Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:16, контрольная работа
Целью выполнения домашней творческой работы является всестороннее рассмотрение факторов, влияющих на функционирование фирмы в рыночной внешней среде.
Задачи выполнения домашней творческой работы:
– описание внешней среды предприятия, ее состава и структуры;
– рассмотрение SWOT-анализа, как метода оценки внешней среды с целью дальнейшего развития фирмы;
– решение практических задач.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Функционирование фирмы во внешней (рыночной) среде: состав и структура внешней среды, развитие фирмы как системы:
1.1 Внешняя среда, ее состав и структура………………………………..4
1.2 SWOT-анализ как метод оценки внешней среды………………….....6
Задачи……………………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Функционирование фирмы во внешней (рыночной) среде: состав и структура внешней среды, развитие фирмы как системы:
1.1 Внешняя среда, ее состав и структура………………………………..4
Задачи………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….13
Введение
Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяются его внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействовать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта. Сама фирма, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность.
Целью выполнения домашней творческой работы является всестороннее рассмотрение факторов, влияющих на функционирование фирмы в рыночной внешней среде.
Задачи выполнения домашней творческой работы:
– описание внешней среды предприятия, ее состава и структуры;
– рассмотрение SWOT-анализа, как метода оценки внешней среды с целью дальнейшего развития фирмы;
– решение практических задач.
Для написания домашней творческой работы были использованы различные источники: справочные материалы, учебники и учебные пособия, а также электронные средства официальной, периодической и научной информации.
Согласно законодательству РФ, предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т.е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т.д.), которые становятся элементами ее внутренней среды. Полученные ресурсы перерабатываются в продукцию (услуги) и поступают для реализации во внешнюю среду.
На функционирование фирм оказывают влияние различные факторы внешней среды:
Многие факторы экономической внешней среды должны постоянно оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирм. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т.д. Каждый из них может представлять угрозу, либо новую возможность для предприятия.
Политические факторы оказывают существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Организация должна иметь четкое представление о политической ситуации в стране, ибо ведение бизнеса является рискованным делом в нестабильной политической обстановке.
Рыночные факторы представляют собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок.
Анализ технологической среды должен по меньшей мере учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологические средства связи. В настоящее время наблюдается ускорение внедрение инноваций в компаниях.
Факторы социального характера отражают социальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность организации (традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей).
Руководство фирмы, действующих на международном рынке должно постоянно оценивать и контролировать изменение в этой среде. В последние годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке и опасность вытеснения российских производителей иностранными.
Правовые факторы – это законы и другие правовые акты, ответственность, обязанности организации, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и др.
Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений. Т.е. от знания и соблюдения законов зависит правомерность предпринимательской деятельности предприятия.
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам прямого воздействия относятся:
Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого. Такие факторы практически не поддаются формализованному описанию, требуется большой объем информации, которая довольно часто не имеет количественного и однозначного толкования.
Одним из наиболее распространенных и признанных методов, позволяющих провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является метод SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы) – анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз. Для того чтобы организация могла выжить в долгосрочной перспективе, ее руководство должно уметь прогнозировать, какие могут открыться новые возможности в будущем, а также какие трудности могут помешать развитию фирмы. Но прежде всего необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Сила – это та сфера внешней среды, в чем компания преуспела, то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами: высокое производственное мастерство, глубокое понимание нужд и вкусов потребителей. Учет ильных сторон дает возможность максимально задействовать имеющиеся навыки и знания, позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе.
Слабость – это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается. Слабые стороны: отсутствие стратегического направления развития; устаревшее оборудование, недостаток управленческого таланта и умения; плохой имидж; небольшой ассортимент; высокая себестоимость и др.
Угроза-то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: появление более дешевых технологий; внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта; выход на ваш рынок конкурентов с более низкими издержками; изменение вкусов потребителей.
Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: возможность выйти на новый рынок; возможность выпустить новую продукцию; появление новых технологий; привлечение новых клиентов.
После выявления сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей SWOT-анализ предполагает установление связей между ними, которые необходимы при формировании стратегии. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (рис. 2). Разнообразные аспекты деятельности организации анализируются и заносятся в соответствующие ячейки матрицы.
В каждом из образованных на пересечении ячеек полей надо рассмотреть все возможные парные комбинации конкретных факторов и выделить те, которые следует учесть при разработке стратегии.
Рисунок 2 – Матрица SWOT
В отношении тех пар, которые находятся в поле «СИВ», следует применять стратегию по использованию сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от появившихся возможностей во внешней среде. В поле «СЛВ» стратегия должна быть направлена на ликвидацию слабых сторон за счет новых возможностей. В поле «СИУ» стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз внешней среды. Наконец, в поле «СЛУ» необходимо избавиться от слабости и при этом попытаться предотвратить нависшую угрозу.
Вырабатывая стратегию, нельзя также забывать, что возможность, неиспользованная сегодня внешней средой, завтра может превратиться в угрозу, если ею воспользуется конкурент. Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 3).
Рисунок 3 – Матрица возможностей
Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. Что касается возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов. Аналогичная матрица составляется для оценки угроз.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что анализ внешней среды – очень важный этап выработки стратегии организации. Более того, не зная внешней среды, организация не сможет существовать, и она вынуждена изучать внешнюю среду, чтобы обеспечить себе достижение поставленных целей, обусловленных миссией организации.
Решение:
Фактический уровень затрат в отчетном году:
(руб.)
Фактический уровень выручки в отчетном году:
(руб.)
Фактический уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
(руб./руб.)
Доля затрат в выручке от реализации продукции составила 90% в отчетном году.
Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение выпуска продукции на 10%. Объем выпуска продукции должен составить:
(изделий)
Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение себестоимости товарной продукции на 5%. Себестоимость должна составить:
(руб.)
Планом предусмотрены затраты на предстоящий год в размере:
(руб.)
Полагаем, что цена на изделия по плану на будущий год останутся на уровне отчетного года. Выручка в предстоящем году планируется на уровне:
(руб.)
Планируемый уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
(руб./руб.)
Планируется, что доля затрат в выручке от реализации продукции составит 94,5%.
Общее абсолютное изменение затрат на 1 руб. товарной продукции:
экономика затраты товарный
(руб./руб.)
Общее относительное изменение затрат на 1 руб. товарной продукции:
Ответ: В предстоящем периоде по сравнению с отчетным годом планируется увеличить затраты на 1 руб. товарной продукции на 0,045 руб. или на 5%.
2) Рассчитайте степень загрузки используемого оборудования и коэффициент сменности его работы, если в наличии имеется 350 единиц оборудования, из них в первую смену работало 345 ед., во вторую - 210 ед.
Решение:
Ксм=∑Nn/n
Ксм=210ед+345ед/350=1,58
Кзагр=Ксм/n
Кзагр=1,58/2=0,79=79%
На функционирование фирм оказывают влияние различные факторы внешней среды: экономические, конкурентные, правовые, социальные, политические, рыночные, международные и технологические.
Факторы экономической среды должны постоянно оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирм. Политические факторы оказывают существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Анализ технологической среды должен учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологические средства связи.
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам прямого воздействия относятся: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства, железные дороги и т.д.); финансовые организации; рынок рабочей силы; транспортные организации; государственные и муниципальные организации, органы власти и др.