Функции и задачи профсоюзов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:34, контрольная работа

Краткое описание

Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников, экологических стандартов.

В своей курсовой работе я рассмотрю понятие профсоюзов, их задачи и функции, их правовое положение и правовую основу в сфере трудовых правоотношений.

Оглавление

Введение. 2

1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. 4

2. Профсоюзные органы как субъекты трудового права. 9

2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда. 12

3. Классификация прав профсоюзов. 17

4. Гарантии прав профсоюзов. 19

5. Ответственность профсоюзов. 25

6. Защита прав профсоюзов. 27

Заключение. 31

Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

ПРОФСОЮЗЫ.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

       Помимо  главной - защитной функции профсоюзы  выполняют и иные функции, часть  которых непосредственно вытекает из уставов, а другие – делегированы в свое время профсоюзам государством.

       Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта  отрасль права ближе всего  соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

       Участвуя  в установлении условий труда  и в управлении производством, профсоюзы  в лице профкомов организаций  выполняют двуединую задачу:

       во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам  организации и применения  труда  и,

       во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в управленческую деятельность.

       Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную  защитную функцию, осуществляя надзор и общественный контроль за охраной  труда и соблюдением трудового  законодательства.

       Принцип активного участия работников в  установлении условий труда –  результат развития производственной демократии и наглядное проявление начал социального партнерства. Формирование надлежащих условий труда  высокого уровня оформляется обычно в виде локальной нормотворческой  деятельности, осуществляемой работодателем, трудовым коллективом при активном участии профсоюзов.

       Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права  определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти  органы, и, прежде всего профессиональные  комитеты организаций, признаются законными  представителями прав и интересов  наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора).

       Представительство интересов наемных рабочих и  служащих в названных выше областях общественной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсоюзных  органов. Поскольку такое представительство  основано на законе, профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников-членов профессионального союза.

       Правоспособность  профсоюзов возникает с момента  регистрации, когда профсоюз приобретает  права юридического лица.

       Однако  регистрация профсоюзов носит не обязательный, а уведомительный характер. И прохождение регистрации является правом, а не  обязанностью профсоюза. В связи с этим профсоюз может  и не проходить процедуру регистрации, но при этом на него не могут возлагаться  какие-то обязанности, и он не приобретает  прав юридического лица.   

       2. Общая характеристика  правового статуса  профсоюзов в сфере  труда 

       Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

       Законодательно  закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий.

       Содержание  труда правового статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за ними юридических возможностей.

       Статус  профсоюзов в сфере труда (труда  правовой статус) как часть их совокупного  статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе сочетает в  себе стабильные черты их правового  положения с особыми, характерными именно для данного этапа.

       Стабильность, преемственность содержания труда  правового статуса профсоюзов обусловлены  самим существованием трудовых отношений  между работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов  работников в этих отношениях.

       Наиболее  стабильная часть статуса - права  профсоюзов по представительству интересов  трудящихся, участию в регулировании  трудовых отношений, контролю за соблюдением  законодательства о труде, охране труда.

       Динамика  статуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных  профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи  с развитием экономических и  социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным  условиям. Радикальные изменения  в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые  экономические рельсы, внедрением новых  принципов управления экономикой в  условиях многообразия видов собственности  и организационно-правовых форм предприятий.

       В статус субъектов права, в том  числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.

       Права и обязанности профсоюзов в сфере  труда имеют особенности:

  1. юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;
  2. обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;
  3. юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников;
  4. выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия.

       Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением  является имущественная ответственность  по суду за проведение забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая  ответственность, вытекая из нарушения  норм трудового законодательства, носит  все же гражданско-правовой характер). Государство оказывает воздействие  на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности.

       К юридической (дисциплинарной) ответственности  могут быть привлечены освобожденные  от основной работы в организации  работники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая ответственность  таких лиц наступает по воле профсоюзных  органов как работодателей. Права-обязанности  профсоюзов как особая категория  содержат одновременно юридическую  возможность и долженствование. В нормативных правовых актах  содержатся права, а не требования к  профсоюзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу потребности  в их осуществлении. В них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином «права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и единую категорию прав-обязанностей.

       Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если осуществление прав зависит  от воли субъекта, то юридические обязанности  надо всегда соблюдать. Следовательно, при наличии соответствующей  ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им права.

       Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов. В этом законе  говорится о том, что законодательные и иные правовые акты в области труда должны приниматься с учетом мнения соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, так и коллективные права работников.

       Раньше  в Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на законодательную  инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной Думе  не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны, возникает вопрос: может ли профсоюз обратиться в суд  за защитой прав и интересов работника, заявив о том, что у него такие  полномочия (представительство и  защита интересов) есть. Верховный Суд  РФ разъясняет по этому поводу –  может обратиться в суд, но на основании  доверенности, выданной гражданином.

  1. право профсоюза на содействие занятости. Включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при ликвидации организации, при ликвидации подразделений организации, при изменении форм собственности организации, при полной или частичной приостановке производства. Кроме  того, профсоюзы  в установленных законодательством случаях дают согласие на увольнение своих членов.
  2. привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
  3. право профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений коллективных договоров и контроль за их выполнением (представительство осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов; профсоюзы могут осуществлять профсоюзный контроль за осуществлением коллективных договоров и соглашений);

       5) право на участие в урегулировании коллективных и индивидуальных трудовых споров  (организация и проведение забастовок, собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.д.);

       6) право на зависимость от органов исполнительной власти органов местного самоуправления, работодателей, политических партий и общественных объединений (участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, а также осуществление профсоюзного контроля за использованием средств этих фондов);

       7) право на информацию по социально-трудовым вопросам (от работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления);

       8) право на участие в подготовке  и повышении квалификации профессиональных  кадров (право создавать образовательные  и научно-исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку  кадров, финансирование деятельности  образовательных и научно-исследовательских  учреждений за счет средств  соответствующих бюджетов);

       9) право на осуществление профсоюзного  контроля за соблюдением трудового законодательства (до недавнего времени в ведении профсоюзов состояли правовая и технические инспекции труда, которые были наделены соответствующими функциями, в том числе правом выдавать обязательные для исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции переданы Минтруду РФ);

       10) право на участие в осуществлении  приватизации государственного и муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения); 

       11) право на социальную защиту работников в области страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты (участвуют в формировании социальных программ, разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);

       12) право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров  (в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации);

       13) международное сотрудничество (сотрудничать с профсоюзами других стран, другие объединения и организации, заключать с ними договора и соглашения). 

       3. Классификация прав  профсоюзов

       Классификация прав профсоюзов возможна в зависимости  от того, в каких отношениях они  реализуются, например, содействие в  зависимости и трудоустройстве (предмет  трудового права).

Информация о работе Функции и задачи профсоюзов