Экономическая эффективность использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение экономической эффективности использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43.
При выполнении курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
определены организационные основы, размер и специализация Шабалинского ДУ №43;
рассмотрены обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности предприятия;
проанализированы объём, состав, структура, движение, состояние основных фондов в Шабалинском ДУ №43;
обозначены направления повышения эффективности использования основных фондов.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы экономической эффективности использования основных фондов 5
1.1 Особенности и факторы эффективности использования основных фондов 5
1.2 Направления повышения эффективности использования основных фондов 10
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Организационные основы, размер и специализация предприятия 14
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности 18
3 Экономическая эффективность использования основных фондов предприятия 26
3.1 Объём, состав, структура, движение, состояние основных фондов и обеспеченность основными фондами 26
3.2 Эффективность использования основных фондов, факторы эффективности 32
4 Эффективность использования отдельных видов основных фондов 36
Выводы и предложения 40
Список литературы 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

    В течение трёх лет на предприятии  происходит повышения уровня фондовооружённости, что связано с увеличением  среднегодовой стоимости основных производственных фондов и с сокращением, пусть и незначительным, среднегодовой численности работников. Однако наблюдается сокращение мощности энергетических средств, но из-за сокращения среднегодового числа работников показатель энерговооружённости в 2010 году даже превысил уровень данного показателя в 2008 году почти на 10%, чего нельзя сказать о показателе электровооружённости. Расход электроэнергии с каждым годом снижается, что и привело к сокращению данного показателя. Так уровень электровооружённости в 2010 году ниже уровня 2008 года практически на 11%. 

    Для оценки технического состояния основных фондов используют коэффициенты износа и годности. Коэффициент годности основных фондов показывает, какую долю составляет их остаточная стоимость от первоначальной стоимости за определенный период Для Шабалинского ДУ №43 они показаны в таблице 11. Расчёты, к таблице 11 приведены в приложении А. 

Таблица 11 –  Показатели состояния основных фондов

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Коэффициент износа 0,63 0,27 0,41
Коэффициент годности 0,37 0,73 0,59

    Анализируя  данные показатели, можно придти к выводу , что основные фонды на предприятии значительно изношены. Так в 2008 году коэффициент износа основных фондов, показывающий долю изношенных объектов в общей первоначальной стоимости основных фондов, составлял более 60% процентов. В связи с введением эксплуатацию в 2009 году нового дорогостоящего оборудования данный коэффициент был снижен до 27%. Но так как основные фонды постоянно находятся в эксплуатации, большее количество их уже устарело технически и морально, и у некоторых уже вышел срок амортизации, к 2010 году коэффициент износа вновь вырос и составил 41%. Коэффициент годности основных фондов является смежным для коэффициента износа и показывает долю физически и морально годных для участия в производственном процессе объектов основных фондов. [12]

3.2 Эффективность использования  основных фондов, факторы эффективности

 

   При имеющемся  техническом уровне и  структуре основных фондов увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости и рост накоплений предприятия зависит от степени их использования. Все показатели основных фондов могут быть объединены в три группы:

   – показатели  экстенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования их по времени;

   – показатели интенсивного использования  основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности);

   – показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так и интенсивных

    Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется отношением фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану.

    Помимо внутрисменных и целодневных простоев оборудования важно знать, насколько эффективно используется оборудование в часы его фактической загрузки. Оборудование может быть загружено не полностью, работать на холостом ходу и в это время вообще не производить продукции или, работая, выпускать некачественную продукцию. Во всех этих случаях, рассчитывая показатель экстенсивного использования оборудования, формально мы получим высокие результаты. Однако они ещё не позволяют сделать вывод об эффективном использовании основных фондов. Полученные результаты должны быть дополнены расчётами интенсивного использования оборудования.

    Коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности, т.е. прогрессивной технически обоснованной производительности.

    Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициента интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности). Таким образом, значение этого показателя всегда ниже значений двух предыдущих, так как он учитывает одновременно недостатки и экстенсивного и интенсивного использования оборудования. [14]

    Все три перечисленных показателя рассчитаны в таблице 12. 

    Таблица 12 – Показатели эффективности использования оборудования

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Коэффициент экстенсивной загрузки 0,69 0,47 0,36
Коэффициент интенсивной загрузки 0,72 0,66 0,61
Интегральный  коэффициент использования оборудования 0,51 0,31 0,22

    По  данным этой таблицы за анализируемый период прослеживается тенденция уменьшения всех трёх показателей, что свидетельствует о снижении объёмов работ и сокращении производства продукции. Коэффициент экстенсивной загрузки показывает использование оборудования по времени, таким образом видно, что время использования оборудования снижается и в 2010 году составляет 52% от уровня этого же показателя в 2008 году. Коэффициент интенсивной загрузки отражает уровень использования оборудования по производительности, как уже говорилось, он тоже снижается, но не так значительно как предыдущий показатель, а всего на 11%. Вследствие снижения этих двух показателей уменьшается и интегральный коэффициент использования оборудования, характеризующий его использование как по времени, так и по производительности, к 2010 году он падает до 22%, что является очень низким показателем и свидетельствует об эффективности использования оборудования меньше четверти возможной.

    Для увеличения коэффициента интегрального  использования оборудования необходимо расширить как экстенсивное, так и интенсивное использование оборудования. Для этого необходимо обеспечить более высокий уровень поточности при организации производства; периодически повышать квалификацию работников предприятия, предоставляя им возможность получать дополнительные знания по профессии за счёт средств предприятия; мотивировать и стимулировать труд, прежде всего рабочих как материально, так и психологически, давая им возможность ощутить свою значимость на предприятии. Кроме того, как бы банально это не звучало, но необходимо постоянно совершенствовать действующие технологии производства продукции, при этом увеличивая степень загрузки оборудования. 

    Результатом лучшего использования основных фондов является, прежде всего, увеличение объёма производства. Поэтому обобщающий показатель эффективности основных фондов должен строиться на принципе соизмерения производственной продукции со всей совокупностью применённых при её производстве основных фондов. Это и будет показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов, – фондоотдача.

    Фондоёмкость продукции — величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящихся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоёмкость — к снижению. [14] 

    Таблица 13 – Обобщающие показатели эффективности  использования основных средств  в Шабалинском ДУ № 43

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2008 г.
Фондоотдача, руб. 7, 91 5,26 1,41 17,83
Фондоёмкость, руб. 0,13 0,19 0,71 546,15
Рентабельность (убыточность) ОПФ, % 76,10 -34,43 12,13 15,94

    Из  таблицы 13 видно, что с каждым годом уменьшается показатель фондоотдачи, за 3 года он уменьшился больше чем в 5 раз, в 2010 году он составляет всего 17,83% от уровня 2008 года. Это означает, что сокращается объём продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Снижение фондоотдачи происходит, потому что за анализируемый период стоимость основных фондов резко возросла, а производство снизилось. Вследствие этого вырос показатель фондоёмкости производства, который, как уже говорилось, является обратным показателем фондоотдачи – доля стоимость основных фондов в каждом рубле производимой продукции предприятием растёт год за годом.

    На  начало анализируемого периода мы видим достаточно большой показатель рентабельности основных фондов – 76,10%. Но в 2009 году он резко уменьшается (110%) и является отрицательным, т.к. в этом году предприятие работало с убытком.

 

    

4 Эффективность использования  отдельных видов  основных фондов

      Большое влияние на производство продукции, работ, услуг на предприятии оказывает эффективность использования автотранспортного парка, который в структуре основных средств Шабалинского ДУ №43 на протяжении всего анализируемого периода занимает более 20%. Поэтому проведём расчет показателей эффективности использования именно этой статьи основных фондов.

      Таблица показателей эффективности использования  автотранспортного парка приведена  в Приложении Е.

      Проанализировав данные показатели, можно сделать  вывод о том, что автотранспортный парк на предприятии используется неэффективно. В первую очередь это связано с тем, что на предприятии восьмичасовой рабочий день и все рабочие заняты в 1 смену, поэтому большую часть времени все автомобили простаивают.

      Среднесписочное число автомобилей в анализируемом периоде равно 60 в 2008, в 2009-2010 годах одинаково и равно 68. Как видно из строки 3 Приложения Е, автомобиле-дни пребывания в работе в 2008 году равны 6 723, а в 2009 и 2010 годах 6 791 и 8 184 соответственно. Это свидетельствует о снижении времени работы в 2009 году относительно 2008 года, т.к. число автомобилей выросло на 8 единиц, а количество автомобиле-дней пребывания в работе к уровню 2008 года изменилось незначительно. Но в 2010 году наблюдается заметный рост этого показателя, что говорит об увеличении времени работы автомобилей.

      Из  строки 4 можно сделать вывод, что  автопарка используется всего на треть возможности, т.к. коэффициент  использования автопарка по всем трём годам мал, он незначительно увеличивается лишь в 2010 году и равен 0,37. По причине изношенности и автопарка, автомобиле вынуждены находится в ремонте, на что тратится немалое количество времени: 3 942, 4 964 и 4 715 автомобиле-дней в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. Данный показатель выше в 2009 году, что связано с тяжёлым объектом, который выполняло Шабалинское ДУ №43, который оно должно было выполнить в сжатые сроки, из-за чего привлекалось большее число автомобилей и, в связи с их изношенностью, приходилось их ремонтировать. Коэффициент технической готовности достаточно стабилен на протяжении всего анализируемого периода и не падает менее 0,8.

      Несмотря  на всё выше изложенное наблюдается  рост автомобиле-тонно-дней в работе, уровень данного показателя вырос в 2010 году к уровню этого же показателя в 2008 году почти на 24%.

      Средняя грузоподъёмность одного автомобиля так  же практически стабильна, но лишь в 2009 году выросла чуть более 7 тонн. Показатель среднесписочного количества автомобиле тонн за анализируемый период вырос на 52,63 автомобиле-тонны.

      Увеличился  и общий пробег автомобилей, особенно рост заметен в 2010 году. Связано это с тем, что в 2010 году работы проводились в Белой Холунице и предприятие было вынуждено возить на данный объект свой щебень. Как следствие произошёл и рост пробега с грузом, данный показатель увеличился в 2010 году к уровню 2008 года почти на 45%. Благодаря этому вырос, хоть и незначительно коэффициент использования пробега, который составляет 0,65, 0,68 и 0,70 в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно.

Информация о работе Экономическая эффективность использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43