Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:57, реферат
Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить
потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы
жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского
хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм,
организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие
понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых
хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в
структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать
знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими
избегать ошибок и гарантировать успех дела.
Введение
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
1. Зачем нужно государственное регулирование?…………………………5
2. Цели и формы государственного регулирования экономики………….6
3. Задачи государственного регулирования………………………………..7
4. Объекты государственного регулирования……………………………...9
5. Инструменты государственного регулирования………………………..10
2. Методы государственного регулирования
1. Функции. Экономические и административные методы……………….11
2. Различия методов государственного регулирования……………………12
3. Косвенные методы государственного регулирования…………………..12
4. Случаи вмешательства государства в регулирование
экономики………13
3. Программы государственного регулирования.
1. Государственное экономическое программирование………………….15
2. Границы и эффективность государственного регулирования…………15
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного
регулирования…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………..21
континентов, нередко наблюдается прямое вмешательство государственных
органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной Корее, Тайване,
Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством
государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные
ограничения в работе
как государственных, так и частных
фирм.
2.3. Косвенные методы
государственного
Примером
либерального косвенного
могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период
рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия
и Великобритания не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил
пятилетнего государственного планирования и используют главным образом
экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как
торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые
осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной
инициативой.
В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предписывает ТПП те
или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать.
Торгово-промышленные палаты не получают финансирования, как и в Германии,
из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам.
Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о
вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги,
которые ей оказывают. Несмотря на различия и степени участия
государственных органов между системами организации ТПП в Германии и
Великобритании, между ними много общего.
Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает
пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том
числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского
уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и
информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь.
Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет
воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на
обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий,
стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок
законодательных актов.
В середине 1980-х годов специалисты европейских стран пришли к выводу
о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках
отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не
имеют необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными
центрами ставится задача - оказать содействие средним и мелким фирмам. Для
этого были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его
отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах Европы,
соединенных электронной связью. Европейский информационный центр получает
25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов составляют средства других
спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных
услуг.
Очевидно,
что структуры, аналогичные
было бы создать на базе бывшего Госснаба СССР. Об этом должны заботиться
не только государственные
органы, но и сами предприятия, и
специалисты.
2.4. Случаи вмешательства
государства в регулирование
экономики.
Вмешательство
государства в рыночную
когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным
причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не
достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и
социальных проблем.
Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить
материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть
разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам;
обеспечить бесплатное
образование и медицинское
К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы:
обшее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного
цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики
является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить
саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших
отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные
механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют
нежелательные явления в экономике.
Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими
функциями государства, административным регулированием и налоговой
политикой.
Рынки
выступают наиболее
между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна
функционировать при наличии определенных условии, формируемых государством.
К ним относятся:
а) законодательное
определение прав
б) защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы
предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
в) гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
г) использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;
д) ограничение монопольных тенденций в экономике.
Государство
должно вмешиваться в
на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и
негативными.
Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явлений
и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно
повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.
Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин
возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.
Под позитивными понимается появление всякого рода положительных
явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом
случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер
по поддержанию.
Условиями для вмешательства государства могут быть:
а)
требования национальной
б)
социальная напряженность в
в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция,
высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит
бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке,
инвестиционный спад и т. п.);
г)
ухудшение состояния
Признаки
условий и предпосылок для
оценки их качественного
Безработица.
Она является неотъемлемым
Естественный уровень безработицы - 4 - 6 % от численности рабочей силы.
Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта
безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными
перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии.
Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы в том случае,
если она начинает превышать ее естественный уровень, то есть когда
начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким
образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный
на уровень естественной безработицы.
Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги.
Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не
являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. До
определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше
этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества.
Государство
должно отслеживать этот
выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от
уровня инфляции. Различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.
Умеренная инфляция, когда цены растут менее 10 % в год, галопирующая
инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 % до 200 % в год, а
при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противо-инфляционные меры
государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.
Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит - это превышение расходов
государства над его доходами. Государство должно стремиться к тому, чтобы
он не превышал определенную величину. В ее качестве выступает доля дефицита
в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Задача
государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и
допустимой величины
данного критерия.
3. Программы государственного
3.1.
Государственное экономическое
программирование.
Высшей
формой государственного
экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в
глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
По мере усложнения
задач стали формулировать
долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные
за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять
порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются
отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных
исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные
<Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики