Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:57, реферат

Краткое описание

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить
потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы
жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского
хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм,
организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие
понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых
хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в
структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать
знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими
избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Оглавление

Введение
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
1. Зачем нужно государственное регулирование?…………………………5
2. Цели и формы государственного регулирования экономики………….6
3. Задачи государственного регулирования………………………………..7
4. Объекты государственного регулирования……………………………...9
5. Инструменты государственного регулирования………………………..10
2. Методы государственного регулирования
1. Функции. Экономические и административные методы……………….11
2. Различия методов государственного регулирования……………………12
3. Косвенные методы государственного регулирования…………………..12
4. Случаи вмешательства государства в регулирование
экономики………13
3. Программы государственного регулирования.
1. Государственное экономическое программирование………………….15
2. Границы и эффективность государственного регулирования…………15
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного
регулирования…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Методы и формы государственного регулирования.docx

— 57.70 Кб (Скачать)

отвечают потребностям развития современного производства и  не  обоснованны.

Современные рыночные отношения практически  во  всех  странах  регулируются

государственным законодательством. Они связаны  с  изменчивой  политической

конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых  и регулируемых

государственными   органами   хозяйственных   связей,   межотраслевого    и

международного перелива капитала, игры   на  мировом  рынке,  международных

валютно-финансовых отношений. Современная экономика  страны не  в  состоянии

развиваться  в  изоляции  от  международного  рынка,   механизмы   которого

определяются международными законами и государственной политикой  стран.

      В  курсовой работе подробно  освещаются  методы  и  цели  регулирования

экономикой, описывается  инструментарий, которыми  пользуются  экономисты  и

политики. Подробно рассмотрены  объекты  государственного  регулирования  и

затронута   тема   о   необходимости   совершенствования   государственного

регулирования. 
 
 

         1. Понятие, цели  и задачи государственного  регулирования. 

1.1. Зачем нужно  государственное регулирование  экономики? 

       Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая

людей,  машины,  оборудование,  сырье,  материалы,   инструменты   и   др.),

находящихся в постоянном  взаимодействии.  Синхронность  работы  гигантской

экономической   системы,   ее   динамическая   устойчивость   обеспечиваются

хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при  условии

достаточной свободы  действия этого механизма  в  нижних  звеньях  явственной

структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих  целевых  задач  и  правил

должно действовать  самостоятельно. Все локальные вопросы  должны решаться  на

том уровне, где они  возникают. Только при условии  рационального  разделения

прав и  обязанностей  между  верхними  и  нижними  управленческими  уровнями

обеспечивается эффективное  функционирование механизма управления.

       Важна регулирующая роль государства  в организации внешнеэкономической

деятельности производителей продукции, так  как  в  данной  области,  помимо

экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те

государственные  органы  хозяйственного  управления,  которые   обеспечивают

внешние взаимосвязи  между поставщиками и потребителями  продукции.  Рынок  и

современные  рыночные  самоуправляемые  структуры  нуждаются   в   поддержке

государства.   Предпринятые   в   1992   г.   меры   разгосударствления    и

реформирования   системы   управления   экономикой   России   и   отказ   от

государственною участия  в  управлении  оказались  в  целом  разрушительными,

вызвали резкий спад производства.

      Роль  государственных органов заключается  главным образом, во-первых, в

контроле соблюдения законов субъектами экономики и,  во-вторых,  подготовке

недостающих законов  и нормативов.

      Главная   задача  хозяйственного  законодательства  и   государственных

органов, обеспечивающих  его  исполнение,  —  недопущение  крупных  сбоев  в

экономике и ее  зашита  от  хозяйственных злоупотреблений.  Наряду  с этим

немыслимо  и  невозможно  пытаться  централизованно,  с   помощью   приказов

регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов,  происходящих  в

каждом звене экономики страны.  Государственные органы  управления  ставят

перед хозяйственными структурами  задачи  общественного  значения,  а  также

вводят  отдельные  ограничения  на  их  действия,  способные  нанести  ущерб

экономике страны или  отдельным лицам. Наряду с этим  государство  определяет

основные направления, развивает программы развития  экономики  и  добивается

безусловного  выполнения  этих  программ.  Практически   во   всех   странах

фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные  направления

развития   современной   науки,   техники   и   производства,   в   основном

финансируются из государственного бюджета.

      Практика  и многочисленные исследования  показывают,  что  экономическое

процветание страны и благосостояние ее  народа  зависят  не  от  абстрактных

экономических  условий,  а  от  конкретной  экономической   и   политической

стратегии  государственного  руководства.  «Если   руководство   государства

полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН,  -  не  воруя

при этом, и обеспечивает  нормальное  функционирование  законов,  то  страна

будет процветать. Экономические  победы  и  поражения  абсолютно  всех  стран

определяются,  таким   образом,   формой,   методами   и   профессионализмом

государственного  управления». По данным ООН, за последние 30 лет XX в.  доля

самых бедных стран  мира, где сохранилась  архаичная  форма  государственного

управления (эти 1/5 всех стран), в общемировом доходе  снизилась  с  2,3  до

1,4  %;  тогда   как  доля  20  %   самых   богатых   стран,   где   вопросам

государственного  управления уделяется серьезное  внимание  (также  1/5  всех

стран), выросла за это время с 70 до 85 %. В  связи  с  этим  в  большинстве

стран  мира   деятельность   хозяйственных   организаций   (коммерческих   и

некоммерческих)   охватывается   государственным   регулированием,   нередко

включая и рычаги прямого  административного управления. Для этого  создаются

правительственные  органы  (министерства,  комитеты),  реализующие   функции

государственного  управления экономикой. Отраслевые,  по  отдельным функциям

(финансы, налоги  и пр.), а также территориальные   и  нейтральные  органы  не

оставляют ни одного хозяйственного  объекта  вне  сферы  своего  контроля  и

воздействия. Это  оправдано. Доказано, что полное пренебрежение  регулирующей

ролью  государства  в  управлении  экономикой  -  идея,  чуждая  современным

условиям хозяйствования. 

      1.2. Цели и формы государственного  регулирования. 

          Как  заметили  французские   предприниматели,  прибывшие   в  Москву

осенью I991 г. по приглашению  Научно-промышленного союза  СССР,  «убеждение,

что основной признак  рыночной экономики ее неуправляемость, - нонсенс,  миф…

Где анархия, там  не место экономическому партнерству».  По  мнению  западных

специалистов, один из  главных  этапов,  через  который обязательно должна

пройти российская экономики,  -  возврат к управляемости.  «Самой  большой

опасностью для  Советского  Союза,  -  предупреждал  президент  Европейского

банка реконструкции  и развития Ж. Аттали,  -  было  бы  допустить воцарение

«экономики черного  рынка», которым заправляла бы мафия, состоящая из  бывшей

номенклатуры,  -  некое  подобие  капитализма-бандитизма.     Если     такое

произойдет,  ведущим  западным фирмам не надо вести дела с этой страной,  ибо

это было бы слишком  рискованно.   По  убеждению  западных  специалистов,  в

стратегии развития страны ставку следует делать не на малые,  а  на  крупные

предприятия, которые  оказывают влияние на формирование  конъюнктуры  мировых

рынков.  Только  самым  крупным  предприятиям   (фирмам)   удается   подолгу

удерживаться на этих рынках, а десятки тысяч мелких фирм разоряются.

          Важнейшая  экономическая   задача   государственных   органов   -

обеспечить условия  разработки и реализации государственной  инвестиционной и

научно-технической  политики   в   стране,    способствующей   техническому

перевооружению производства и повышению конкурентоспособности  отечественной

продукции на мировых  рынках. Один из путей решения этой задачи  -  создание

крупных инновационно-технологических  центров и инновационно-промышленных

комплексов. По мнению  российских  специалистов,  только  на  базе  крупных

объединений можно  решать стратегические задачи как  отдельных  предприятий,

входящих  в  объединение,  так  и   реализовать   государственную   научно-

техническую  стратегию,  а  малый  и  средний  бизнес  не  способен  решать

технологических задач  страны.

          Создание  бюджетов  развития  в   рамках   крупных   объединений,

отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала  –  одна

из целевых программ российского правительства.  Информационные  технологии,

которые в конце XX столетия по объему оборота в 8 раз  превосходили  оборот

мирового автомобильного рынка (в недалеком прошлом самого крупного), — одно

из главных направлений  современной стратегии развития жития.

         Государственное  регулирование   экономики  направлено  на  развитие

предпринимательства и создание конкурентной  среды  с  целью  максимального

повышения  эффективности   производства   в   соответствии   с   интересами

государства и потребностями  населения. Усилия центральных и  местных органов

власти концентрируются поэтому на  развитии  реального сектора экономики,

призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет

на себя функции  предпринимательства в основном не только и не столько  ради

регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те

задачи, которые  неуправляемый  рынок  решить  не  способен.  Речь  идет  о

сбалансированности  производства  и  внутреннего  спроса  на   производимую

продукцию,  а  также  товарной   структуры   внешней   торговли.   Коренная

модернизация и  перевод производства на принципиально  новые  технологии  не

могут  осуществляться  без  помощи  государства.  Огромные   первоначальные

расходы на поисковые  исследования,  экспериментальные  и  проектные  работы

посильны только для государства.

      Государство  должно установить порядок,  при   котором  предприниматели,

действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то,  что

выгодно не только им самим, но  и  обществу  в  целом.  Речь  идет  о  таком

порядке, который  учитывал бы общие  потребности  и  закономерности  рынка  в

реальных    социально-экономических    условиях     страны.     При     этом

самостоятельность субъектов  рынка  сочеталась  бы  с  интересами  общества.

Таким образом, государство  превращается в главный координирующий центр  всей

хозяйственной  системы,  обеспечивающий   нормальную   продуктивную   работу

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики