Экономическая сущность сущность товарных запасов и товарооборачиваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время происходит процесс трудных поисков дальнейшего экономического пути развития предприятий торговли. Рыночные отношения способствуют появлению здоровой конкуренции, наполнению прилавков, ускорению технического процесса, обеспечивают постоянное появление новых высококачественных товаров. Повышается роль торговли в удовлетворении возрастающего платежеспособного спроса населения, в создании лучших условий для всестороннего развития личности. Высшей целью общественного производства является наиболее полное удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей людей. Важную роль в реализации этой задачи играет торговля. Торговля доводит до населения произведенные в соответствии с общественными потребностями товары, побуждает при этом производство к выпуску нужных населению товаров.

Файлы: 1 файл

Эконом.docx

— 51.62 Кб (Скачать)

Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и

                                                                  20

климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.

Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т.п. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы.

В состав розничного товарооборота торговой сети включается:

Продажа товаров населению:

  1. За наличный расчет, по кредитным, пластиковым карточкам банков, электронным картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков банков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров за иностранную валюту, в том числе по перечислениям с валютных счетов                                                 населения; продажа товаров на борту самолетов, в пассажирских поездах, с аукционов, через комиссионные магазины, реализация товаров непосредственно производителями, с оплатой через кассу предприятия;

                                                                21

2. В кредит с рассрочкой платежа, при этом в объем товарооборота       включается полная стоимость товаров по ценам фактической реализации по моменту получения товара покупателем;

   3. по безналичному расчету организациями, фирмами, выполняющими заказы населения на покупку товаров по почте (по времени сдачи ими посылок в отделения связи);

  4. в порядке встречной торговли между производственными      предприятиями и населением при закупках сельскохозяйственной продукции (концентрированных кормов и других товаров из магазинов, сахара с сахарных заводов, масла с маслозаводов и масложирокомбинатов и т.п.).

Главный фактор успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции – обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии общественного питания обычно начинают с изучения продуктового баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике.

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное – увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода.

Так как товарооборот планируют, учитывают и анализируют в продажных ценах, то и все другие показатели включают в продуктовый баланс в аналогичной оценке. Данные по продуктовому балансу изучают в целом по предприятию питания, так как отсутствует необходимая информация для его составления в ассортиментном разрезе.                                                                     Анализ поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота и выпуска собственной продукции определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных

                                                                  22

источников поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на льготных условиях. Закупки зелени, ранних овощей, ягод и фруктов на колхозных рынках, продовольственных товаров непосредственно у производителей расширяют и разнообразят ассортимент продукции собственного производства, повышают калорийность и качество выпускаемых блюд. Приобретение продуктов непосредственно у производителей, поступление сырья из подсобных хозяйств и пунктов потребительской кооперации, как правило, производятся дешевле, чем при их закупке через оптовых посредников, что является важным фактором снижения стоимости питания и повышения рентабельности хозяйствования. В связи с этим при анализе необходимо изучить, как предприятия питания используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов из указанных выше источников и какие имеются резервы для их роста. Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза продуктов.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки сырья и покупных товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины. Нарушения в выполнении договоров поставки сырья и покупных товаров могут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров, согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых продуктов, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине предприятий питания (несвоевременное заключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам, отказ от заказанных продуктов, нарушение действующего порядка расчётов и др.). В первом случае необходимо                                                              проверить, приняло ли предприятие питания все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке сырья, полуфабрикатов и покупных товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению снабжения продуктами.

                                                                    23

Несвоевременное поступление сырья и полуфабрикатов по дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на развитии товарооборота и выпуска собственной продукции. Для оценки равномерности и ритмичности завоза продуктов по каждому поставщику следует изучить соблюдение сроков поступления сырья и покупных товаров (в ассортиментном разрезе), определить коэффициенты вариации и равномерности.

Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания продуктов в виде товарного запаса.

Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами продукты, а вложенные в них средства.

Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение для экономики: высвобождаются оборотные средства, вложенные в сырьё и покупные товары; снижаются товарные потери и другие издержки производства и обращения; сохраняется качества продукта и т.п.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения сырья и покупных товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте.

Основными путями увеличения скорости товарооборачиваемости являются:

– рациональное использование товарных ресурсов и уменьшение товарных запасов;

– улучшение эффективность работы торговых работников;

– создание рекламы на отдельные виды продуктов;                                                        – улучшение материально – техническую базу предприятия;

– необходимость планирования деятельности службы маркетинга. Планирование побуждает руководство постоянно думать о будущем, заставляет предприятие четче определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы.

                                                            24                                                       

  Целью работы является рассмотрение  товарных запасов на предприятии  «Вианор»(ИП Мезенцев В.А),предмет исследования-товарные запасы в денежном выражении. Методы, применяемые при исследовании это расчет товарооборачиваемости в днях,расчет обеспеченности товарными запасами, скорость товарного обращения. Методы применяемые при исследовании-это формулы товарооборачиваемости в днях  и скорости товарного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          4

         2.1.Организационно-экономическая характеристика ИП Мезенцев В.А.

  Объект исследования Шинный  центр «Вианор» ( ИП Мезенцев В.А.), находящийся по адресу г. Курган, пр-т  Машиностроителей 38-В. Режим работы с 9-00 до 19-00 часов. Предметом деятельности данного предприятия является продажа шин для легковых, грузовых машин, дисков штампованных и литых, масел, автоаксессуаров. В качестве дополнительных платных услуг предлагается шиномонтаж, геометрия колес, мелкий ремонт автомобилей. Шинный центр в Кургане это одно из звеньев большой сети Вианор по всей России. Предприятие предлагает большой выбор автомобильных шин различных размеров, т. к. является дилером многих производителей шин. На особом месте по реализации шин стоят шины Nokian. Расположен шинный центр недалеко от нескольких автосалонов и авторынка, что удобно покупателям, которые интересуются автомобилями и, соответственно, различными автоаксессуарами, маслами, дисками, шинами. Многое из ассортимента имеется в наличии в магазине. Выбранный товар отпускается со склада. Некоторые  позиции товара  являются заказными, ввиду их нечастого спроса держать их в наличии нецелесообразно. Заказ таких товаров производится путем выбора по каталогам. Шины наиболее популярных размеров всегда имеются в наличии и располагаются в торговом зале. То же самое можно сказать по  автомаслам и аксессуарам. Поставщики у магазина разные, как фирмы-изготовители, так и посредники. Организуются доставки товара в магазин по согласованному графику. Поставщиками являются ООО «Nokianshina», ООО «Русьшина», ЗАО торговая компания   «Яршина», ООО «Дисковый мир», ООО «Свет-сфера». И другие.      Работу отдела закупок координирует менеджер по закупкам. Он отвечает за эффективность процесса закупок, намечает основные источники материального обеспечения. При этом анализируется спрос по различным группам товаров, организуются хозяйственные связи с поставщиками, оцениваются расчеты с поставщиками.   Заведующий товарным складом организует приемку поступающих товаров, следит за наличием товаров на складе, ведет учет поступления товаров, осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров.     Сбытовая деятельность предприятия направлена на развитие  существующего рынка, поиск новых рынков, повышение  конкурентноспособности предприятия.

                                                                          25                                                                                                                               

Производится работа по поиску новых поставщиков с конкурентноспособными ценами, постоянно идет стимулирование сбыта, т. е. широкая реклама. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   26

   2.2. Планирование и нормирование товарных запасов на предприятии «Вианор».

  Планирование и нормирование  товарных запасов на предприятии  «Вианор» идет исходя из опыта работы прошлых лет, с корректировкой  на то, что появляется все больше конкурентов в данной отрасли и идет, соответственно некоторое снижение продаж. Ассортимент  предприятия разнообразен и, по мнению руководства предприятия, нет необходимости держать на складах весь его перечень. Очень много позиций заказывается покупателями по каталогам и образцам. Это избавляет предприятие от необходимости изыскивать дополнительные складские помещения, что в свою очередь ведет к экономии заработной платы и аренды помещений. Имеются на складах товары, которые пользуются частым спросом и могут быть востребованы в любое время-это запчасти к автомобилям российского производства, автомасла, автоаксессуары, различные ремкомплекты, диски «ходовых» размеров. Популярные шины завозятся посезонно, к началу сезона анализируются остатки прошлого сезона(зима либо лето), анализируются продажи и исходя из этого делаются закупки новых партий товара. Отношения с постоянными поставщиками построены таким образом, что отгрузка товара может производиться либо при минимальном предварительном платеже либо с отсрочкой платежа, что удобно для предприятия, если нужен срочный заказ той или иной позиции товара. Анализом и заказом товаров для предприятия занимается непосредственно сам руководитель со своими заместителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               27

   2.3.Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии «Вианор».

  По информации, которую мне предоставили на предприятии: сумма товарных запасов на 01.05.2014 года составляет 18025557  рублей. Однодневный товарооборот в среднем за май месяц  составляет 160000 рублей. Т.е. можем найти товарооборачиваемость в днях товарооборота : Обдн=ТЗср/(Т/Ободн), где ТЗср-средний товарный запас за исследуемый период(руб); Т/Об одн-однодневный товарооборот за тот же период.

Информация о работе Экономическая сущность сущность товарных запасов и товарооборачиваемости