Экономическая эффективность использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение экономической эффективности использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43.
При выполнении курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
определены организационные основы, размер и специализация Шабалинского ДУ №43;
рассмотрены обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности предприятия;
проанализированы объём, состав, структура, движение, состояние основных фондов в Шабалинском ДУ №43;
обозначены направления повышения эффективности использования основных фондов.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы экономической эффективности использования основных фондов 5
1.1 Особенности и факторы эффективности использования основных фондов 5
1.2 Направления повышения эффективности использования основных фондов 10
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Организационные основы, размер и специализация предприятия 14
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности 18
3 Экономическая эффективность использования основных фондов предприятия 26
3.1 Объём, состав, структура, движение, состояние основных фондов и обеспеченность основными фондами 26
3.2 Эффективность использования основных фондов, факторы эффективности 32
4 Эффективность использования отдельных видов основных фондов 36
Выводы и предложения 40
Список литературы 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

    Более полное использование основных фондов приводит также к уменьшению потребностей во вводе новых производственных мощностей при изменении объёма производства, а, следовательно, к лучшему  использованию прибыли предприятия (увеличению доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направлению большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию технологических процессов и т.п.).

    Улучшение использования основных фондов означает также ускорение их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа, ускорения темпов обновления основных фондов.

    Наконец, эффективное использование основных фондов тесно связано и с другой ключевой задачей современного периода развития экономики – с повышением качества выпускаемой продукции, ибо в условиях рыночной конкуренции быстрее реализуется и пользуется спросом высококачественная продукция.

    Успешное  функционирование основных фондов зависит  от того, насколько полно реализуются экстенсивные и интенсивные факторы улучшения их использования. Экстенсивное улучшение использования фондов предполагает, что, с одной стороны, будет увеличено время работы действующего оборудования в календарный период, а с другой – повышен удельный вес действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии.[5] 

    Важным  путём повышения эффективности  использования основных фондов является уменьшение количества излишков оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования. Омертвление большого количества средств труда снижает возможности прироста производства, ведёт к прямым потерям овеществленного труда вследствие физического износа оборудования, которое после длительного хранения часто приходит в негодность. Другое оборудование при хорошем физическом состоянии оказывается морально устаревшим и списывается вместе с физически изношенным.

    Интенсивное улучшение использования основных фондов предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени. Повышение интенсивной загрузки оборудования может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установлении оптимального режима их работы. Работа при оптимальном режиме технологического процесса обеспечивает увеличение выпуска продукции без изменения состава основных фондов, без роста численности работающих и при снижении расхода материальных ресурсов на единицу продукции.[6]

    Интенсивность использования основных фондов повышается также путём технического совершенствования орудий труда и технологии производства, сокращения сроков достижения проектной производительности техники, совершенствования научной организации труда, производства и управления, использования скоростных методов работы, повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих.

    Развитие  техники и связанная с этим интенсификация процессов производства не ограничены, а потому не ограничены и возможности интенсивного повышения использования основных фондов.

    Важным  направлением повышения эффективности  использования основных фондов является совершенствование их структуры. Поскольку увеличение выпуска продукции достигается только в ведущих цехах, то важно повышать их долю в общей стоимости основных фондов.

    Увеличение  основных фондов вспомогательного производства ведёт к росту фондоёмкости продукции, так как непосредственного увеличения выпуска при этом не происходит. Однако без пропорционального развития вспомогательного производства основные цеха не могут функционировать с полной отдачей. Поэтому установление оптимальной производственной структуры основных фондов на предприятии – важнейшее направление улучшения их использования.

    В комплексе мер, способствующих улучшению  использования основных фондов, существенное значение имеет правильное применение экономических рычагов и стимулов. На это направлены и совершенствование оперативного планирования, автоматизированный учёт работы, и всесторонний анализ использования средств труда. Повышению фондоотдачи способствует повышение квалификации работников, а также материальное и моральное поощрение работающих за бережное и эффективное использование техники.[10]

 

2 Краткая  организационно-экономическая  характеристика предприятия

2.1 Организационные  основы, размер и  специализация предприятия

 

    Шабалинское дорожное управление № 43 является филиалом Кировского областного государственного предприятия «Вятские автомобильные дороги» (далее – Предприятие), создано в 1930 году. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли, осуществление дорожной деятельности.

