Формы организации производства и оценка их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Только к 1999 году была достигнута определенная стабилизация, а в последующие годы начали проявлятся позитивные сдвиги в национальной экономике. Поэтому на данном этапе основной задачей для нашей страны является не только закрепление на достигнутом, но и создание необходимых условий для устойчивого экономического роста в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Оглавление

Ведение
Глава 1 Централизация и концентрация производства продукции на предприятии
1.1 Сущность и значение централизации
1.2 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии
1.3 Экономические аспекты концентрации производства
1.4 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
1.5 Концентрация и диверсификация производства
Глава 2 Специализация, кооперирование и комбинирование производства
2.1 Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
2.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
2.3 Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
2.4 Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 113.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По  дисциплине: «Экономика предприятия»

На  тему: «Формы организации производства и оценка их эффективности»

 

 

Содержание

 

Ведение

Глава 1 Централизация и концентрация производства продукции на предприятии

1.1 Сущность и значение централизации

1.2 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии

1.3 Экономические аспекты концентрации производства

1.4 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

1.5 Концентрация и диверсификация производства

Глава 2 Специализация, кооперирование и комбинирование производства

2.1 Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства

2.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства

2.3 Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства

2.4 Экономические аспекты комбинирования промышленного производства

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Тема  данной курсовой работы - «Формы организации  производства и оценка их эффективности» выбрана потому, как является, на сегодняшний момент, актуальной проблемой  для экономики любой страны, в  том числе и нашей.

Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным  и трудным. Этот этап сопровождался  падением производства, инфляцией, снижением  жизненного уровня населения и нарастанием  социальной напряженности в обществе. Только к 1999 году была достигнута определенная стабилизация, а в последующие  годы начали проявлятся позитивные сдвиги в национальной экономике. Поэтому  на данном этапе основной задачей  для нашей страны является не только закрепление на достигнутом, но и  создание необходимых условий для  устойчивого экономического роста  в ближайшей и дальнейшей перспективе. Известно, что одним из показателей  обеспечения эффективности работы предприятия является то, насколько  глубоко и правильно используются прогрессивные общественные формы  организации производства, такие, как  концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. При  этом все прогрессивные общественные формы организации производства должны применятся во взаимосвязи и  в тесной увязке.

В данной курсовой работе раскрываются такие  вопросы как: формы организации  производства, а непосредственно  централизация, концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование, их сущность, формы и показатели, экономическая  эффективность этих явлений. Приведены  примеры, дающие возможность увидеть  и понять важность и необходимость  этих явлений, а также рассмотрены  и другие немаловажные стороны данного  вопроса.

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики форм организации  производства и оценки их эффективности. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

 

 

1 Централизация и концентрация производства

продукции на предприятии

 

1.1 Сущность и значение централизации

 

Централизация (лат. centrum, греч. kentron — острие (циркуля), сосредоточие) - одна из двух форм монополизации (другая - концентрация). Централизация и концентрация — две стороны «одной медали», одного экономического процесса. Централизация ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации, и представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и поглощений под единой управленческой группой. Развитию и ускорению централизации способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого управленческого центра над десятками и сотнями предприятий, расположенных в разных географических точках. Централизация позволяет объединять капиталы нескольких различных организаций для решения крупных технико-экономических проектов (задач); Суммировать, накапливать необходимые денежные средства для финансирования различных программ. Централизация служит основой создания холдинговых и материнско-дочерних систем, что является единственным вариантом создания промышленно-финансовых групп, образующих стержень любой национальной экономики.

Следует различать централизацию производства и централизацию капитала.

Централизация производства - увеличение масштабов  производства в результате объединения  нескольких предприятий в одно укрупненное  хозяйство под общим управлением. Различают горизонтальную и вертикальную централизацию производства. Горизонтальная централизация – это объединение  однотипных предприятий внутри одной  отрасли. Вертикальная централизация предполагает объединение предприятий различных отраслей, что позволяет выпускать сложную продукцию по единой технологической цепочке и увеличивать ассортимент (набор) изделий и услуг. Централизация производства в рамках одного хозяйственного образования, проводимая до определенных рациональных пределов, дает, как правило, увеличение выпуска продукции за счет снижения издержек производства и обращения в расчете на единицу продукции, экономии на масштабах производства. Однако чрезмерная централизация выпуска продукции в рамках одного хозяйственного объединения может вести к тому, что производство становится громоздким, трудноуправляемым и экономически неэффективным. Поэтому в процессе централизации за отдельными структурными единицами должна сохраняться относительная хозяйственная самостоятельность, а ее масштаб не должен превышать экономически обоснованных оптимальных (наилучших) объемов производства.

Централизация капитала - увеличение размеров капитала в результате объединения или  слияния нескольких, когда - то самостоятельных  капиталов. Часто она совершается  путем поглощения крупными капиталами более слабых конкурентов.

Наиболее  распространена централизация капитала посредством образования акционерных  обществ и организации системы  участия 1.

Основная  выгода от создания крупных интегрированных  структур заключается в преимуществах  объединения капитала в сфере  технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения к потребителю, снижения производственных и непроизводственных расходов.

Часто за счет объединения компаний можно  достичь операционной экономии, как  то устранения дублирования функций  различных работников, объединяющих такие виды деятельности, как маркетинг, учет, снабжение. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость  компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т.е. 2 + 2 = 5.

Помимо  операционной экономии слияние может  стать причиной получения экономии за счет «эффекта масштабности», т.е. когда  происходит увеличение выпуска и  реализации продукции.

В современной  экономике преобладают такие  формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы.

Каждая  из названных форм имеет как общие  черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они  направлены на использование преимуществ  крупного капитала, но отличаются друг от друга:

  • установленными имущественными и правовыми отношениями;
  • конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением;
  • структурой источников.

В России и странах Содружества Независимых  Государств (СНГ) в конце XX в. наибольшее развитие получили холдинги и ФПГ. Рассмотрим наиболее подробно сущность некоторых  организационных форм объединения  предприятий.

Концерн (англ. concern — участие, интерес) — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. В состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или иные финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым управленческим центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР между подразделениями и т. п.

Первоначально концерны были распространены в США  и Японии, в настоящее время  эта организационная форма стала  преобладающей среди крупных  фирм развитых стран. Как правило, в  отличие от конгломерата, концерн  имеет четкое выраженное «производственное  лицо», т. е. основной вид деятельности (продукции или услуги). Традиционно  различают промышленные, транспортные, торговые, банковские и другие концерны.

На начальном  этапе концерны строились по принципу вертикальной интеграции, охватывая  все звенья технологической цепочки: добыча сырья — производство —  транспортировка - сбыт. С конца 1960-х  гг. для них становится характерным  стремление к диверсификации — проникновению  в отрасли, технологически не связанные  с основной продукцией концерна. В  структуру современных концернов  входит несколько групп предприятий, объединенных на основе вертикальной интеграции и действующих различных  отраслях и сферах экономики. Для  них также характерно активное проникновение  на внешние рынки путем объединения  компаний различных стран и создания международных монополий 2.

Пример. Концерн "КАЛИНА" - крупнейший производитель парфюмерии, косметики и бытовой химии в России.

На сегодняшний  день Концерн "КАЛИНА" обладает производственным оборудованием, соответствующим самым  строгим международным стандартам, а поставщиками являются крупнейшие в мире компании по производству сырья  для парфюмерно-косметической продукции.

Компания  была основана в 1942 году на базе эвакуированной из Москвы фабрики «Новая Заря». В 1970 году фабрика подверглась коренной реконструкции и модернизации оборудования и получила название «Уральские Самоцветы». В 1974 году была выпущена первая партия продукции в парфюмерном цехе знаменитый "Тройной" одеколон. Новая технологическая линия по выпуску косметических средств по уходу за кожей в тубах была установлена в 1975 году. Концерн запустил новую линию по производству продукции по уходу за полостью рта, по производству мыла и упаковочную линию в 1990-ых годах. Концерн - первое в России предприятие в своей отрасли, прошедшее сертификацию по системе ISO 9000 (стандарты качества), его продукция признана зарубежными экспертами как соответствующая самым жестким европейским требованиям.

После приватизации в 1992 году Тимур Горяев консолидировал контрольный пакет акций предприятия, а в 2000 г. ЕБРР приобрёл новый выпуск акций и стал владельцем 19,24% пакета акций вместе с двумя; венчурными фондами. В 1999 году ОАО "Уральские  самоцветы" было переименовано в  ОАО "Концерн "Калина". В апреле 2004 года компания разместила дополнительный выпуск акций в рамках первичного публичного размещения на ММВБ, увеличив free-float по своим акциям примерно до 33%. В 2005 году Калина сделала дальнейшие важные шаги на пути своего развития. Весной 2005 года был приобретен контрольный  пакет акций немецкого производителя  косметики Dr.Scheller Cosmetics AG. Также в  течение 2005 года была осуществлена техническая  модернизация производства компании с  целью создать запас производственной мощности для соответствия программе  развития Концерна, повысить автоматизацию  и качество производства. В настоящее  время ОАО Концерн «КАЛИНА» - крупнейший российский производитель косметической  продукции и средств личной гигиены.

Концерн является одним из лидеров на российском парфюмерно-косметическом рынке  с консолидированным объемом  продаж 182,6 млн. долларов США по итогам 2004 года. Ведущие бренды - «Черный  жемчуг », «Чистая линия » и  «MIA» в средствах по уходу за кожей , «32» и «Лесной бальзам  » в средствах по уходу за полостью рта, «Анжелика Варум » в парфюмерии. Компания также продвигает на рынки  России и стран СНГ бренды немецкого производителя парфюмерии и косметики Dr. Scheller Cosmetics AС “Manhattan”,” Manhattan Clearface”, “Apotheker Scheller”. В состав Концерна входят головное предприятие в Екатеринбурге и завод в Омске, дочерние предприятия «Паллада-Украина» (Ураина), «Новопласт» (Россия), Kalina Overseas Holding B.V. (Нидерланды) и Dr. Scheller Cosmetics AG (Германия).

Компания  занимает сильную конкурентную позицию  на российском рынке и владеет 38.3 % доли рынка среди средств по уходу за кожей; 11.1 % - среди средств  по уходу за полостью рта. Компания считается производителем номер 1 в  России средств по уходу за кожей  и полостью рта. Доля продаж по этой продукции составила в 2004 году 47.6% и 14.9% соответственно. Сумма продаж возросла в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 16.3%. 3

Конгломерат (лат. Conglomerates - скопившийся, собранный) - монополистическое объединение, диверсифицированная корпорация, созданная в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем.

Как форма  монополистического объединения появились  в начале 1970-х гг., наиболее широкое  распространение получили в форме  транснациональных корпораций (ТНК).

Конгломераты  образуются как результат слияния  и поглощения фирм разнородной производственной ориентации путем приобретения финансовым центром компании активов или  контрольного пакета акций различных  компаний. Главная цель таких финансовых операций — обеспечить быстрый перелив  капитала из менее рентабельных в  более рентабельные производства, и  максимизировать объем прибыли  конгломерата. Поэтому внутренняя структура  конгломерата очень неустойчива. Конгломераты достаточно часто распадаются, превращаясь  в диверсифицированные концерны. Однако некоторые конгломераты (крупнейшие ТНК) доказали свою жизнеспособность, широко манипулируя финансовыми средствами и оперативно приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка 4.

Консорциум  (лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - временное, обычно на срок выполнения проекта, соглашение между несколькими банками, кредитными организациями или группами компаний (фирм, организаций) для совместного размещения займов, осуществления финансовых или коммерческих операций, строительства различных объектов.

Информация о работе Формы организации производства и оценка их эффективности