Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Только к 1999 году была достигнута определенная стабилизация, а в последующие годы начали проявлятся позитивные сдвиги в национальной экономике. Поэтому на данном этапе основной задачей для нашей страны является не только закрепление на достигнутом, но и создание необходимых условий для устойчивого экономического роста в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Ведение
Глава 1 Централизация и концентрация производства продукции на предприятии
1.1 Сущность и значение централизации
1.2 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии
1.3 Экономические аспекты концентрации производства
1.4 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
1.5 Концентрация и диверсификация производства
Глава 2 Специализация, кооперирование и комбинирование производства
2.1 Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
2.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
2.3 Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
2.4 Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
Заключение
Список используемой литературы
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономика предприятия»
На тему: «Формы организации производства и оценка их эффективности»
Содержание
Ведение
Глава 1 Централизация и концентрация производства продукции на предприятии
1.1 Сущность и значение централизации
1.2 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии
1.3 Экономические аспекты концентрации производства
1.4 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
1.5 Концентрация и диверсификация производства
Глава 2 Специализация, кооперирование и комбинирование производства
2.1 Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
2.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
2.3 Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
2.4 Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема данной курсовой работы - «Формы организации производства и оценка их эффективности» выбрана потому, как является, на сегодняшний момент, актуальной проблемой для экономики любой страны, в том числе и нашей.
Переход
нашей экономики от планово-централизованной
к рыночной оказался очень сложным
и трудным. Этот этап сопровождался
падением производства, инфляцией, снижением
жизненного уровня населения и нарастанием
социальной напряженности в обществе.
Только к 1999 году была достигнута определенная
стабилизация, а в последующие
годы начали проявлятся позитивные сдвиги
в национальной экономике. Поэтому
на данном этапе основной задачей
для нашей страны является не только
закрепление на достигнутом, но и
создание необходимых условий для
устойчивого экономического роста
в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Известно, что одним из показателей
обеспечения эффективности
В данной курсовой работе раскрываются такие вопросы как: формы организации производства, а непосредственно централизация, концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование, их сущность, формы и показатели, экономическая эффективность этих явлений. Приведены примеры, дающие возможность увидеть и понять важность и необходимость этих явлений, а также рассмотрены и другие немаловажные стороны данного вопроса.
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики форм организации производства и оценки их эффективности. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
1 Централизация и концентрация производства
продукции на предприятии
1.1
Сущность и значение
Централизация (лат. centrum, греч. kentron — острие (циркуля), сосредоточие) - одна из двух форм монополизации (другая - концентрация). Централизация и концентрация — две стороны «одной медали», одного экономического процесса. Централизация ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации, и представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и поглощений под единой управленческой группой. Развитию и ускорению централизации способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого управленческого центра над десятками и сотнями предприятий, расположенных в разных географических точках. Централизация позволяет объединять капиталы нескольких различных организаций для решения крупных технико-экономических проектов (задач); Суммировать, накапливать необходимые денежные средства для финансирования различных программ. Централизация служит основой создания холдинговых и материнско-дочерних систем, что является единственным вариантом создания промышленно-финансовых групп, образующих стержень любой национальной экономики.
Следует
различать централизацию
Централизация
производства - увеличение масштабов
производства в результате объединения
нескольких предприятий в одно укрупненное
хозяйство под общим
Централизация капитала - увеличение размеров капитала в результате объединения или слияния нескольких, когда - то самостоятельных капиталов. Часто она совершается путем поглощения крупными капиталами более слабых конкурентов.
Наиболее
распространена централизация капитала
посредством образования
Основная выгода от создания крупных интегрированных структур заключается в преимуществах объединения капитала в сфере технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения к потребителю, снижения производственных и непроизводственных расходов.
Часто за счет объединения компаний можно достичь операционной экономии, как то устранения дублирования функций различных работников, объединяющих такие виды деятельности, как маркетинг, учет, снабжение. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т.е. 2 + 2 = 5.
Помимо операционной экономии слияние может стать причиной получения экономии за счет «эффекта масштабности», т.е. когда происходит увеличение выпуска и реализации продукции.
В современной экономике преобладают такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы.
Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:
В России
и странах Содружества
Концерн (англ. concern — участие, интерес) — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. В состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или иные финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым управленческим центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР между подразделениями и т. п.
Первоначально
концерны были распространены в США
и Японии, в настоящее время
эта организационная форма
На начальном
этапе концерны строились по принципу
вертикальной интеграции, охватывая
все звенья технологической цепочки:
добыча сырья — производство —
транспортировка - сбыт. С конца 1960-х
гг. для них становится характерным
стремление к диверсификации — проникновению
в отрасли, технологически не связанные
с основной продукцией концерна. В
структуру современных
Пример. Концерн "КАЛИНА" - крупнейший производитель парфюмерии, косметики и бытовой химии в России.
На сегодняшний
день Концерн "КАЛИНА" обладает производственным
оборудованием, соответствующим самым
строгим международным
Компания была основана в 1942 году на базе эвакуированной из Москвы фабрики «Новая Заря». В 1970 году фабрика подверглась коренной реконструкции и модернизации оборудования и получила название «Уральские Самоцветы». В 1974 году была выпущена первая партия продукции в парфюмерном цехе знаменитый "Тройной" одеколон. Новая технологическая линия по выпуску косметических средств по уходу за кожей в тубах была установлена в 1975 году. Концерн запустил новую линию по производству продукции по уходу за полостью рта, по производству мыла и упаковочную линию в 1990-ых годах. Концерн - первое в России предприятие в своей отрасли, прошедшее сертификацию по системе ISO 9000 (стандарты качества), его продукция признана зарубежными экспертами как соответствующая самым жестким европейским требованиям.
После приватизации
в 1992 году Тимур Горяев консолидировал
контрольный пакет акций
Концерн
является одним из лидеров на российском
парфюмерно-косметическом
Компания занимает сильную конкурентную позицию на российском рынке и владеет 38.3 % доли рынка среди средств по уходу за кожей; 11.1 % - среди средств по уходу за полостью рта. Компания считается производителем номер 1 в России средств по уходу за кожей и полостью рта. Доля продаж по этой продукции составила в 2004 году 47.6% и 14.9% соответственно. Сумма продаж возросла в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 16.3%. 3
Конгломерат (лат. Conglomerates - скопившийся, собранный) - монополистическое объединение, диверсифицированная корпорация, созданная в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем.
Как форма монополистического объединения появились в начале 1970-х гг., наиболее широкое распространение получили в форме транснациональных корпораций (ТНК).
Конгломераты образуются как результат слияния и поглощения фирм разнородной производственной ориентации путем приобретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний. Главная цель таких финансовых операций — обеспечить быстрый перелив капитала из менее рентабельных в более рентабельные производства, и максимизировать объем прибыли конгломерата. Поэтому внутренняя структура конгломерата очень неустойчива. Конгломераты достаточно часто распадаются, превращаясь в диверсифицированные концерны. Однако некоторые конгломераты (крупнейшие ТНК) доказали свою жизнеспособность, широко манипулируя финансовыми средствами и оперативно приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка 4.
Консорциум (лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - временное, обычно на срок выполнения проекта, соглашение между несколькими банками, кредитными организациями или группами компаний (фирм, организаций) для совместного размещения займов, осуществления финансовых или коммерческих операций, строительства различных объектов.
Информация о работе Формы организации производства и оценка их эффективности