Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.
Введение…………………………………………..…………………………………….3-4
1.Теоретические аспекты инвестиционной политики………………………………..5-8
2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности…....9-10
3. Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства………….....11-14
4. Источники и методы инвестирования в современных условиях……………….15-17
5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ…...……..18-21
6. Инвестиции в основной капитал…………………………………………………22-24
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации…………………25-29
8. Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей……………30-32
9.Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России...……33-35
Заключение ………………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………………...37
Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:
1) постановку долговременных
целей и задач, обоснование
принципов и приоритетов
2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;
3) обоснование направлений
и способов использования
Понятие "тактика" выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
3. Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства
В программных документах правительства Российской Федерации сформулированы следующие основополагающие принципы инвестиционной политики на обозримую перспективу:
1) последовательная
2) государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собственными источниками финансирования;
3) размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе при предварительной экспертизе каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия приоритетам социально-экономической политики и безусловной окупаемости;
4) усиление государственного контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;
5) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капитала из стран СНГ и независимого бизнеса для восполнения нехватки централизованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;
6) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств для реализации особо эффективных быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технической перестройки производства;
7) совершенствование нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций.
Ключевой принцип
При разработке комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации учитывались такие основополагающие принципы, как содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное сотрудничество; предоставление концессии инвесторам по итогам конкурсов и аукционов; обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России.
Разработка инвестиционной политики государства на современном этапе становления социально-ориентированной рыночной экономики требует взаимоувязанного учета ее воспроизводственного, отраслевого и территориального аспектов.
Общий дефицит финансовых ресурсов, как предприятий, так и государства, затрудняет реализацию капиталоемких проектов нового строительства и расширения производства. Такие преимущества реконструкции, как снижение стоимости и сокращение продолжительности строительства, уменьшение периода освоения, предопределяют повышение удельного веса реконструкции в воспроизводственной структуре капитальных вложений.
В условиях неблагоприятного инвестиционного климата определенной трансформации подвергаются и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относительно низкой инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу, как правило, относят экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке; степень содействия достижению страной более высокой индустриальной стадии; минимизация зависимости от импорта и общее снижение ресурсоемкости производства; минимизация дефицитов в торговом балансе страны; благоприятные сопряженные эффекты.
Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предполагающего государственную поддержку высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет "перелива" инвестиционного спроса по цепочках межотраслевых взаимодействий. Механизм такой поддержки заключается в государственном участии в финансировании проектов победителей конкурса. Претендент на получение государственных инвестиций должен представить бизнес-план, доказывающий, что выпускаемая продукция найдет платежеспособного покупателя, а срок окупаемости капиталовложений не превысит двух лет. В зависимости от результатов сертификации проекта, объем государственной поддержки дифференцируется и может составлять до 50 % стоимости проекта в случае производства продукции, не имеющей аналогов в мире; до 40 % — при экспорте продукции обрабатывающей промышленности; до 30 % — при организации импорт заменяющих производств (при более низкой цене); до 20 % — при выпуске продукции, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса. Участие государства в реализации проекта может предусматривать не только выделение средств, но и предоставление частным отечественным инвесторам государственных гарантий по возврату части вкладываемых средств в случае срыва реализации проекта, прошедшего сертификацию, по независящим от инвестора причинам.
В дополнение к изложенному следует отметить сохранение таких приоритетов государственной инвестиционной политики, как развитие социальной сферы и реализацию важнейших целевых программ.
Территориальные особенности инвестиционной политики в значительной степени предопределяются дифференциацией качества инвестиционного климата по регионам России. Очевидным индикатором здесь является активность иностранных инвесторов. По состоянию на конец первого полугодия 1995 г. пятерка регионов—лидеров по привлечению иностранных инвестиций выглядела следующим образом: Москва (37 % общего объема инвестиций); Тверская область (12,3 %); Республика Татарстан (7,1 %); Тюменская область (6,2 %) и Самарская область (4,5 %). Для выработки научно обоснованных ориентиров региональной инвестиционной политики целесообразно адаптировать к российских условиям общепринятую в мировой практике методику определения индекса БЕРИ, синтезирующую пятнадцать критериев оценки уровня риска для конкретной территории. Особую актуальность приобретает решение таких проблем, как развитие инфраструктуры регионального инвестиционного рынка, создание мощных финансово-промышленных групп в приоритетных отраслях экономики республики, нетрадиционных механизмов стимулирования частных инвестиций.
Неотъемлемой составной частью государственной инвестиционной политики, помимо формирования благоприятного инвестиционного климата и поиска неинфляционных источников финансирования структурных преобразований, является организация мониторинга эффективности осуществляемых капиталовложений и выработка предложений по ее повышению.
Важной формой поддержки инвесторов при реализации рискованных новаторских проектов, связанных с научными исследованиями, разработками новых образцов техники, технологических процессов являются государственные гарантии. Они предусматривают возврат инвестору определенной части ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию проекта по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен предоставить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые. Организация работы по государственной поддержке частных инвестиций на основе конкурсного отбора и сертификации проектов осложнена рядом обстоятельств: недостатком проверенных методических разработок, опытных специалистов, способных осуществлять конкурсный отбор и сертификацию проектов.
4. Источники и методы инвестирования в современных условиях
В мировой практике существуют три основных источника финансирования капитальных затрат: собственные средства предприятий, государственный бюджет и рынок ссудного капитала.
Собственные валовые инвестиции предприятий формируются главным образом за счет амортизации основных средств и прибыли. Крупные корпорации могут также привлекать на нужды расширенного воспроизводства временно свободные денежные средства фирменных пенсионных, социальных и иных фондов.
Бюджетные источники подразделяются на централизованные (средства федерального бюджета) и региональные (бюджеты субъектов федерации).
Рынок ссудного капитала формируется за счет кредитных ресурсов банков, инвестиционных и пенсионных фондов, капитала лизинговых, страховых компаний и иных источников. Привлечение средств с финансовых рынков предприятия осуществляют путем получения банковских кредитов или же посредством выпуска и продажи акций, облигаций, иных долговых обязательств. Дополнительным быстро растущим источником основных средств, получаемых в кредит, является лизинг.
Наряду с внутренними существуют международные источники инвестиций: частный капитал транснациональных корпораций, банков, фондов, государственные и межгосударственные кредиты, финансовые ресурсы международных экономических организаций, Мирового банка, Европейского банка развития, Азиатского и Африканского банков развития и др.
В каждой стране существуют свои особенности формирования инвестиционных ресурсов.
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
1) собственных финансовых
ресурсов и
2) инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, бюджетов субъектов федерации и внебюджетных фондов;
3) заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
4) привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
5) денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
6) иностранных инвестиций.
5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления.
Бюджетные инвестиции могут предоставляться не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим лицам, это влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих лиц. Для включения таких расходов в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проекта договора об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.