Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:57, реферат

Краткое описание

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить
потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы
жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского
хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм,
организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие
понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых
хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в
структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать
знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими
избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Оглавление

Введение
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
1. Зачем нужно государственное регулирование?…………………………5
2. Цели и формы государственного регулирования экономики………….6
3. Задачи государственного регулирования………………………………..7
4. Объекты государственного регулирования……………………………...9
5. Инструменты государственного регулирования………………………..10
2. Методы государственного регулирования
1. Функции. Экономические и административные методы……………….11
2. Различия методов государственного регулирования……………………12
3. Косвенные методы государственного регулирования…………………..12
4. Случаи вмешательства государства в регулирование
экономики………13
3. Программы государственного регулирования.
1. Государственное экономическое программирование………………….15
2. Границы и эффективность государственного регулирования…………15
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного
регулирования…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Методы и формы государственного регулирования.docx

— 57.70 Кб (Скачать)

государственных   инвестиций   обеспечивать    преимущественное    развитие

определенным отраслям  и  регионам.  Причины  такой  поддержки  могут  быть

различными: поддержка отраслей  и территориальных единиц,  находящихся в

состоянии кризиса, а также поощрение развития  перспективных отраслей  и

регионов.

      Условия   накопление   капитала   также   является   важным   объектом

государственного  регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы  и

возможности в разное время всем  инвесторам  или  отдельным  их  группам  по

отраслям  и  территориям  можно  воздействовать  на  экономический  цикл   и

структуру хозяйства.

      Занятость  заключается в мерах по поддержанию   нормального  соотношения

между  спросом  и  предложением  рабочей  силы.   Соотношение   это   должно

удовлетворять  потребность  экономики  в  квалифицированных  работниках,  не

должно  приводить  к  необоснованному  росту  заработной  платы  и   резкому

снижению занятости. Все меры в области регулирования  занятости  должны  быть

направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

      Важным  направлением государственного  регулирования  является  денежное

обращение. Меры, предусмотренные  правительством в этом  направлении,  должны

быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.

      Платежный  баланс тоже является  предметом   регулирования  государства.

Каждая  страна   осуществляет   регулирование   платежного   баланса   путем

воздействия на экспорт  и импорт, движение капитала,  повышение  и  понижение

курса национальных валют и т.д.

      Цены  в  условиях  смешанной  экономики   тоже  могут   быть   объектом

государственного  регулирования. Обычно считается, что  в условиях рынка  цены

складываются  стихийно.  Но  это  не  совсем  так.  За  последние  сто   лет

государство регулировало тарифы на услуги  государственных  железных  дорог,

почты,  телеграфа,  устанавливало  государственные   монопольные   цены   на

«акцизные» товары и т.д.

      Наиболее  развитый механизм  государственного  регулирования  экономики

сложился в некоторых  странах Западной  Европы  (Франция,  ФРГ,  Испания),  в

Японии, в ряде быстроразвивающихся  стран Азии и  Латинской  Америки.  Слабее

развито государственное  регулирование экономики в  США,  Канаде,  Австралии,

т.к.  здесь  не  было  разрушений  второй  мировой   войны,   не   возникали

социалистические  страны,  и  частный  сектор  обладал   наиболее   сильными

позициями. 

1.5. Инструменты государственного  регулирования. 

      Одним   и  из  важнейших  инструментов  государственного  регулирования

экономики является государственный бюджет, который  ежегодно  разрабатывается

правительством  и  утверждается  парламентом.  В  бюджете  предусматриваются

источники формирования доходных статей, включая поступления  от  коммерческих

организаций, общая  годовая сумма доходов и расходов  по  отдельным  статьям.

Как налоговые и  прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный  бюджет

и бюджеты местных  органов  власти,  так  и  расходование  бюджета  оказывают

прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику  страны и  ее

субъектов. (рис. 1) 
 
 

                  2. Методы государственного регулирования. 

2.1. Функции. Экономические и административные методы. 

      Государство  выполняет  свои  функции,  применяя  разнообразные  методы

воздействия  на  экономику.  Среди  методов  государственного  регулирования

едва ли встретишь  совершенно непригодные или абсолютно неэффективные.  Нужны

все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого  определить экономические  зоны  и

ситуации, те ниши, где  его применение  целесообразно.  Хозяйственные  потери

начинаются  тогда,  когда  власти  выходят  за  границы  разумного,  отдавая

чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

      Поскольку   рынок  представляет  собой   во  многом  самонастраивающуюся

систему, влиять на него можно  в  основном  лишь  косвенными  экономическими

методами. Отсюда,  однако,  не  следует,  что  развитом  рыночном  хозяйстве

административные  методы вообще не имеют  право  на  существование.  В  целом

ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо.

      Жестокое  разграничение  экономических  и   административных   методов

несостоятельно. С  одной стороны  элементы  администрирования  несет  в  себе

любой экономический  регулятор. Хотя бы потому, что  контролируется  той  или

иной  государственной  службой,  которая  переключает  его  после   принятия

соответствующего  политического  решения.  С  другой   стороны,   в   каждом

административном  регуляторе есть нечто экономическое в том смысле,  что он

косвенно сказывается  на поведении участников экономического процесса.

      Хотя  экономические и административные методы имеют некоторое сходство,

они существенно  отличаются друг  от  друга.  В  частности,  административные

приемы заметно  сужают свободу экономического выбора, а порой  вообще  сводят

ее к нулю.  Такое  случается  там,  где  администрирование  экономически  не

обосновано,  запредельно,  обретает  черты  тотальности,   перерождается   в

командно-распределительную  систему.   В   этих   условиях   государственный

контроль  становится  всеобъемлющим,  охватывая  размеры  производства,  его

структуру, цены, потребительные  качества  продукции,  издержки,  заработную

плату, прибыль и  ее распределение, связи  с  поставщиками  и  потребителями,

словом весь хозяйственный  процесс.

      Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной

раз даже расширяют  ее. Появляется стимул,  на  который  субъект  может  либо

отреагировать, либо не  обращать  ни  малейшего  внимания,  в  любом  случае

оставляя за собой  право на свободное принятие рыночного  решения.

      В  последние годы, когда в России  ускорился распад тоталитарного  строя,

произошло  обвальное   разрушение   системы   административного   управления

экономикой.  Далеко  не  во  всем  этот  процесс   был   оправдан.   Система

создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом  отказываться  от  всего,

что наработано.  Просматривается,  по  крайней  мере,  шесть  областей,  где

административные  приемы достаточно эффективны,  а  порой  даже  имеют  явное

преимущество   по   сравнению   с   другими    способами    государственного

регулирования рыночного  хозяйства.

      Необходим  прямой государственный контроль  над  монопольными  рынками.

Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов  косвенного  воздействия  и

здесь допустимо  даже государственное регулирование  цен.

      Вторая  область  преимущественно   административного  регулирования   –

побочные  эффекты  рыночных  процессов.  И  в   этой   сфере   экономические

регуляторы недостаточны, а иногда вообще  неэффективны.  Необходимы  жесткие

стандарты хозяйственной  деятельности, гарантирующие населению  экологическую

безопасность.

      Кроме   экологических  есть  немало  и  других  стандартов.  Разработка

таковых,   контроль   над   их   соблюдением   всеми,   кто   участвует    в

функционировании экономической системы, образуют еще одну,  третью  область

административного  регулирования.  Четвертая   область   –   определение   и

поддержание минимально допустимых  параметров  жизни  населения.  Имеется  в

виду пособия по безработице,  выплаты  многодетным  семьям,  гарантированный

минимум  заработной  платы  и  т.п.  Административные   приемы   оказываются

полезными и тогда, когда направлены  на  защиту  национальных  интересов в

системе мирохозяйственных  связей.  К  их  числу  можно  отнести,  например,

лицензирование экспорта или государственный контроль над  импортом  капитала.

Такова  пятая   область,   где   применение   административных   регуляторов

экономически оправдано. Шестая и  последняя  область  –  реализация  целевых

программ,   предусматривающих   элементы   администрирования   в   отношении

предприятий государственного сектора.

      Экономическое    пространство,     на     которое     распространяются

административные  методы,  как  видно  весьма  обширно.  Они   давно   стали

неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть  не  мешают  повышению

эффективности производства  и  благосостояния  населения.  Мировая  практика

свидетельствует о  том, что администрирование опасно не  само  по  себе.  Оно

наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования. 

      2.2. Различия методов государственного  регулирования. 
 
 

      В  каждой стране есть свои нормы   и  стандарты,  которые  соответствуют

конкретным условиям того или иного государства.  В  России  с  ее  огромным

пространством,  разнообразием  природно-климатических  условий  и  народных

традиций, очевидно, допустимы некоторые различия управления даже  в  рамках

отдельных территорий. По отдельным видам продукции  и  услуг,  прежде  всего

монопольного характера, государственные  органы  вынуждены  сотрудничать  с

крупнейшими корпорациями. Такое сотрудничество установилось и в  России,  в

частности, между  государственными  органами  всех  уровней  и  крупнейшими

объединениями в  энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.

      Исполняя  регулирующую  роль,  последние   десятилетия  государственные

органы Японии  и  США  также  действуют  в  основном  совместно  с  наиболее

крупными корпорациями. При этом они определяют:

   а) объем  необходимых инвестиций, их направление  и структуру;

   б) технический  уровень, а также объем и  пропорции выпуска 

важнейших видов  продукции, ее конкурентоспособность;

   в)  уровень   заработной  платы  и  некоторые   другие  виды  деятельности

предприятий.

      Намеченные  общенациональные  задачи  решаются  в  основном  с  помощью

экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий,  программ,  квот  и

др.

      Например, в странах Западной Европы, а  также африканского и азиатского

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики