Функции и задачи профсоюзов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:34, контрольная работа

Краткое описание

Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников, экологических стандартов.

В своей курсовой работе я рассмотрю понятие профсоюзов, их задачи и функции, их правовое положение и правовую основу в сфере трудовых правоотношений.

Оглавление

Введение. 2

1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. 4

2. Профсоюзные органы как субъекты трудового права. 9

2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда. 12

3. Классификация прав профсоюзов. 17

4. Гарантии прав профсоюзов. 19

5. Ответственность профсоюзов. 25

6. Защита прав профсоюзов. 27

Заключение. 31

Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

ПРОФСОЮЗЫ.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

       г) Государственный надзор за соблюдением  прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены  функции государственного надзора  за законностью. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы и находящаяся  в их ведении правовая инспекция  труда. Юридическая ответственность  за нарушение законодательства о  профсоюзах, прямо установлена Федеральным  законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».  

       5. Ответственность  профсоюзов 

       Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).

       Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность  их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективному  договору, соглашению, за организацию  и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая  ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения  к имущественной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

       Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами  своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации  и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких  обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать  нормы законодательства. Эти работники  могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом  профсоюза.

       Не  освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести  общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава  профсоюзного органа. В таком же порядке несут ответственность  освобожденные и не освобожденные  от основной работы лица, входящие в  профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных  профсоюзам прав.

       За  участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию  за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

       Согласно  п.1 ст.30 Федерального закона за нарушение  законодательства о профсоюзах должностные  лица государственных органов, органов  местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

       Органы  общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных  профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

       По  требованию указанных профсоюзных  органов работодатель обязан расторгнуть  трудовой договор (контракт) с должностным  лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих  обязательств по коллективному договору, соглашению. 

       6. Защита прав профсоюзов

       Основными направлениями деятельности профсоюзов по защите  прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда предусмотрены  Соглашением между администрацией области, Облсовпрофом и объединениями  работодателей: разработана и реализуется  региональная программа улучшения  условий и охраны труда, созданы  институты уполномоченных и совместных комитетов (комиссий) по охране труда.
       В условиях крайне сложного экономического положения предприятия, организаций  и учреждений особое место в деятельности профсоюзных организаций области  по защите социально-экономических  прав и интересов трудящихся и  членов их семей занимает решение  проблемы оздоровления и отдыха детей  и подростков. Профсоюзы пытаются сохранить материальную базу детских  оздоровительных учреждений, передавая  их в муниципальную собственность, добиваясь установления финансовых льгот для хозяйствующих субъектов, содержащих загородные оздоровительные  лагеря и центры.

       Начало  так называемой рыночной экономики  символизировало собой сотни, а  позже и тысячи безработных. Для  страны, где никогда не было проблем  с рабочими местами, это был шок. Шок и для тех конкретных членов профсоюза – инженеров, кадровых рабочих, представителей интеллигенции. Выставленных за ворота предприятия вбирал в свое прожорливое жерло дикий рынок, где человек терял не только социальные права, а порой и собственное лицо. Хорошо изучив ситуацию, профсоюз не раз выносил проблемы безработных на заседания территориальных комиссий, где слушались руководители центра занятости, предприятий. Не раз профкомы предприятий, садясь за стол переговоров с работодателем, говорили категорическое «нет» массовому увольнению, прежде чем заявить: «В области не осталось ни одного района с критической ситуацией на рынке труда».

       Социальное  партнерство является основным инструментом решения вопросов развития производства, обеспечения занятости работников, предотвращения трудовых конфликтов.

       Одновременно  в целях социальной защиты малоимущих граждан продолжена выплата им жилищных субсидий.

       Согласно  ст.11 Закона о профсоюзах профком  защищает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленных минимального размера оплаты труда и размера  прожиточного минимума.

       Профорганизации, пользующейся правами юридического лица, может по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной  инициативе принимать решения об организации  в суд с исковыми заявлениями от имени профорганизации  в защиту трудовых прав и интересов  членов профсоюза, других работников. Иск в защиту прав и интересов  недееспособного гражданина может  быть предъявлен независимо от просьбы  его законного представителя  или иного заинтересованного  лица.

       При возбуждении гражданского дела в  суде по иску профсоюза профком осуществляет все процессуальные права и обязанности  истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.

