксперты с удивлением отмечали, что реальные темпы экономического роста стран Западной Европы, как правило, превышали их прежние самые оптимистические прогнозы и ожидания.

Данные о темпах роста  важнейших макроэкономических показателей главных западноевропейских стран в рассматриваемый период представлены в табл. 2.

За период с 1984 по 1990 г. совокупный ВВП Западной Европы возрос на 22%, фонд личного потребления —  на 23, капвложения — на 34, промышленное производство — на 23, занятость — на 8,5; норма безработицы снизилась с 9,0 до 7,1%.9

Информация о работе Экономическое развитие стран Европы и Сша во второй половине ХХ века