Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Только к 1999 году была достигнута определенная стабилизация, а в последующие годы начали проявлятся позитивные сдвиги в национальной экономике. Поэтому на данном этапе основной задачей для нашей страны является не только закрепление на достигнутом, но и создание необходимых условий для устойчивого экономического роста в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Ведение
Глава 1 Централизация и концентрация производства продукции на предприятии
1.1 Сущность и значение централизации
1.2 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии
1.3 Экономические аспекты концентрации производства
1.4 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
1.5 Концентрация и диверсификация производства
Глава 2 Специализация, кооперирование и комбинирование производства
2.1 Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
2.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
2.3 Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
2.4 Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
Заключение
Список используемой литературы
доля одного предприятия в объеме реализованной продукции на рынке, %;
доля трех, четырех, шести, восьми организаций в объеме реализованной продукции на рынке, %.
Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение (более 35%), заносятся в специальный реестр и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.
С целью
создания нормальных условий для
развития всех субъектов хозяйствования
и прежде всего для свободной
конкуренции между участниками
экономических отношений
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств,
поддержка конкуренции, свобода
экономической деятельности, не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и
Действие указанного закона направлено на:
предупреждение
и пресечение со стороны хозяйствующих
субъектов монополистической
недопущение
действии по ограничению конкуренции
со стороны органов
Под конкуренцией
понимается состязательность хозяйствующих
субъектов, когда их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения
Монополистической
деятельностью в соответствии с
Федеральным законом «О конкуренции
и ограничении
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем:
злоупотреблении доминирующим положением на рынке;
совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
В антимонопольном законе, с учетом его изменений, доминирующее положение трактуется следующим образом: «... доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающие ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам»11.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если доля его на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.
Доминирующим
также признается положение хозяйствующего
субъекта, доля которого на рынке определенного
товара составляет менее 65%, если это
установлено антимонопольным
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Согласно российскому антимонопольному закону запрещается действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатов недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:
изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);
создание
условий доступа на товарный рынок,
обмена, потребления, приобретения, производства,
реализации товара, которые ставят
один или несколько хозяйствующих
субъектов в неравное положение
по сравнению с другими
создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или подготовки соответствующего товара 12.
В исключительных
случаях вышеперечисленные
В соответствии
с Федеральным законом «О конкуренции
и ограничении
Монополистической
деятельностью хозяйствующих
1) установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) повышению,
снижению или поддержанию цен
на аукционах и торгах; разделу
рынка по территориальному
3) ограничению
доступа на рынок или
4) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
5) недопущению,
ограничению или устранению
В исключительных
случаях указанные
Государственный
антимонопольный контроль осуществляется
антимонопольным органом —
созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц;
соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;
соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц. Реорганизация в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), проводится с предварительного согласия антимонопольного органа.13 Для получения такого согласия лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на слияние или присоединение коммерческих организаций.
Антимонопольный
орган отклоняет указанное
Антимонопольный
орган вправе удовлетворить ходатайство
при возможности наступления
названных неблагоприятных
если
лица или органы, принимающие решение
о слиянии либо присоединении
коммерческих организаций, докажут, что
положительный эффект от их действий,
в том числе в социально-
выдачи предписания о совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц)14:
о создании,
слиянии и присоединении
о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом МРОТ, а также о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных федеральным законом МРОТ.15
Данные
требования об уведомлении антимонопольного
органа распространяются на некоммерческие
организации, осуществляющие или имеющие
намерение осуществлять координацию
предпринимательской
Если указанные действия могут привести или привели к ограничению конкуренции, антимонопольный орган выдает учредителям (участникам) коммерческой или некоммерческой организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Создание,
слияние, присоединение коммерческих
и некоммерческих организаций, изменение
состава участников некоммерческих
организаций в нарушение
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерчески организаций. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правам голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
Информация о работе Формы организации производства и оценка их эффективности