Формы организации производства и оценка их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:04, реферат

Краткое описание

Тема данного реферата - «Формы организации производства и оценка их эффективности» очень актуальна для экономики не только нашей страны, но и любой другой вне зависимости от экономической модели. Именно правильный выбор формы организации производства на предприятии или их сочетания определяет эффективность работы предприятия, его экономический рост в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Оглавление

1. Введение
2. Концентрация и централизация производства продукции на предприятии
2.1. Сущность, формы и показатели концентрации и централизации производства
2.2. Диверсификация производства как вариант межотраслевой концентрации
2.3. Экономическая эффективность концентрации производства
2.4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
2.5. Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий
3. Специализация, кооперирование и комбинирование производства
3.1. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
3.1.1 Сущность специализации, ее формы и показатели
3.1.2. Сущность кооперирования, его формы и основные показатели
3.2. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
3.3. Комбинирование производства
3.3.1. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производств
3.3.2. Экономическая эффективность комбинирования в промышленности
4. Заключение
5. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Формы организации производства и оценка их эффективности.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

  



Содержание

 

1.  Введение

2.   Концентрация и централизация  производства продукции на предприятии

2.1. Сущность, формы и показатели  концентрации и централизации  производства

2.2. Диверсификация производства  как вариант межотраслевой концентрации

2.3.    Экономическая эффективность концентрации производства

2.4.    Концентрация и монополизация  в экономике, их взаимосвязь

2.5. Планирование концентрации производства  и определение оптимальных размеров  предприятий

3.  Специализация, кооперирование  и комбинирование производства

3.1. Сущность, формы и показатели  уровня специализации и кооперирования  производства

3.1.1     Сущность специализации, ее формы и показатели

3.1.2. Сущность кооперирования, его  формы и основные показатели

3.2. Экономическая эффективность  специализации и кооперирования производства

          3.3.  Комбинирование производства

          3.3.1. Сущность, формы и показатели уровня  комбинирования производств

          3.3.2. Экономическая  эффективность комбинирования в  промышленности

4.  Заключение

5.  Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.    Введение

 

Тема данного реферата - «Формы организации производства и оценка их эффективности» очень актуальна для экономики не только нашей страны, но и любой другой вне зависимости от экономической модели. Именно правильный выбор формы организации производства на предприятии или их сочетания определяет эффективность работы предприятия, его экономический рост в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Реферат раскрывает такие вопросы, как формы организации производства, а именно централизация, концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование, их сущность, формы и показатели, экономическая эффективность этих явлений.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение каждой из них в отдельности, как самостоятельные формы организации производства, и установить взаимосвязь между ними, определить их преимущества и недостатки.

Также мы рассмотрим оптимальный уровень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства как мощный фактор развития производства и повышение его эффективности, связь развития  с разделением труда и достижениями научно-технического прогресса, уровень развития общественных форм организации производства, состав и производственную структуру предприятий.  Отдельным вопросом В связи с процессом концентрации производства актуален вопрос об  оптимальном  размере  предприятия.  Под  оптимальным  размером предприятия  понимают  такую  величину  объема  производства, которая обеспечивает.

Рассмотрим одно из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства – развитие и совершенствование форм его организации. Особое внимание уделим определению оптимального размера предприятия, при котором определенная величина объема производства обеспечивает наименьшие удельные издержки производства единицы продукции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Концентрация и  централизация производства продукции  на предприятии

2.1. Сущность, формы и  показатели концентрации и централизации  производства

 

Централизация и концентрация — две стороны одного экономического процесса, монополизации. Концентрация и централизация производства как способы расширения масштабов предприятий находятся в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеют среди них определяющее значение.

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация).

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.

Концентрация  производства как процесс имеет  определенный уровень и динамику. Уровень и динамика концентрации производства полно и всесторонне характеризуется системой показателей.

Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система. Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей: объем производства продукции за год; среднегодовая численность промышленно-производственного персонала; среднегодовая стоимость основных производственных фондов. В отдельных случаях могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются: объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие; удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом; удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности; удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли; удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.

      Концентрация в  широком смысле - это сосредоточение  факторов производства вокруг  единого центра. Концентрация также  разделяется на географическую и экономическую.

       Географическая  концентрация – желание предприятий располагаться и развиваться в таких местах, где уже имеются другие предприятия. Еще совсем недавно такой вид концентрации предприятий представлял собой явление, которое было характерно для промышленного развития; желание добиться уменьшения затрат толкало производителей искать подходящее для этого место.

       Экономическая концентрация – желание увеличить размеры предприятий. Такой вид концентрации предприятий представляется в значительной степени не зависящим от экономического и общественного строя, поскольку он является стремлением организовать более высокую рентабельность за счет снижения издержек. Это приводит к увеличению производительной мощности предприятий, для того чтобы добиться более высокой трудовой производительности. Однако способы, формы, а также целевая направленность экономической концентрации значительно отличаются исходя из того, при каком общественном и экономическом строе она проходит.

В зависимости о того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, Ильин А.И. различает агрегатную, технологическую, производственно-хозяйственную и организационно-хозяйственную формы концентрации.

Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования, то есть рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов, и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции. Агрегатная концентрация непосредственно отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается интенсивным путем.

Технологическая концентрация выражает укрупнение цехов и технических переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (то есть агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования. Соответственно этому растет доля крупных производств в общем объеме данного вида продукции или работ. Следовательно, технологическая концентрация значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и от экстенсивных факторов.

Производственно-хозяйственная концентрация, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической и агрегатной концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства. В последнем случае производственно-хозяйственная концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.

Организационно-хозяйственная концентрация производства выражается в создании крупных объединений и административном объединении мелких предприятий. В данном случае концентрация принимает форму централизации. Это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения. Создание производственных объединений на базе действующих предприятий – наиболее быстрый путь усиления концентрации производства.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации централизации осуществляется по следующим направлениям:

• горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Наиболее типичным образом стратегия горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма приобретает или сливается с основным конкурентом или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке создания стоимости. Однако при этом две организации могут обладать различными сегментами рынка. Объединение сегментов рынка вследствие слияния придает фирме новые конкурентные преимущества, а в долговременной перспективе сулит существенное увеличение дохода.

• вертикальная интеграция - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.

• диверсификация - комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

 

    1. Диверсификация производства как вариант межотраслевой концентрации

 

  Концентрация  производства осуществляется в двух формах: отраслевой и межотраслевой. При отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли. Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно, доля этих предприятий в общем объеме производства растет. Это - не что иное как вариант диверсификации производства в условиях жестких требований  рынка.

      Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

• более полному использованию ресурсов предприятия;

Информация о работе Формы организации производства и оценка их эффективности