Экономическая сущность сущность товарных запасов и товарооборачиваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время происходит процесс трудных поисков дальнейшего экономического пути развития предприятий торговли. Рыночные отношения способствуют появлению здоровой конкуренции, наполнению прилавков, ускорению технического процесса, обеспечивают постоянное появление новых высококачественных товаров. Повышается роль торговли в удовлетворении возрастающего платежеспособного спроса населения, в создании лучших условий для всестороннего развития личности. Высшей целью общественного производства является наиболее полное удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей людей. Важную роль в реализации этой задачи играет торговля. Торговля доводит до населения произведенные в соответствии с общественными потребностями товары, побуждает при этом производство к выпуску нужных населению товаров.

Файлы: 1 файл

Эконом.docx

— 51.62 Кб (Скачать)

        Введение

  В настоящее время происходит процесс трудных поисков дальнейшего экономического пути развития предприятий торговли. Рыночные отношения способствуют появлению здоровой конкуренции, наполнению прилавков, ускорению технического процесса, обеспечивают постоянное появление новых высококачественных товаров. Повышается роль торговли в удовлетворении возрастающего платежеспособного спроса населения, в создании лучших условий для всестороннего развития личности. Высшей целью общественного производства является наиболее полное удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей людей. Важную роль в реализации этой задачи играет торговля. Торговля доводит до населения   произведенные в соответствии с общественными потребностями товары, побуждает при этом производство к выпуску нужных населению товаров.                                                                                Функционирование торговли, обеспечение более полного и бесперебойного удовлетворения потребностей населения во многом обусловлено наряду с развитием производства, наличием определенных запасов товаров народного потребления в каналах и звеньях торговли. Состояние и тенденции развития товарных запасов отражают количественное и качественное состояние между предложением и спросом, изменение этого соотношения во времени и пространстве, уровень организации торгового процесса и, в первую очередь, товароснабжения, а так же степень рациональности взаимоотношений торговли с поставщиками. В розничных торговых предприятиях товарные запасы необходимы для бесперебойной торговли и для предоставления покупателям возможности выбора нужных им товаров.                                                                                                                             В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобрела проблема оптимизации товарных запасов. Это связанно, прежде всего, с необходимостью обеспечивать максимальную возможность удовлетворения спроса населения при данных ресурсах, сокращения времени обращения и оптимизации затрат на образование и хранение товарных запасов. Все это. в конечном счете, приводит к увеличению прибыли предприятий торговли, повышению их уровня рентабельности, повышению конкурентноспособности.

                                                                        3

       1.Экономическая сущность сущность   товарных запасов и товарооборачиваемости .

      1.1. Понятие и назначение товарных запасов

На рынке, в сфере обращения, процессе перемещения от производителя к потребителю постоянно находится определенная масса товаров, которая образует товарный запас.

Производственные запасы (сырье и материалы) находятся на складах промышленных предприятий, обеспечивают непрерывность процесса производства материальных благ.

Запасы в сфере обращения выступают в виде готовой продукции на складах производственных предприятий, товаров в пути, в оптовой и розничной торговле, следования с мест производства до торговой сети.

Товарные запасы представляют собой определенную часть совокупного общественного продукта, которая находится в обращении. Она необходима для бесперебойного процесса обращения и удовлетворения спроса населения на товары .

Постоянный, двусторонний процесс поступления и реализации, купли и продажи означает, что товарные запасы всегда находятся в движении, непрерывно обновляются и видоизменяются. В тоже время величина товарных запасов , их структура должны обеспечивать максимальное удовлетворение разнообразного спроса населения и одновременно быть минимальными, так как в условиях рыночных не всегда имеются необходимые средства для содержания больших товарных запасов. Очень часто в частных предприятиях идет продажа под заказ покупателя с предоплатой. Это делается для того, чтобы не держать на складах товар, который не  будет востребован массово.

С переходом к рыночным отношениям возрастает значение оптимизации объемов и структуры товарных запасов с учетом форм собственности, специфики регионов, звеньев товародвижения, типов предприятий.

Не смотря на органическое единство и взаимообусловленность производства и потребления, эти фазы в процессе воспроизводства не совпадают в про-

                                                                      5

странстве и во времени, так как потребление не может превышать производство, потому что потреблять можно только то, что произведено. Неполное соответствие между фазами производства и потребления объясняется сезонными колебаниями спроса на некоторые непродовольственные товары, при относительно стабильном на протяжении года потреблении отдельных продуктов питания. В этих условиях соответствия производства и потребления, а значит и непрерывность процесса воспроизводства, достигается за счет товарных запасов.

Товарные запасы необходимы также и как элемент накопления.

Таким образом, образование товарных запасов объективно обусловлено процессом воспроизводства. Они являются фактором надежности обеспечения непрерывности производства и потребления для предприятий .

Необходимость запасов обусловлена еще и как ожидаемыми изменениями производства и потребления (например, сезонностью производства и др.), так и случайными причинами (например, возможными стихийными бедствиями) вероятность, которых не исключена.

И если общество поставило основной целью — все более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей народа, то товарные запасы, как составной элемент предложения, можно назвать объективной предпосылкой достижения этой цели.

Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров, создаются на всех стадиях их движения. Запасы в форме товаров являются экономической категорией, которая возникла в развитии товарно-денежных отношений .

Товарные запасы можно рассматривать в широком и узком смысле этого слова.