    В соответствии с основной целью Шабалинское ДУ №43 осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

    • содержание (обслуживание), строительство, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция, проектирование автомобильных дорог, а так же подведомственной промышленной базы, карьеров и жилья;
    • обустройство автомобильных дорог, охрана окружающей среды, организация движения и информирование пользователей автомобильных дорог в условиях движения;
    • проведение измерений и анализа в области экоаналитического контроля;
    • обеспечение мобилизационной подготовки автомобильных дорог Кировской области;
    • осуществление научно-исследовательских и внедренческих работ отраслевого характера;
    • осуществление торгово-посреднической деятельности;
    • осуществление лесозаготовительной деятельности, деятельности по деревообработке;
    • оказание платных транспортных услуг;
    • производство и реализация сельскохозяйственной продукции;
    • выполнение геодезических работ при строительстве зданий и сооружений;
    • бурение и обустройство скважин на воду;
    • строительство и реконструкция котельных на местных видах сырья;
    • погрузочно-разгрузочные работы, в том числе опасных веществ, на железнодорожном транспорте;
    • разработка месторождений грунтовых строительных материалов, а также местных строительных материалов;
    • производство асфальтобетона и других дорожно-строительных материалов;
    • транспортировка и перепродажа электроэнергии;
    • коммунальные услуги в виде отпуска теплоэнергии, пара и воды;
    • производство и переработка нефтепродуктов;
    • торговля топливом;
    • услуги по сливу, наливу, хранению тёмных и светлых нефтепродуктов, а так же сырья для производства нефтебитума;
    • перевозка грузов железнодорожным транспортом.

    Филиал действует с соблюдением требований Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов РФ, а также Уставом Предприятия и положением о Шабалинском дорожном управлении № 43.

    Филиал  является обособленным подразделением КОГП «Вятавтодор» расположенным вне  места нахождения Предприятия и осуществляющий все его функции, в том числе функции представительства.

    Для организации и ведения своей  деятельности филиал открывает расчётный  рублёвый и валютный счета в банках в установленном законом порядке  по ходатайству Предприятия.

    Имущество филиала образуется из средств, закреплённых за ним Предприятием, а также денежных средств и материальных средств, приобретённых в ходе хозяйственной деятельности, входящих в общий баланс Предприятия. Имущество, числящееся на балансе филиала, находится на праве хозяйственного ведения Предприятия и находится в собственности Кировской области.

    Для выполнения своих задач и задач  Предприятия филиал осуществляет финансово-хозяйственную  деятельность в пределах и на условиях, определённых ему Предприятием.

    Предприятие предоставляет филиалу оперативную  самостоятельность в процессе выполнения закреплённых за ним функций.

    Филиал  реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, установленным Предприятием или, с  разрешения Предприятия, – самостоятельно.

    Итоги деятельности филиала отражаются балансе, в отчёте о прибылях и убытках, а также годовом отчёте Предприятия.

    Филиалу предоставляется право самостоятельно производить в установленном  порядке расчёты с бюджетами  всех уровней и внебюджетными  фондами. Оставшиеся после расчётов денежные средства филиал перечисляет по установленным нормативам в резервный фонд Предприятия, на финансирование капитальных вложений. Остальную часть прибыли филиал использует для фондов накопления, потребления, фонд социальной сферы.

    Руководство деятельностью филиала осуществляет Начальник дорожного управления, назначаемый генеральным директором Предприятия на договорной основе и действующий по договорённости, выдаваемой Предприятием.

    Генеральный директор Предприятия назначает  по ходатайству начальника дорожного  управления филиала, заместителей начальника дорожного управления филиала, главного инженера филиала, главного бухгалтера филиала и заключает с ними трудовые договоры.

    Начальник дорожного управления филиала разрабатывает  правила внутреннего трудового  распорядка в филиале, где предусматривается распорядок рабочего дня, сменность работы.

    Организационная структура Шабалинского ДУ №43 представлена в приложении Б. 

    Таблица 1 – Показатели размера предприятия

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2008 г.
Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб. 196 889 189 814 104 695 53,2
Среднесписочная численность работников, чел. 214 221 171 79,9
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 24 904 36 084 74 274 298,2

    Из  данных, приведённых в таблице 1, видно, что произошло резкое снижение денежной выручки предприятия в 2010 г. по сравнению с предыдущими годами, выручка 2010 г. составляет лишь 53,2% от выручки 2008 г. Среднесписочная численность работников снизилась на 21,1% в связи с сокращением штата сотрудников в 2010 г. Среднегодовая стоимость основных средств напротив имеет тенденцию к увеличению. Среднегодовая стоимость основных средств в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 49 370 тыс. руб., т.е. на 298,2%. 
 
 
 
 

    Таблица 2 – Состав и структура денежной выручки

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Денежная  выручка всего 196 889 100 189 814 100 104 695 100
в том  числе:            
Строительство автодорог 82 025 41,7 106 460 56,1 4 530 4,3
Ремонт  автодорог 56 268 28,6 13 580 7,1 76 116 72,7
Содержание  автодорог 26 509 13,4 27 865 14,7 15 815 15,1
Промышленность 2 353 1,2 10 597 5,6 3 987 3,8
Торговля 8 218 4,2 13 804 7,3 305 0,3
Внешние заказы 19 766 10,0 11 389 6,0 1 109 1,1
Прочее 1 750 0,9 6 119 3,2 2 833 2,7

Информация о работе Экономическая эффективность использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43