       Член  профсоюза, другой работник, в интересах  которого дело начато по иску профсоюза, извещается судом о времени и  месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца. (Закон о профсоюзах: ст. 23; ст.210; ГПК РСФСР; ст. ст. 4, 29, 33, 42).  

       Бороться  за права и  защищать их должны не только профсоюзы и трудовые коллективы, но и государство. Законодательство об ответственности за нарушение  законов о труде настолько  размыто, что практически нет  никакой ответственности.

       Прокуратура занята борьбой с криминалом, ей некогда осуществлять общий надзор, привлекать к ответственности и  давать предписания за нарушения  трудового законодательства. По закону у них есть право привлекать к  административной ответственности, т.е. штрафовать. В законе о коллективных договорах говорится, что если не выполнен коллективный договор, то административная ответственность наступает в  судебном порядке. Так вот эта  норма, «в судебном порядке», не попала в Гражданский процессуальный кодекс, и суды отказывают в приеме таких  исков для привлечения к ответственности. То есть административная ответственность  фактически «повисла» в воздухе.

       Профсоюзный же контроль теперь только общественный. Меры можно принимать только общественные. Административные и прочие – только через уполномоченные на то органы государственной власти. То есть уровень  защиты и ответственности значительно  снижен. А в довершении всего в  новом УК вообще отсутствует статья об уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде. Будто бы у нас все так хорошо и замечательно, и этот вид правонарушений не является опасным для государства. И, кстати, выброшена из УК статья об ответственности за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов.

       В народный суд с иском о взыскании  невыплаченных средств конкретным работникам может обратиться и выборный профсоюзный орган по просьбе  членов профсоюза или по собственной  инициативе с согласия работника, не получившего вовремя зарплату. При  этом представитель выборного профсоюзного органа должен иметь поручение профсоюзной организации на осуществление представительства по конкретному делу.

       Народные  суды, как правило, по таким искам  принимают решения в пользу трудящихся, т.к. согласно ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» за невыполнение или нарушение обязательств по коллективному  договору виновные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере  до 50 минимальных размеров оплаты труда. 

 

        Заключение 

       Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что основными направлениями  деятельности профсоюзов являются функции  представительства работников, и  ее они осуществляют на всех уровнях  своих органов, и защитная – по защите социально-трудовых прав и интересов  работников и повышению их уровня.

       Сами  профсоюзы являются субъектами трудового  права на всех этапах правового регулирования  труда, т.е. при создании норм трудового  законодательства об установлении условий  труда, их защите, при их применении по многим вопросам, при профсоюзном  контроле за соблюдением трудового  законодательства. При этом во взаимоотношениях с работодателями они имеют права, а обязанности по содействию их осуществлению  лежат на работодателе.

       Правовой  основой профсоюзов являются: 1. Федеральные  Законы; 2. Международные правовые акты о труде, ратифицированные Российской Федерацией; 3. Законы субъектов РФ; 4. Указы Президента, постановления  Правительства; 5. Коллективные договоры и соглашения, которые закрепляют более широкие права профсоюзов и активистов; 6. Уставы профсоюзов, их объединениях, положения о первичных  профсоюзных органах.

       Основные  права профсоюзов и их органов  в сфере трудовых отношений: представительство  и защита социально-трудовых прав и  интересов работников; социальная защита работников (разработка нормативных  актов, направленных на защиту работников, нуждающихся в социальной защите; содействие занятости; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений участие в урегулировании индивидуальных и коллективных трудовых споров; защита интересов работника при смене собственника; контроль за соблюдением законодательства о труде, состоянию охраны окружающей среды; участие на паритетных началах с другими социальными партнерами в управлении внебюджетными фондами социальной защиты населения; право на информацию, необходимую для осуществления уставной деятельности; подготовка, повышение квалификации профсоюзных кадров; имущественные, финансовые права профсоюзов. 

 

Список литературы 

        1. Гриженко  Е.М.. «Трудовое право».
        2. «Что могут профсоюзы?» Библиотечка «Российской газеты».
        3. Гусов К.Н, Толкунова В.Н. «Трудовое право России».
        4. Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях  деятельности», с постатейными комментариями (под редакцией И.С.Снигиревой)
        5. Конституция РФ.
        6. «Сборник нормативных документов профсоюза».

Жарков Б.Н. «Профсоюзные права и их материально

Информация о работе Функции и задачи профсоюзов