В узком смысле, товарные запасы — это определенная часть товаров, которая временно выпущена из обращения и хранится на складах промышленных, заготовительных, и розничных предприятий. Момент образования товарных запасов означает приостановку времени обращения, а вызванные этим затраты не должны увеличивать стоимость товаров.

                                                                   6

В широком смысле, товарные запасы — это совокупность товаров, которые

обеспечивают процесс обращения товаров.

Управление товарными запасами, их формирование, размещение маневрирование ими, призваны обеспечить бесперебойность торговли, полного удовлетворения потребностей общества.

Оперативное и качественное управление товарными запасами, является гарантией достижения поставленных целей предприятия. При недостатке товарных запасов ухудшается удовлетворение спроса населения на разнообразные товары, что в свою очередь ведет к снижению конкурентоспособности предприятия и снижению конечных финансовых результатов.

Отрицательно сказывается на торговой деятельности и излишние товарные запасы, так как при этом снижается качество хранимых товаров, увеличиваются товарные потери и расходы  на хранение запасов. То есть оптимизация товарных запасов, умение ими управлять и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию на рынке играет очень важную роль в достижении целей и задач торговой организации .

Особое значение товарные запасы приобретают в условиях рыночной экономики, когда предприятие свободно может производить и продавать то, что считает целесообразным, а потребители – свободны  покупать то, что предпочитают. Покупатели ведут себя рационально, и хотя бы, примерно представляют себе, какое именно удовлетворение они получают от каждой последующей единицы различных доступных им товаров. Поскольку величина дохода ограничена, товары имеют высокие цены, покупатель не может купить все товары, которые ему бы хотелось, и ему приходится выбирать такую достижимую для него комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.

Поэтому товарная структура запасов должна быть подобрана таким образом, что бы наиболее полно удовлетворять запросы покупателей.

В товарные запасы в торговле не включаются :

• товары в пути;

                                                             7

• тара всех видов;

• товары, предназначенные для материально-технического снабжения;

• товары в комиссионных магазинах (отделах) и магазинах по продаже скупленных вещей;

• готовая продукция в подсобных промышленных производствах торговых организаций;

• товары, принятые на ответственное хранение.

Товарные запасы в торговле классифицируются по следующим признакам :

1. по назначению;

2. в зависимости от места образования;

3. по отношению к плановому  периоду.

 По назначению товарные запасы  делятся на:

1. запасы текущего хранения;

2. запасы сезонного накопления;

3. запасы целевого назначения.

Текущие товарные запасы являются основными, они занимают около 80 %всех товарных запасов, и предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются и обновляются. Текущие товарные запасы должны быть оптимальными, то есть не завышенными и не заниженными. Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связанно с сезонностью производства, либо с сезонностью спроса и реализации товаров. Товарные запасы сезонного накопления обеспечивают непрерывность процесса товарного обращения, создаются по тем товарам, по которым в силу особенностей их производства, спроса или других причин существует разрыв во времени между производством и реализацией (например, овощи; фрукты; определенные виды одежды).

                                                                  8

К целевым запасам относят досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а так же образование запасов товаров для осуществления определенных целей .

В зависимости от места образования товарные запасы делят на:

1. товарные запасы в розничной  сети;

2. товарные запасы в оптовых  предприятиях;

Большая часть товарных запасов находится в розничном звене. Концентрация запасов в оптовой торговле по мере развития её материально-технической базы и рационализации товароснабжения розничной торговой сети, создает необходимые условия для более частого пополнения магазинов товарами, обеспечивает нормальную торговлю при уменьшении общего уровня запасов в сфере обращения.

Существует еще одна классификация товарных запасов. Она применяется для классификации товаров в магазинах. Исходя из этой классификации запас товаров, находящийся в магазине можно подразделить на: рабочий запас, состоящий из рекламного запаса и запаса на один день торговли; запаса, связанного с частотой завоза и гарантийного запаса.

Рабочий запас. Он состоит из двух видов запасов — рекламного запаса и запасов на один день торговли. Рекламный запас представляет собой обязательный ассортиментный минимум товаров, которые реализует магазин.

Запас связанный с частотой завоза — это перечень товаров, поступающих в одной партии.

Гарантийный запас — это запас, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров.

Таким образом, из выше сказанного следует, что значение товарных запасов велико. Размер товарных запасов служит важным ориентиром в коммерческой деятельности торговых предприятий и организаций . Если величина их сокращается и оказывается ниже норматива, то это служит сигналом для их завоза, а увеличение товарных запасов сверх норматива говорит о необходимости изучения причин такого явления и

                                                                        9

принятия соответствующих управленческих решений и мер.

 Величина товарных запасов  и их товарооборачиваемость влияют на издержки обращения, что в итоге сказывается на конечных финансовых показателях торговой организации и на её конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   10

  1.2. Факторы, влияющие на размер товарных запасов

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.

Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.

К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:

1. Соотношение между спросом  и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает  предложение товаров, резко ускоряется  их оборачиваемость. А по мере  насыщения рынка и увеличения  предложения товаров наблюдается  некоторое замедление скорости  обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных  запасов, - изучение покупательского  спроса, воздействие на поставщиков  с целью расширения ассортимента  и улучшение качества товаров.

Информация о работе Экономическая сущность сущность товарных запасов и товарооборачиваемости